От «что я могу получить» к «что я могу отдать»
В индустриальной системе мы играли в такую игру, где суммарный выигрыш был равен нулю. Каждое общественно полезное дело вознаграждалось, и эта награда доставалась либо начальству, либо трудящимся. Здесь с самого начала возникал конфликт, поскольку приходилось делить весьма скудные ресурсы. А вот в современной системе всеобщие связи всех со всеми создают избыток всего. Вариантов выбора так много, что то, чего раньше не хватало, теперь имеется в изобилии. Задача состоит в том, чтобы сделать переориентацию на мир изобилия, в частности, сосредоточить внимание на выяснении того, что вы можете от себя вложить во всемирную сеть, прежде чем начнете беспокоиться о том, что сможете от нее получить. Если вы вложили достаточно, отдача произойдет сама собой.
Несомненно, продукция индустриальной системы нам по‑прежнему нужна
Да, нам необходимы угольные шахты, химические реакции, напечатанные страницы книг и разложенные по полочкам документы. Только теперь это не означает, что все это должны делать вы. Власть быстро переходит от тех, кто обеспечивает людей вещами, которых теперь предостаточно, к тем, кто, применяя творческий подход, придумывает новые способы связи между людьми. Индустриальная экономика при этом не исчезает, но на первый план все больше и больше будут выдвигаться те, кто создает связи, а не те, кто имеет виджеты, кто все время сидит в интернете.
Мы лучше делаем то, в чем имеем возможность попрактиковаться
● В чем практикуетесь вы? ● В непрерывной спешке успеть к сроку? ● В скептических выпадах против новых идей? ● В щедрости? ● В творчестве? ● В злобном ворчании?
● В поиске благоприятных возможностей? ● В пустопорожних мечтаниях? ● В том, чтобы давать людям полезные советы?
Когда есть свой стиль
Айра Гласс хорошо понимает ваши чувства. Вот что она об этом пишет:
«Никто не говорит этого людям, которые еще только начинают свой путь, а мне хотелось, чтобы кто‑то мне это сказал. Все мы, кто занимается творчеством, ступили на эту стезю, потому что у нас есть вкус и стиль. Но тут имеется одна серьезная заминка. Первые два года у вас будет не слишком хорошо получаться. Как ни старайся, при всех ваших способностях все равно работа будет далека от совершенства. Но ваш особый стиль, то, что затягивает вас в эту работу, представляет наибольшую опасность. Именно ваш стиль повинен в том, что ваши труды вызывают у вас разочарование. И многие из нас просто не могут осилить эту неизбежную стадию, в результате отказываются от творчества. Большинство известных мне людей, которые создают что‑то интересное, что‑то творческое, прошли через этот период, порой продолжавшийся многие годы. Мы знаем, что наша работа еще не дотягивает до того уровня качества, к которому мы стремимся. И если вы только начинаете или еще находитесь на этом этапе, то должны знать, что это нормально, что самое важное – просто работать, много работать… И лишь проделав достаточно большой объем работы, вы сможете перейти через эту пропасть, тогда ваша работа будет соответствовать вашим амбициям».
Рис и риск
Обратите внимание: во всех суши‑барах среднего уровня используют автоматические электрические рисоварки. Они надежны, дешевы и просты в эксплуатации. Готовить очень легко. И получается отменный рис. Но в суши‑барах высшего уровня, цены в которых раза в два‑три выше, чем во всех остальных, эти рисоварки никогда не применяют. Там для варки риса используют газ. И таймер.
Дело в том, что газ дает колеблющееся, неравномерное пламя, что делает всю операцию по варке несколько непредсказуемой. На газовой плите сварить хороший рис намного сложнее, чем с использованием электрической рисоварки. Тут нужны и время, и особый талант. Но по‑настоящему великолепный рис можно сделать только на открытом огне. Потому что для риса нужен риск, как и во всяком другом деле. Нам едва ли удастся создать что‑то исключительное, не подмешав в это блюдо хоть чуточку риска.
