Взаимодействие в сфере образования
Произошедшие в 1990-е годы кардинальные перемены в политической, социально-экономической и других сферах настоятельно требовали адекватных шагов в образовательной сфере. Модернизация образования была необходима и как ответ на вызов времени — общепризнано, что в информационно-технологическом обществе XXI в. определяющим в конкуренции государств будет уровень образованности нации, ее способность развивать прогрессивные технологии. Проблема развития и совершенствования сотрудничества в образовательной сфере между странами СНГ постоянно присутствует в повестке дня на саммитах Содружества и двухсторонних переговорах постсоветских лидеров. Однако нельзя констатировать, что за время, прошедшее с момента распада СССР, потенциал взаимодействия в этой сфере был реализован в достаточной степени. Центробежные тенденции затронули не только политическую и экономическую сферы, но и механизмы социо-культурного взаимодействия, хотя сама логика развития независимых государств диктует иной выбор - сохранить единое образовательное пространство как залог повышения конкурентоспособности стран Содружества. Актуальными проблемами культурно-языковой политики в области общего и профессионального образования на постсоветском пространстве остаются: активное функционирование сети общеобразовательных школ с русским языком обучения; поддержка выпуска учебной и научно-методической литературы на русском языке; сохранение преподавания на русском языке в общеобразовательных школах и университетах; наличие национальных программ развития языков; разработка совместных проектов в сфере научных исследований. Вопросы сотрудничества в образовательной сфере между странами Содружества призваны решать проводимые регулярно встречи министров образования стран-участников СНГ. Вопрос о конкретных путях формирования Евразийского образовательного пространства были вынесены на повестку дня конференций министров образования стран СНГ.
Обсуждение вопросов образовательного взаимодействия инициируется совместными усилиями Информационно-аналитического Центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве МГУ им. М.В. Ломоносова и Центра изучения постсоветского зарубежья Российского Государственного гуманитарного университета. Эти структуры функционируют на базе учебных кафедр двух крупнейших российских вузов и своей деятельностью, направленной на проведение международных конференций и круглых столов, а также многостороннее сотрудничество с рядом вузов стран СНГ, основанное на договорных актах и соглашениях, поддерживают интеграционные проекты России со странами Ближнего Зарубежья в области образования. Данная позиция, отстаивающая идею консолидации образовательных структур на постсоветском пространстве, была в целом поддержана всеми участниками круглого стола. За расширение гуманитарного сотрудничества в рамках Шанхайской организации говорит уже то обстоятельство, что приобретенный странами ШОС опыт интеграционных связей в образовательной сфере оказался достаточно позитивным. Данное утверждение объясняется, прежде всего, тем, что в отличие от интеграционных проектов в рамках СНГ идеология взаимодействия в системе Шанхайской организации лишена множества негативных факторов субъективного порядка. Прагматичность в соединении с консенсусным началом формирует пространство доверия, и именно это поле вбирает в себя наиболее динамичные и успешные образовательные проекты. Существуют и другие факторы, способствующие развитию интеграционного сотрудничества в ШОС. Благодаря особенностям гуманитарных ресурсов каждой страны у участниц Организации имеется огромный потенциал для взаимодействия. Согласно Хартии ШОС, сотрудничество в гуманитарной области является одним из приоритетных задач организации.
