Развивающая деятельность педагога и психолога с особыми категориями детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Коррекционно-развивающая деятельность – это создание психолого-педагогических условий для оптимального развития ребенка и взрослого как участников образовательной среды и создание условий для исправления нарушений нормативности возрастного (или профессионального) развития. Таким образом, нормативность (нормы) возрастного развития задает тот эталон, который определяет цели коррекционно-развивающей деятельности психолога в образовании. Рассмотрим этот феномен подробнее. В возрастной психологии (или психологии развития), которая занимается изучением закономерностей психологического развития человека в онтогенезе, выявлены некоторые факты относительно возрастной нормативности развития. 1) Существуют закономерности смены возрастных этапов развития человека, в целом совпадающие во многих культурах. Периоды в жизни человека могут быть выделены по разным основаниям в зависимости от задач исследователя и его теоретической позиции. Как пишет Г. С. Абрамова, "такими основаниями могут быть какие-то отдельные модальности психической реальности". Исходя из этого постулата, можно говорить о периодизации Ж. Пиаже, или выделенных им периодах в развитии мышления; или выделять характеристики развития чувств – такая периодизация есть у Т. Рибо; можно рассматривать развитие воли (модальность "Я хочу") – такая периодизация есть у Л. С. Выготского. В науке создано множество периодизаций применительно к разным видам деятельности – рисованию, музыке, движениям, школьному обучению и т.д. Важно то, что любая периодизация пытается взять за основу разную степень обобщенности характеристик психической реальности человека. Выше нами была приведена периодизация возрастного развития Д. Б. Эльконина, основанная на идеях Л. С. Выготского, она стала основной в отечественной психологии. В зарубежной психологии наиболее известными периодизациями возрастного развития стали периодизации З. Фрейда, Э. Эриксона и Ж. Пиаже.
2) Эталон психологического развития задан в культуре того общества, в котором развивается ребенок. Например, при одинаковом физиологическом строении организма ребенок в античности и ребенок современных родителей достигает совершенно разного уровня интеллектуального развития. 3) Эталоны психологического развития заданы как новообразования в психологическом развитии: т.е. определенные качественные и количественные показатели развития познавательных процессов, мотивационно-волевых процессов, развития личности и деятельности. Собственно, все это и устанавливает нормы развития в каждом возрасте. Например, для ребенка в год положено ходить и говорить первые слова, а перед поступлением в школу в семилетием возрасте – хотеть учиться. Развитие не сводится к количественным изменениям, это не рост, а цепь качественных преобразований. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше и что будет потом. 4) Новообразования, или нормы развития, не являются стабильным образованием. Поскольку культура современного общества динамично меняется, это сказывается на особенностях феноменологии и динамики психологического развития ребенка. Поэтому нормы развития требуют постоянного уточнения и совершенствования. 5) Не существует общих, одинаковых для всех детей нормативных показателей развития. Процесс развития каждого конкретного человека индивидуален, т.е. является сложным, неравномерным, гетерохронным (когда все функции и системы развиваются с разной скоростью). Поэтому невозможно к конкретному человеку подходить с "общей линейкой". Часто одаренные дети выглядят проблемными: у них не складываются отношения с одноклассниками, они не выполняют учебные поручения учителей и пр. Тем не менее они требуют иного подхода и другим образом организованной коррекционно-развивающей работы с психологом, по сравнению с ребенком, который нс учится вследствие несформированности нормативных показателей развития мышления, памяти, внимания.
Основная цель коррекционно-развивающей деятельности в пространстве нормального детства – способствовать полноценному психологическому развитию ребенка. Основная задача – психолого-педагогическая коррекция отклонений в психическом развитии ребенка (интеллектуальном, эмоциональном, мотивационном, поведенческом, волевом, двигательном и пр.) на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребенка, сохранения его психологического здоровья. Цель и задачи коррекционно-развивающей деятельности четко очерчивают принципиальную психолого-педагогическую позицию по отношению к детям: не ребенка подгонять, корректировать под ту или иную образовательную систему, а саму эту образовательную систему корректировать в том направлении, чтобы она обеспечивала достаточно высокий уровень развития, воспитания и обучения всех детей, была психологически безопасной, способствовала сохранению его психологического здоровья. В практике коррекционной работы выделяют различные модели объяснения причин трудностей в развитии. Биологическая модель – объясняет этиологию отклонений в развитии снижением темпа органического созревания. Медицинская модель – выносит проблемы, трудности и отклонения в развитии в область аномального развития. Интеракционистская модель – подчеркивает значения сбоев и нарушений взаимодействия между личностью и средой для возникновения проблем развития и, в частности, вследствие дефицитарности среды, сенсорной и социальной депривации ребенка. Педагогическая модель – усматривает причины отклонений в явлениях социальной и педагогической запущенности ребенка. Деятельностная модель – ставит во главу угла несформированность ведущего типа деятельности и других, типичных для данной возрастной стадии видов деятельности.
Три основных направления в области постановки коррекционных целей. 1. Оптимизация социальной ситуации развития. 2. Развитие видов деятельности ребенка. 3. Формирование возрастно-психологических новообразований. По форме организации коррекционно-развивающей деятельности можно выделить следующие психолого-педагогические методы и технологии: · общая психокоррекция (мероприятия общепедагогического порядка, нормализующие социальную среду ребенка; нормализация и регуляция психофизических и эмоциональных нагрузок ребенка, работа по психогигиене и психопрофилактике, педагогической этике, лечебно-оздоровительные мероприятия, организация специальных замятий по плаванию, усиленному питанию детей); · частная психокоррекция (набор психолого-педагогических воздействий, т.е. системы специально разработанных психокоррекционных мероприятий, применяемых в общей системе образовательных процессов. Игровая, музыкальная, драматерапия); · специальная психокоррекция (комплекс приемов, мер, методов, методик работы с конкретным ребенком или группой детей по решению психологических проблем).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|