Станьте покровителем искусств
Интересно, что когда мы произносим эту фразу, то слово «искусств» употребляем во множественном числе. Покровителю искусств не обязательно должны нравиться тот или иной проект или та или иная творческая работа. Покровитель искусств – это тот, кто уважает художника, является приверженцем данного движения и чего‑то нового в творчестве. Ваше мнение по поводу какой‑нибудь новой идеи, высказанной кем‑то из наемных работников, может оказаться не таким важным, как ваше действие относительно реализации этой идеи, которая может сработать, а может и не сработать. Только глубоко приверженный существующему статус‑кво представитель индустриальной системы может требовать, чтобы все и всегда срабатывало. Для всех же остальных, то есть нас с вами, наилучшим подходом было бы стать «покровителем» и окружить себя людьми, которые горят желанием сделать то, чего еще никто никогда не делал, и готовы взять на себя ответственность за результаты этого шага.
Коль человек решил разрушить старое, отбросить то, что было, не полагаясь и на то, что будет, ответ искать он должен: почему смешалось то и это?
Эдвард Эстлин Каммингс
Когда аудитория остается с творчеством один на один
Марсель Дюшан отмечал: «Картину создает тот, кто на нее смотрит». Он создавал «подмостки» и позволял зрителю мысленно разыграть сцену, то есть передать сюжет в его понимании. А Ив Кляйн заявлял: «Мои картины – это всего лишь пепел моего творчества». По его мнению, творчество – это процесс, а не его конечный результат. А картина на холсте, или ее репродукция, или эта фальшивка – фотография картины в газете – все это не более чем сувенир, который можно сохранить на память о творческом процессе.
И Дюшан, и Кляйн подтверждают одну и ту же истину: творческий порыв художника и то, что испытывает зритель, когда смотрит на его работу, – это две стороны одной медали. Зритель видит силу этого порыва. Одного порыва, который происходит где‑то в темноте, где тебя никто не видит, что подобно падающему в тишине леса дереву, где никто этого не услышит, для творчества недостаточно. Для того чтобы творческий порыв превратился в творчество, нужно, чтобы к нему прикоснулся кто‑то извне. Кто‑то должен прийти и посмотреть, услышать, пощупать, при этом есть риск, что люди будут выражать недовольство, безразличие или полное отвержение. Но творческий человек должен позволить аудитории выразить свое мнение. И часто зритель погружается в некую мифическую реальность, ощущает подъем и радость от этого прыжка в неведомое.
Взгляд несведущего
А если зритель не знает, как все это делается? Если посетитель ресторана не понимает, как трудно готовить все эти изысканные блюда? Если турист, оказавшись в музее, обнаруживает полную неосведомленность относительно истории искусства, вследствие чего до него не доходит, на какой сумасшедший риск пошел в свое время Джексон Поллок? Томас Харт Бентон, учитель Поллока, был художником высокопрофессиональным, он умел писать фигуры людей так, что они выглядели почти как трехмерная скульптура. И как можно было от этого повествовательного реализма перейти к технике разбрызгивания краски с кисти?! Разве это не подлинное новаторство? Но несведущие туристы, конечно же, этого не замечают. Они просто говорят что‑то вроде: «Так может мазать любой». Они не понимают, что искусство – это не просто то, что воспроизвел на холсте Поллок, что вообще и холст, и то, что изображено на нем, – это в некотором смысле всего лишь следы процесса творчества, похожие на те, что остаются от исчезнувших без следа древних цивилизаций. Вот почему подлинное искусство редко подходит для широких масс. Они не способны оценить это проявление оригинальности, зато охотно покупают копии и подделки. Но это и хорошо, поскольку массы сейчас нужно принимать в расчет меньше, чем когда‑либо прежде. Люди интересуются тем, что считается в данный момент популярным, и просто диву даешься, что какая‑то плоская шутка способна иметь больший успех, чем самые возвышенные идеи.
Да, все мы в какой‑то момент поддаемся влиянию толпы: становимся ее частью, когда видим только белое и черное и не замечаем оттенков, когда просто хотим иметь то, что кажется нам качественным, когда цена для нас важнее, чем импульс. Стремительное распространение всевозможных экономических ниш, нарастающее, подобно приливной волне, разнообразие вкусов и интересов, в том числе и самых странных, говорят нам о том, что мнение масс в наше время легче проигнорировать, чем когда‑либо прежде. Сейчас творческий человек может сам выбирать для себя аудиторию и находить ту, которая понимает его работу. И тогда перед ним открываются широчайшие перспективы для дальнейшего творчества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|