В то же время, в 2009 году президент Молдовы Владимир Воронин на вопрос о перспективах организации заявил, что «ГУАМ как региональная организация нежизнеспособен и бесперспективен».
Структура организации Структура Организации включает в себя Совет и Секретариат. Совет ГУАМ является основным органом Организации. Он проводит свою работу на уровнях глав государств (саммит), министров иностранных дел, национальных координаторов и постоянных представителей. По решению Совета могут создаваться рабочие и вспомогательные органы на постоянной или временной основе, а также проводиться встречи представителей соответствующих министерств и/или ведомств государств-участников. Было принято правило, согласно которому председателями Совета на уровне глав государств становятся по очереди все главы стран-участниц в алфавитном порядке. В соответствии с решениями Киевского саммита ГУАМ обеспечение деятельности Совета было возложено на Секретариат, расположенный в Киеве (в настоящее время Секретариат организации еще не сформирован, и его функции выполняет Информационный офис ГУАМ в Киеве). Исполнительным органом ГУАМ, обеспечивающим и координирующим сотрудничество государств-участников Объединения в период между встречами Глав государств ГУАМ, является Совет министров иностранных дел. На СМИД возложено исполнение таких функций как разработка и внесение предложений и рекомендаций для саммитов, заключений о проектах повесток дня и решений саммитов, рассмотрение хода исполнения и содействие реализации решений саммитов и заключенных в рамках ГУАМ договоров и соглашений, проведение консультаций в области внешней политики, содействие обмену опытом и информацией в различных сферах сотрудничества, рассмотрение вопросов взаимодействия государств-участников на других международных форумах.
Рабочим органом ГУАМ, который координирует деятельность в рамках организации между государствами-участниками, обеспечивает подготовку встреч глав государств и заседаний Совета министров иностранных дел ГУАМ, является Комитет национальных координаторов. Комитет национальных координаторов состоит из Национальных координаторов - представителей государств-участников ГУАМ, по одному от каждого государства. Национальные координаторы назначаются министрами иностранных дел своих государств. Комитет национальных координаторов обладает следующими полномочиями: принятие решений по всем вопросам деятельности ГУАМ, за исключением тех, которые относятся к компетенции Глав государств и Совета министров иностранных дел ГУАМ, подготовка рекомендаций Совету министров иностранных дел по вопросам, которые относятся к его компетенции, создание вспомогательных органов в случае необходимости экспертного рассмотрения отдельных вопросов. Координация сотрудничества на отраслевом уровне возлагается на Рабочие группы. Рабочие и вспомогательные органы Организации, действующие на постоянной или временной основе, создаются по решению Совета министров иностранных дел. В настоящее время в рамках ГУАМ сформированы и действуют рабочие группы по следующим направлениям: экономика и торговля, вопросы энергетики, вопросы транспорта, вопросы информационных технологий, вопросы культуры, науки и просвещения, туризм, вопросы борьбы с терроризмом, организованной преступностью и распространением наркотиков. С целью развития сотрудничества деловых кругов в Организации действует Деловой совет ГУАМ. Деловой совет содействует выполнению договоров, принятых в рамках ГУАМ, соглашений о развитии сотрудничества между предпринимательскими кругами и субъектами хозяйственной деятельности государств-участников ГУАМ. К числу основных функций совета были отнесены выработка предложений по активизации экономических связей между государствами-участниками ГУАМ, предложений о путях интенсификации деловых связей в интересах субъектов хозяйственной деятельности, подготовка предложений по усовершенствованию национальных законодательств государств-участников ГУАМ в сфере экономических отношений, содействие интеграции государств-участников ГУАМ в мировую хозяйственную систему, развитию сотрудничества с деловыми кругами других стран, обмен информацией в сфере экономического сотрудничества и инвестиций, формирование общего рынка деловой информации.
В состав Парламентской Ассамблеи ГУАМ входят три комитета: политический; торгово-экономический; по вопросам науки, культуры и образования. Заседания Парламентской Ассамблеи проходят ежегодно. В ГУАМ существует статус наблюдателя и партнера. Организация декларирует открытость к сотрудничеству с другими государствами и международными организациями, которые разделяют ее цели и принципы, а также готовы участвовать в реализации совместных инициатив. Перспективы развития ГУАМ В настоящее время ГУАМ является международно признанной региональной организацией, предлагающей свой вариант организации постсоветского пространства, ориентирующейся в значительной степени на политику США. Говоря о будущем ГУАМ, можно предположить, что в ближайшей перспективе организация продолжит свое развитие на постсоветском пространстве. Однако степень конфронтации с Москвой и, наоборот, сближения с Вашингтоном или Брюсселем, может быть различной. Исследователи и эксперты рассматривают два основных сценария развития ГУАМ: Конфронтационный сценарий. ГУАМ продолжит свое развитие, прежде всего, как политическая организация, главной целью которой станет жесткое оппонирование России и любым попыткам интеграции по линии СНГ. В этом случае ГУАМ будет способствовать распространению влияния НАТО в бассейне Черного и Каспийского морей, созданию под контролем США маршрута транзита каспийской нефти в Европу в обход России, формирование нового транспортного коридора «Ближний Восток – Каспийское море - Европа» с последующим перераспределением в его пользу сложившихся грузопотоков. За реализацию данного сценария ратуют многие представители политической элиты в США, странах Восточной Европы, а также в Грузии и на Украине. В данном сценарии заложен неминуемый конфликт с Россией, рост напряженности в регионе и многолетняя консервация конфликтов в Абхазии, Южной Осетии, Нагорном Карабахе и Приднестровье.
Интеграционный сценарий. Он предполагает эволюцию ГУАМ в сторону более тесной экономической интеграции между государствами-участниками, рецепцию европейских норм политической и экономической жизни. Реализация такой схемы развития ГУАМ позволит государствам-участникам легче адаптироваться к требованиям, выдвигаемым Европейским Союзом к своим партнерам. Ставка на прагматическое сотрудничество в области экономики позволит в большей степени задействовать потенциал государств-участников ГУАМ в вопросах транзита и переработки энергоресурсов. Такая модель развития ГУАМ согласовывалась бы с нахождением государств-членов организации в составе СНГ и позволила бы при благоприятных условиях возобновить диалог с непризнанными республиками на постсоветском пространстве. Фактически в случае реализации данного сценария государства-участники ГУАМ будут пытаться в обозримой перспективе балансировать между ЕС и США, с одной стороны, и Россией и ее интеграционными структурами, с другой, избегая излишне острого обострения противоречий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|