Для создания договорно-правовой базы гуманитарного сотрудничества государствами-членами организации разработан проект Соглашения о взаимном признании эквивалентности документов об образовании и документов об ученых степенях и званиях, выдаваемых выпускникам образовательных учреждений государств-членов ШОС. 15 июня 2006 года во время юбилейного Саммита ШОС в Шанхае было подписано Соглашение о сотрудничестве в области образования. Одновременно Сторонами прорабатывается возможность создания под эгидой ШОС единого Образовательного Центра. Очевидно, что на современном этапе деятельности Шанхайской организации вопрос о координации действий в сфере образования между странами-участницами ШОС приобретает особое, исключительно важное значение. Необходимость координации действий РФ, Китая, центрально-азиатских государств в сфере подготовки квалифицированных специалистов во всех областях гуманитарных и естественнонаучных знаний абсолютна очевидна. Продвигаясь в направлении стандартизации системы высшей школы в рамках Болонского процесса страны-участницы ШОС имеют уникальную возможность обогатить формальный набор требований болонской системы содержанием, более соответствующим национальным традициям образовательных моделей Китая, России, Казахстана, других стран. Включаясь в интеграционные процессы в образовательной сфере и бережно относясь к "образовательному багажу", накопленному за тысячелетия, китайское руководство рассматривает образовательное сотрудничество в рамках ШОС как адаптационный инструмент, позволяющий решить стратегическую задачу с минимальными издержками. Россия, в свою очередь, имеет возможность обратиться к китайскому опыту, формируя сходные цели и задачи. В сущности, в образовательной сфере мы наблюдаем тенденции сходные с форматом экономических связей. Идет "стихийный" процесс взаимодействия российских, китайских, казахстанских вузов. МГУ, РГГУ, ВШЭ выступают в качестве системообразующих элементов в механизме дистанционного образования. Тысячи китайских студентов и аспирантов обучаются в российских вузах. Организована совместная аспирантура МГУ и Пекинского университета, совместная аспирантура Дальневосточного государственного и Хэйлунцзянского университетов. Обычным явлением стало открытие в странах ШОС Славянских Университетов.
Перспективы выстраивания механизма единых образовательных связей внутри ШОС можно рассматривать в нескольких направлениях. Формирование "общего рынка" образовательных услуг. Речь идет не только о таких проектах, как например, открытие "Университета ШОС", а о более глубоком интеграционном взаимодействии, выстраивании динамичной конфигурации взаимопроникновения субъектов высшей школы, как с точки зрения организационной, так и с точки зрения содержательной. Не секрет, что во многих странах ближнего зарубежья с опаской относятся к проникновению российских образовательных структур на национальные образовательные рынки. Однако, в данном случае, речь должна идти о создании нового, общего образовательного пространства, на основе взаимного доверия и сотрудничества, а не о доминирующей роли какой-либо из стран-участниц ШОС, идет ли речь о России или Китае. Университет Шанхайской организации сотрудничества может стать одним из элементов развития гуманитарного, энергетического, торгово-экономического и политического сотрудничества, соединив уже действующие в странах-участниц Организации центры. Для создания соответствующей договорно-правовой базы сотрудничества государствами-членами ШОС важную роль должно сыграть Соглашение о взаимном признании эквивалентности документов об образовании и документов об ученых степенях и званиях, выдаваемых выпускникам образовательных учреждений государств-членов ШОС. Необходимо четко определить задачи и сферу компетенции, создаваемого под эгидой ШОС единого Образовательного Центра. Одной из важнейших задач Образовательного Центра должно стать расширение межгосударственного информационного обмена по вопросам образования, проведение исследований по выявлению образовательных потребностей населения и потребности в кадрах высшей квалификации государств.
Одним из принципиальных шагов к реальному взаимодействию образовательных систем стран-участниц ШОС должно стать создание структуры, проводящей постоянный мониторинг системы взаимодействия "высшая школа - рынок труда". Предполагается, что создание Университета ШОС придаст новый импульс расширению многостороннего образовательного, научного и культурного сотрудничества; предоставит молодёжи новые возможности для получения качественного современного образования, а педагогам и учёным — для развивития научных контактов; а также будет содействовать эффективному взаимодействию стран — участниц Организации в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной сферах. При наличии политической воли и четкой концепции взаимодействия можно надеяться, что у интеграции в области образования между странами-участницами ШОС большие перспективы. В интересах России стать системообразующим элементом образовательной модернизации "евразийского сообщества", а, в более прагматичном плане, обеспечить ориентацию политической и экономической элит стран ШОС на получение высшего образования в России как современного и конкурентоспособного. Таким образом, у большинства стран постсоветского пространства существует стремление к взаимовыгодному сотрудничеству в образовательной сфере. Инициатива проявляется не только со стороны управленческих структур, но и вузовской общественности. Однако для усиления интеграционных процессов нужна финансовая и организационная помощь со стороны государственных органов. Российские образовательные структуры должны определить степень важности для национальной системы образования выстраивания механизма связей в рамках ШОС и СНГ. Пока же российское руководство в образовательной сфере придерживается политики "трех векторов". Главный вектор - вхождение в Болонский процесс. Второй - развитие интеграционных проектов на постсоветском пространстве через механизм двухсторонних и многосторонних связей. Наконец, третий - направление образовательной интеграции в рамках ШОС и ЕврАзЭС.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|