Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические аспекты учебного пособия для дистанционного обучения




 

Цель любого обучения — не только накопление полезной информации, но и умение ее использовать. Поэтому изучение любой дисциплины не сводится к запоминанию набора сведений. Дисциплину надо осмыслить в целом, т.е. осознать ее роль для специалиста, выделить и усвоить основные ключевые понятия (ядро дисциплины), уяснить связь с другими дисциплинами (межпредметные связи). Надо научиться пользоваться информацией, приобрести соответствующие умения и навыки. Все это решается благодаря занятиям обучаемых с преподавателем и практическим занятиям, дополняющим лекции и распределенным в течение семестра. А роль организатора этой деятельности студента отводится преподавателю..При самостоятельном же изучении дисциплин эта задача перекладывается на учебные пособия. Надо также учитывать, что самостоятельное изучение дисциплин без помощи преподавателя требует, как правило, больших затрат времени..

Дистанционное обучение (ДО) изначально предполагает, что студент обучается самостоятельно при минимальном взаимодействии с преподавателями. Поэтому успешная учеба студентов ДО невозможна без хорошо подготовленных учебных пособий. Эти пособия должны отличаться не только четкостью изложения, наглядностью материала и оптимальной краткостью, но и выполнять методические функции руководства обучением, т.е. являться, по существу, учебно-методическими пособиями (УМП). Однако большинство учебников и учебных пособий не в полной мере отвечают роли организатора самостоятельной работы обучаемых. Из этого следует, что для дистанционного обучения необходимо готовить специальные УМП по каждой дисциплине. А пока их нет, придется самостоятельно обучающимся долгое время пользоваться существующими учебниками и учебными пособиями, дополнив их специальными методическими разработками (указаниями) по изучению дисциплины. Возможно, целесообразность комплектации кейса ДО такими методуказаниями сохранится и после создания соответствующих УМП.

По организации учебного процесса ДО наиболее близко к заочной форме обучения (ЗФО). Но несмотря на более чем полувековое функционирование системы заочной подготовки специалистов, наличие специальных УМП для самостоятельного обучения до настоящего времени остается нерешенной проблемой. Анализ литературных источников по ДО и ЗФО показывает, что обобщенная структура УМП для самостоятельного изучения дисциплины должна включать следующие разделы:

1. Введение (история, суть предмета, место и взаимосвязь с другими дисциплинами учебного плана, краткие сведения о структуре).

2. Учебная программа дисциплины.

3. Цель и задачи изучения дисциплины и ее разделов.

4. Методические указания к самостоятельному изучению дисциплины.

5. Оглавление.

6. Основное содержание.

7. Практические задания для закрепления изученного материала.

8. Проблемные задания по материалу дисциплины, тематика для небольших научно-исследовательских работ.

9. Вопросы, тесты, задания для промежуточного и итогового контроля усвоения материала.

10. Ответы на задания, тесты по пунктам 7 и 9.

11. Толковый словарь терминов.

12. Список сокращений и аббревиатур.

13. Предметный указатель.

14. Список литературы.

15. Заключение.

16. Хрестоматия (выдержки из других литературных источников, методик по тематике дисциплины).

Такая обобщенная структура нуждается в комментариях и уточнениях.

Дисциплины имеют различные назначение и характер излагаемого материала, а также разный удельный вес в учебном плане специальности. И соответственно не по всем дисциплинам надо иметь указанную структуру УМП. К тому же каждый выделенный раздел потребует ознакомления, осмысливания и, соответственно, увеличения затрат времени, которое у обучающегося без отрыва от производства обычно в дефиците. С учетом этого и, наконец, собственного опыта прокомментируем отдельные разделы обобщенной структуры УМП и сформулируем рекомендации к их содержанию.

1. Введение. Помимо указанных сути, места и межпредметных связей дисциплины, в него можно органично включить цель и задачи дисциплины (разд. 3), а также общие методические указания к изучению дисциплины (разд. 4).

2. Учебная программа дисциплины. Приводится в методуказаниях к дисциплине и дублирование ее разделом в УМП вряд ли целесообразно.

3. Основное содержание (разд. 6). Должно соответствовать государственному образовательному стандарту, быть простым и понятным и вместе с тем точным. Вопрос изложения материала сам по себе достаточно обширен и выходит за рамки данной работы. Отметим только три момента:

• учебный материал следует структурировать на информационные доли (фрагменты), причем эти информационные доли желательно нумеровать для удобства дальнейших ссылок;

• самостоятельное осмысливание материала облегчается ранжированием информационных долей, и излагаемых понятий и терминов по значимости с наглядным отражением ранжирования типографскими или компьютерными способами (разумеется, такая ранжировка должна быть пояснена во введении);

• после каждой главы следует приводить методические указания к изучению, отмечая как внутрипредметные, так и межпредметные связи основных понятий данной главы.

