Особенности овладения знаниями при проблемном обучении (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов).
Широко используется в учебном процессе проблемный подход в обучении, в решении задач поискового типа, ориентирующих учащихся на открытие новых знаний, способов действий. Выявлены особенности проблемного подхода в обучении в начальных классах школы. Учащимся не сообщаются знания в готовом виде, а перед ними ставится проблема для разрешения, намечаются пути овладения новым материалом, опираясь на уже имеющиеся знания, умения и навыки, свой личный опыт, проведение опытной работы, изучение источников. Проблемный вид обучения основывается на осознании противоречия между новыми требованиями и недостаточным уровнем знаний, умений, навыков и мышления. Проблемное изложение учебного материала, решение задач проблемного типа вводится в структуру рассказа, беседы, объяснения, лабораторной работы, показа, упражнения. Назначение проблемных вопросов, задач, заданий — нацелить учащихся открыть новые, неизвестные знания или способы действия. Новое, неизвестное и является предметом поиска, составная, стержневая часть поисковых заданий. К примеру: Что произойдет, если бросить в воду деревянную щепку, гвоздь? Почему в первом случае тело плавает, а во втором тонет? А почему корабль со стальными машинами, весящими сотни, тысячи тонн, плавает в воде, а гвоздь тонет? Подобные вопросы привлекают внимание, интерес. Ученик не может сразу ответить на них. Он думает, мыслит, поставлен в положение «искателя истины». Его познавательная деятельность осуществляется на высоком аналитико-синтетическом уровне. При проблемном виде обучения повышается познавательная активность детей, расширяется сфера поиска, поисковой деятельности, увеличивается объем работ творческого характера. Дети проявляют готовность самостоятельно решать теоретические и практические вопросы, переносить отрабатываемые операции на новые задания, применять усваиваемые знания, умения и навыки в разнообразной творческой деятельности, переживать радость собственных «открытий».
В психологической и педагогической литературе содержится указание на наличие пяти этапов возникновения и решения проблемных задач: 1) возникновение проблемной ситуации, ее анализ и постановка проблемных вопросов; 2) использование известных способов решения; 3) расширение области поиска новых способов решения; 4) реализация найденного принципа; 5) проверка правильности решения. Исследователи называют четыре последовательно усложняющиеся уровня проблемного обучения. Первый является по сути демонстрационным: учитель формулирует проблему и сам показывает способы ее решения (в случае невозможности ее решения детьми в силу объективных или субъективных причин, например, при недостатке у детей знаний и опыта). Второй и более сложный уровень проблемного обучения реализуется следующим образом: учитель формулирует проблему, а ученики пытаются найти решение сообща, коллективным способом. Они выдвигают предположения о возможных способах решения, аргументируют их, подвергают сомнению, совместными усилиями приходят к решению Третий уровень проблемности характеризуется тем, что после выдвижения учителем проблемы, школьники решают ее индивидуально, рассчитывая только на свои силы. Четвертый и самый сложный уровень проблемности ориентирован на максимальную самостоятельность обучаемых, проявляющуюся как в постановке проблемы, так и ее решении (при незначительной помощи педагога). Первый уровень проблемности доступен при продуманной организации обучения даже для детей дошкольного возраста. Второй и третий уровни проблемного обучения доступны для младшего школьного возраста. Последний — четвертый уровень рассчитан на самостоятельную поисковую творческую деятельность старшеклассников и студентов (рефераты, творческие проекты, выпускные квалификационные работы в вузе и др.).
Проблемный вид обучения не следует превращать в универсальный и противопоставлять другим видам обучения. Учение не может осуществляться только как процесс непрерывного поиска. Большая часть учебного материала сообщается школьникам в готовом виде. Это экономный способ передачи в систематизированном, концентрированном виде накопленного в течение длительного времени значительного круга знаний, умений и навыков. Лишь сравнительно незначительную часть учебного материала дети усваивают в результате поисковой деятельности. Заметное влияние на повышение активности и самостоятельности учащихся в учебном процессе оказало применение машинного или без- машинного программированного вида обучения. Наиболее существенными отличительными признаками его являются: • самостоятельное усвоение детьми учебной информации, разделенной на небольшие дозы, части, фрагменты, расположенные в строгой логической последовательности; • самостоятельное выполнение каждым из учащихся конкретных учебных действий, индивидуальный темп и ритм работы (наблюдение, анализ фактического материала, конструирование выводов) в соответствии с четкими указаниями, заданиями; • осуществление самопроверки каждым учеником результатов учебной деятельности. Проследим это на примере фрагмента — программированного учебного пособия по теме «Наречие». Правописание наречий с приставками на-, за-, в-, из-, до-, с. 1. Подчеркни в наречиях приставку и конечную гласную: направо издалека заново добела влево снова
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|