Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогическая коррекция. Средства профессиональной деятельности педагога по коррекции психического развития обучающихся.




Таким образом психолого-педагогическая коррекция — это форма совместной профессиональной деятельности педагогических и медицинских специалистов и родителей, основанная на системе психологических воздействий с целью исправления поведения ребенка с опорой на знание возрастной, социокультурной и индивидуальной норм развития.

Сам термин «коррекция развития» как определенная форма психолого- педагогической деятельности впервые возникает в дефектологии применительно к вариантам аномального развития детей. В данной области этот термин означает совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков, отклонений в развитии ребенка.

В дальнейшем по мере развития прикладной возрастной психологии произошла своеобразная экспансия понятия «коррекция» на область нормального развития. Такое расширение сферы приложения было обусловлено новыми социальными задачами «значительного повышения морального и интеллектуального творческого потенциала, формирования у всех детей разносторонних творческих возможностей».

Таким образом, произошло принципиальное изменение характера задач и адресата коррекционных воздействий - от исправления дефектов, лежащих за порогом нормального развития, к созданию оптимальных возможностей и условий для психического развития в пределах нормы. Собственно повышение потенциала обучающихся раннего подросткового возраста (5-7 классов), преодоление некоторых трудностей, связанных с индивидуальными и в том числе возрастными особенностями, ведущими за собой проявления отклонения поведения, и является главной задачей моего исследования.

Д.Б. Эльконин, в зависимости от характера диагностики и направленности коррекции, предлагал различать две формы коррекции:

- симптоматическую, направленную на симптомы отклонений в развитии;

- каузальную, направленную на источники и причины отклонений в развитии.

Сравнивая эти формы коррекции, автор отмечает безусловный приоритет коррекции каузальной направленности перед симптоматической формой. Недостаточность симптоматической коррекции обусловлена тем, что одни и те же симптомы отклонений в развитии могут иметь различную природу, причины и психологическую структуру нарушений в развитии ребенка.

И, следовательно, будут требоваться различные способы преодоления и профилактики негативной симптоматики у ребенка. Поэтому для успеха коррекции необходимо исходить из психологической структуры нарушений и анализа их генезиса. Коррекционные усилия, таким образом, должны быть сконцентрированы не столько на внешних проявлениях отклонений в развитии, на их симптоматике, сколько на действительных источниках, порождающих эти отклонения, и на их причинах.

Педагог, работающий с детьми с отклонением в раз­витии и поведении, должен обладать системой обще­теоретических и специальных профессиональных знаний, совокупность и широта которых формирует у него пред­ставления о типологии и структуре аномального разви­тия, о способах предупреждения и преодоления интел­лектуальной либо физической недостаточности, о мето­дах психолого-педагогического воздействия. Педагог дол­жен уметь распознавать физические и психические дис­функции, владеть приемами и методами их устранения и коррекции, специальными методами обучения детей с расстройствами как в дошкольном, так и в школьном возрасте, проводить профилактическую работу по пре­дупреждению неуспеваемости, хорошо знать психологи­ческие особенности детей с патологией, использовать при­емы и методы их воспитания, корреляции и развития у них высших корковых функций. Успех в выполнении этих задач зависит от наличия у педагога глубоких про­фессиональных знаний и навыков, широкой ориентации в современных отечественных и зарубежных достижениях смежных с коррекционной педагогикой (дефектологией) наук, а также от его творческой активности и инициати­вы. Профессиональная компетентность такого педагога включает знание программ, школьных учебников, посо­бий по коррекции. Первостепенное значение для эффек­тивности работы по обучению, воспитанию, коррекции и профилактике нарушений в развитии детей имеет лич­ность педагога, которая характеризуется такими каче­ствами, как гуманистическая убежденность, гражданская нравственная зрелость, познавательная и педагогическая направленность, увлеченность профессией, любовь к де­тям, требовательность к себе и окружающим, справедли­вость, выдержка и самокритичность, педагогическое твор­ческое воображение и наблюдательность, искренность, скромность, ответственность, твердость и последователь­ность в словах и действиях и др.

Педагог должен вести поиск наилучших средств вос­питания и коррекции детей, изучая и обобщая передовой опыт. Умения, которыми он должен обладать, широки имногообразны: учебно-познавательные (работа с ли­тературой, наблюдения за ребенком и педагогическим процессом; моделирование педагогического процесса, выбор оптимальных путей коррекционно-воспитатель-ного воздействия и др.); учебно-организационные (перс­пективное и календарное планирование, проведение инди­видуальных и групповых занятий, создание оборудования, обеспечение комплексности воздействия и определение в этом комплексе своего реального участия ит. д.); учебно-педагогические (анализ каждого случая, выбор адекватных средств коррекции и т. п.). Кроме того, работа педагога должна основываться на строгом соблюде­нии принципов деонтологии (системы взаимодействий с лицом, имеющим расстройство определенного рода, с его родственниками и товарищами). Педагогическая деонто­логия включает в себя учение о педагогической этике иэстетике, педагогическом долге и нравственности. Педагог должен быть терпелив, тактичен и доброжелателен, отно­ситься к лицу с патологией и его родителями так, как относится врач к больному и его родственникам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...