Возрастосообразность в психологическом сопровождении развития обучающихся.
Возрастосообразность – свойство педагогического процесса, которое заключается в том, что обучение и воспитание наиболее эффективно, если осуществлять его в соответствии с особенностями возрастного развития ребёнка. В истории педагогической мысли давно сформировалось понимание необходимости учёта возрастных особенностей учащихся, воспитанников. Так, Я.А. Коменский обосновал принцип природосообразности – следования природе человека, его возрастным особенностям. Возрастные особенности – это комплекс физических и психологических свойств, характерных для большинства людей одного возраста. Особенности возраста проявляются в совокупности многих условий, среди которых выделяются:
Каждый период возрастного развития – это качественно особый этап, который характеризуется совокупностью многих изменений, определяющих своеобразие структуры личности человека на данном этапе его развития. Основа специфики возрастно-психологического консультирования лежит в необходимости применения системного анализа явлений детского развития, в обязательности учета специфики возрастных закономерностей для решения любых проблем, касающихся развития, обучения, воспитания ребенка.
Итак, общей задачей возрастно-психологического консультирования является контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса.
Специфика возрастно-психологического консультирования нашла свое отражение и в принципах работы возрастного психолога-консультанта, к которым, прежде всего, относятся:
Принцип стереоскопического диагноза. Данный принцип, сформулированный в семейном психологическом консультировании, означает необходимость рассмотрения проблемной ситуации в семье как объективно, с позиции психолога-консультанта, так и субъективно, с позиции каждого из входящих в данную ситуацию членов семьи. Принцип системности для возрастного психолога-консультанта означает необходимость учета всех нынешних и прошлых наиболее существенных влияний на ребенка, которые могли обусловить уровень его развития и особенности его поведения. В качестве системного объекта для анализа выступает ребенок, а точнее - его индивидуальный жизненный путь. Принцип уважения личности ребенка и неразглашения информации о нем означает невозможность прямого манипулирования клиентом, постановки задач на перестройку его личности. Принцип анализа подтекста. Исходное содержание этого принципа составляет поиск истинных (не декларируемых) мотивов обращения человека в психологическую консультацию. Принцип анализа подтекста означает, что истинные мотивы могут быть найдены, вскрыты и поняты психологом в ходе анализа особенностей текста жалобы клиента, то есть того, что говорит клиент о своем поведении, поступках, деятельности. В основе такого поиска истинных мотивов лежит известный общепсихологический принцип единства сознания и деятельности.
Принцип сравнения с возрастной нормой психического развития, который исходит из основной задачи возрастно-пси-хологического консультирования - контроля за ходом психического развития ребенка. Данный принцип содержит предостережение от упрощенного понимания психологами-консультантами возрастной нормы психического развития как некой границы в изменении количественных показателей психического развития, измеряемых различными психодиагностическими методиками. Принцип анализа индивидуального жизненного пути ребенка дополняет предыдущий требованием того, чтобы, помимо фиксации особенностей развития ребенка, психолог-консультант выявлял специфические особенности самого хода онтогенеза психики данного ребенка. Необходимость этого обусловлена, прежде всего, существенным облегчением диагностики особенностей уровня развития поведения и личности ребенка в данном возрасте.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|