4. Вопросы, тесты, задания для промежуточного и итогового контроля усвоения (разд. 9) предназначены прежде всего для самоконтроля и их целесообразно помещать после каждой главы. Формулировка вопросов должна быть четкой и понятной, не требующей расшифровки смысла и не допускающей неоднозначной трактовки. По нашему мнению, вопросы полезно сопровождать ссылками на текст (информационные доли), хотя это положение иногда встречает возражения. Практические задания для закрепления изученного материала (разд. 7) должны сопровождаться необходимыми справочными данными и ссылками на текст содержания (информационные доли) и ответами. Задания для самоконтроля должны быть не только расчетные, но и на анализ и осмысливание учебного материала (задания типа «Повторите...», «Решите...» не содержат рекомендаций по рациональной умственной деятельности). При составлении заданий на самостоятельную проработку изучаемого материала следует учитывать характер материала. Если материал главы содержит методику расчета (анализа, запуска, наладки и т.п.), то в качестве задания можно рекомендовать разработку алгоритма или алгоритмического предписания для выполнения действий по достижению цели кратчайшим путем. Если глава содержит ряд новых или уточняемых понятий; то можно предложить студентам сформулировать определения этих понятий, отнести их к определенной группе по указанным признакам (т.е. дать их классификацию), либо расположить их в определенном порядке (например по убыванию точности, по трудоемкости, по затратам материала и т.п.). Если в разделе рассматривается некоторое явление, дается анализ процесса или обоснование закона, то в качестве задания можно предложить сравнить это явление (закон, объект и т.п.) с известным как аналогичным, так и иным (противоположным, побочным, дополнительным). При этом обязательно указываются параметры, по которым надо произвести сравнение (по экономичности, точности, действующим законам физики и т.п.). Помимо вопросов и заданий желательно указать, какие лабораторные работы, предусмотренные программой дисциплины, относятся к данной главе и какие понятия они поясняют. Специальные вопросы, тесты и задания для итогового контроля предназначены, судя по всему, для дистанционного письменного контроля и аттестации обучаемого. Поэтому их следует включать только в УМП по тем дисциплинам, где такой контроль предусмотрен. Возможно, такой контроль и не требует специально составляемых вопросов и заданий, но если они составлены, их следует размещать в приложении.

5. Проблемные задания и тематика научно-исследовательских работ (разд. 8) может быть полезной только в основных дисциплинах, формирующих конкретного специалиста. Нельзя забывать, что они требуют наибольших затрат времени, которое у обучаемого, как правило, в дефиците.

6. Ответы на задания (разд. 10) помещают обычно в приложениях к УМП. По наиболее трудным задачам следует приводить методические указания или планы решений.

7. Толковый словарь терминов (разд. 11), помещаемый перед основным содержанием УМП, должен включать термины, которые необходимо знать обучаемому перед изучением дисциплины. Целесообразность включения в него толкования терминов данной дисциплины, раскрываемых в дальнейшем тексте УМП, отнюдь не бесспорна. Размещение же толкового словаря подобных терминов в приложении, на наш взгляд, является дублированием. Роль такого толкователя с успехом заменит достаточно полный предметный указатель (разд. 13), адресующий к соответствующей странице УМП или информационным долям текста.

8. Список сокращений и аббревиатур (разд. 12), как общепринятых, так и принятых только для данного пособия, весьма полезен и его следует помещать в приложение, даже если они указываются в тексте после первого ознакомления с соответствующим понятием.

9. Список литературы (разд. 14) рекомендуется делить на основной и дополнительный. Но такое деление возможно только для более или менее устоявшихся дисциплин. Следует также учитывать, что список литературы в УМП в известной мере дублирует аналогичный в методуказаниях к дисциплине.

10. Заключение (разд. 15). Предполагает подведение итогов изложения содержания УМП. На наш взгляд, не является обязательным разделом УМП для любой дисциплины, а целесообразно только для основных, формирующих конкретного специалиста. В таких дисциплинах оно может содержать информацию или прогнозы о путях дальнейшего развития дисциплины или отрасли знания, промышленности, строительства и т.д., что придает заключению оттенок проблемности, но в то же время потребует дополнительных затрат времени на осмысливание.

11. Наличие хрестоматии (разд. 16), включающей выдержки из научных статей, журналов, монографий, безусловно, имеет положительное значение, расширяя информацию о содержании дисциплины. Но нельзя упускать из виду и отрицательный момент — ознакомление с дополнительным материалом требует резерва времени, поэтому к этой позиции можно отнести и комментарии к разд. 15. Это — материал для наиболее подготовленных студентов, он не является обязательным для изучения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...