Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технология перевода существующих курсов обучения и переподготовки на платформу дистанционного образования




 

Современное состояние образовательного процесса, возможности средств телекоммуникаций, потребности обучаемых делают неоспоримым факт необходимости внедрения элементов СДО. Однако задача создания элементов СДО не является абсолютно новой. Для ее реализации имеется базовая методическая платформа, сформированная в процессе реализации очных и заочных программ обучения и переподготовки. Именно этот накопленный опыт и информационно-методический материал должны стать основой для создания комплексной СДО РФ.

В существующих условиях, определяемых состоянием технического и финансового обеспечения учебных заведений, возможно выделение двух основных направлений по созданию курсов и программ СДО:

создание курсов ДО на основе централизованных заказов, определяемых единой программой создания СДО ВС РФ и специальными потребностями;

постепенное создание и накопление элементов и курсов ДО, разработанных на основе ныне преподаваемых курсов обучения и переподготовки на базе высших учебных заведений.

Оба направления создания элементов СДО являются взаимозависимыми, так как опираются на единую информационную и методическую базу, связанную с накопленным опытом подготовки специалистов.

Первое направление по существу связано с созданием специальных курсов ДО, предназначенных для решения оперативных задач подготовки кадров. Разработка подобных курсов должны иметь заказной характер и специально финансироваться. Наиболее эффективный способ реализации подобных курсов — это выполнение работ в рамках договоров на опытно-конструкторские разработки (ОКР), регламентированных техническими заданиями, в которых четко оговариваются требования к реализации курсов и сроки исполнения. Исполнителями подобных заданий могут быть ведущие учебные заведения.

Второе направление создания компонент ДО продиктовано текущей деятельностью высших учебных заведений, использующих средства автоматизации в учебном процессе. Работы в этом направлении обусловлены постепенным переводом существующего методического обеспечения учебного процесса в формат электронного (программного) представления. Такая работа выполняется практически во всех учебных заведениях (подготовка учебных пособий, учебных планов и программ, методических указаний, контрольных заданий и т.д.). Однако в большинстве случаев это просто механическое накопление методических материалов, представленных в электронном виде, без решения (или попытки решения) задачи использования этих материалов в повседневном учебном процессе очной формы обучения, а в доследующем — в СДО. Существование накопленных и структурированных электронных материалов по учебным курсам очного образования в последующем может стать информационной основой для создания модулей курсов СДО. Такое направление формирования элементов СДО РФ требует меньших финансовых затрат, однако для его выполнения необходима реализация организационных мероприятий, определяющих основные направления развития данных работ и определения основных участников подобных программ. Учебные заведения, работающие в данном направлении, должны быть заинтересованы в результатах, так как они могут эффективно использоваться в учебном заведении. Создаваемые элементы СДО могут использоваться как дополнительные средства повышения качества подготовки на локальном уровне учебного заведения.

Для выполняемых разработок элементов СДО, как в рамках первого, так и второго направлений, можно выделить перечень характерных этапов методических и технических мероприятий (рис. 27).

 

Рис. 27. Технология перевода существующих курсов обучения и переподготовки на платформу СДО

 

Выделение подобных этапов обеспечивает определенную унификацию результатов разработок, выполняемых различными организациями.

Кратко, работы связанные с выполнением каждого из этапов, можно сформулировать следующим образом.

Этап 1. Определение мотивационных признаков по реализации программ подготовки или переподготовки специалистов на основе технологии ДО.

Этап 2. Создание содержательного наполнения программы подготовки (переподготовки), формулировка целей и требований к результату (внутренний стандарт).

Этап 3. Разработка структурно-логической схемы подготовки с выделением основных модулей и их взаимосвязей.

Этап 4. Детальная разработка модулей подготовки с определением внутренней структуры и содержания; методов изучения (преподавания), характерных для ДО; разработка системы оценивания на уровне элементов и модулей; разработка механизмов адаптации к уровням обучаемых.

Этап 5. Формирование на основе модулей взаимосвязанных или локальных курсов подготовки (переподготовки) с формулировкой требований и методов оценки готовности.

Этап 6. Реализация модулей курса с учетом выбранного варианта ДО (технологические решения и варианты реализации), от «бумажной» технологии, до полной. автоматизации.

Этап 7. Сборка курса и его апробация на уровне (базе) очного процесса подготовки.

Этап 8. Создание механизма и процедур ведения курса ДО (т.е. модификации и адаптации в соответствии с потребностями подготовки и целями).

Этап 9. Внедрение курса (программы) подготовки ДО в систему подготовки специалистов на заданном уровне.

Создание курсов ДО тесным образом связано с решением задачи обеспечения качества подготовки на основе обеспечения стандарта подготовки и с задачей структуризации обучения с целью перехода на модульный принцип обучения. В связи с этим центральное место в процессе создания курсов ДО занимают этапы, связанные с выявлением целей и требований подготовки и структуризацией курсов ДО.

В случае успешного решения задач данного этапа, реализация курсов ДО в основном связана с формированием функций оценивания.

Техническая реализация электронных вариантов курсов ДО, не обладающих высоким уровнем адаптивности, не представляет собой сложной задачи.

Особенностью предлагаемого подхода к порядку создания курса ДО является включение этапа апробации курса на базе очного образования. Это всегда возможно в случае существования модульных элементов обучения в высшем учебном заведении, и существовании локальной автоматизированной системы подготовки. Используя этот этап, можно наиболее эффективно выявить ошибки методического и технологического характера.

В системе ДО реализуются как традиционные (для заочного образования), так и совершенно новые способы информационно-методического обеспечения учащихся, применение которых принципиально меняет характер общения студентов и преподавателей. Естественно, что новшества, в первую очередь, определяются техническим оснащением центров ДО (федеральных, международных, региональных и локальных), возможностями интерактивного способа коммуникации при передаче и обработке образовательной информации. Однако основная задача ДО — это система курсового (информационного и методического) обеспечения, поддерживаемая широкой сетью образовательных учреждений.

Проблема заключается в том, что разработка, тиражирование и сопровождение каждого" курса требует существенных первоначальных и последующих интеллектуальных и материальных вложений. В связи с этим напрашивается понятный с экономической точки зрения вывод: вместе с созданием в рамках ДО системы подготовки преподавателей и разработчиков учебных курсов нового типа целесообразно использовать учебно-методическое обеспечение, наработанное в рамках научно-технических программ по развитию сети автоматизированных обучающих систем.

Отдельно необходимо остановиться на проблеме перехода на модульный принцип обучения.

Проблема создания модульных курсов обучения для систем дистанционного образования непосредственно связана с организационными и методическими проблемами внедрения модульного подхода в очные программы подготовки специалистов.

Существующий учебный процесс подготовки (переподготовки) инженеров ориентирован на одноуровневую (линейную) структуру подготовки, Учебные программы ориентированы на последовательное изучение дисциплин с учетом их логических взаимосвязей. Подобный подход не позволяет эффективно оценивать уровень профессиональной подготовки обучаемого в процессе подготовки. Результирующее оценивание и профессиональная квалификация осуществляется по окончанию программы подготовки.

Построение учебного процесса ориентируется на формулировки государственного стандарта, которые основаны на использовании линейной схемы обучения.

Системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации в рамках СДО должны использовать модульный принцип построения учебного процесса. Кроме этого, модульный принцип обучения может быть использован и в рамках очных образовательных программ. Особенностью использования модульного принципа построения учебного процесса является возможность оценивания профессиональной пригодности и присвоения квалификаций на промежуточных этапах подготовки.

На рис. 28 представлен пример формирования учебной программы высшего учебного заведения с использованием модульного принципа.

 

Рис. 28. Формирование профессионального уровня специалиста

Использование модульного принципа обучения позволяет реализовывать многоуровневые программы подготовки, дающие возможность качественно оценивать профессиональную пригодность специалистов не только на конечной стадии обучения (рис. 29).

 

Рис. 29. Многоуровневая система профессиональной подготовки специалистов

 

Очевидно, что использование модульного принципа подготовки повышает возможности управления учебным процессом и адекватность учебных программ целям и задачам обучения (рис. 30). В качестве основных направлений создания курсов ДО выделены: 1) создание курсов ДО на основе централизованных заказов, определяемых единой программой создания СДО РФ и специальными потребностями отраслей;

 

Рис. 30. Процесс (варианты) подготовки инженеров

 

2) постепенное создание и накопление элементов и курсов ДО, разработанных на основе существующих курсов обучения и переподготовки, на базе высших военных учебных заведений.,

Вопросы внедрения модульной системы дистанционного образования связаны с решением ряда организационных задач и проблем:

• наличие в учебных заведениях РФ в настоящий момент «линейной» (последовательной) структуры образовательного процесса;

• ориентация системы оценивания в процессах подготовки и обучения на «дисциплинарное» оценивание в процессах обучения и общую оценку готовности (качества) подготовки;

• сложность одновременного использования в учебных программах обучения и подготовки линейных и модульных курсов подготовки;

• невозможность полного преобразования типичных учебных программ на модульный принцип в процессе осуществления обучения;

• наличие обязательного этапа в разработке модульных курсов подготовки, не связанного с обучением (т.е. предварительная методическая проработка), но при этом в нем должны участвовать ведущие специалисты по разделам дисциплин, входящих в модуль;

• слабая готовность (педагогическая, методическая, технологическая) к решению задач модульного обучения преподавателей учебных заведений;

• отсутствие единой (государственной или ведомственной) системы классификации модулей профессиональной подготовки;

• необходимость предварительного определения содержания и взаимосвязей основных базовых курсов и модулей подготовки специалистов;

• разработка технологических и организационных принципов развития контекстов модулей и курсов обучения.

Таким образом, методические вопросы создания и внедрения модульных курсов ДО разбиваются на две основные группы:

вопросы, требующие решения на уровне МО РФ;

вопросы, решаемые в рамках учебных заведений и подразделений выполняющих технологическую и методическую подготовку курсов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...