Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Три основных компонента для успеха в творчестве




 

Писатель Джеймс Элкинс пишет о трех компонентах, необходимых для того, чтобы стать творческой личностью: нужно обладать пытливым взглядом, желанием неустанно трудиться и начинать свою работу с чистого листа.

Ученики начинают с того, что учатся видеть. Они должны видеть мир таким, каков он есть, без наклеенных ярлыков, когда они еще не знают, как называется то, что они видят.

На втором этапе они учатся много трудиться. Нужно уметь использовать руки, голос или тело, чтобы взять то, что они видят, отразить это в своей работе, а затем отдать ее людям.

На третьем этапе (и это самое сложное) человеку, занимающемуся творчеством, нужно начинать все с чистого листа. Творчество должно быть самобытным, ни в коем случае не повторять того, что уже сделано другими, а первый мазок кистью или первые слова песни должны будоражить нас своей новизной. Так можно ли не быть уязвимым, когда это творчество принадлежит нам, а не кому‑то другому и только мы сами за него в ответе?

Возьмем, к примеру, Стива Мартина. Он прошел эти три этапа. Он сумел увидеть свое будущее (заглянув вперед через десятилетия, он увидел его в волшебном окошке в том самом Диснейленде, где он только начинал) и стал путешествовать из клуба в клуб, устраивая свое шоу так, чтобы не только он общался со зрителями, но и они общались друг с другом, чтобы комик и аудитория стали как одна семья.

Стив стал усиленно трудиться. Привлек к себе внимание журналов. Он все проверял, вымерял и многократно повторял. Три выступления за один вечер было для него нормой, в течение года – сотни выступлений. И так год за годом.

Но самое главное в том, что он неустанно начинал с чистого листа. Мартин так редко что‑либо у кого‑либо перенимал, что в своей автобиографии он всякий раз отмечает, что если и заимствовал хотя бы один жест у своих наставников, то всегда только с их разрешения. Все остальное было самобытным, оригинальным. Сейчас то, что делал Мартин, кажется нам таким понятным, даже тривиальным, но, когда он это создавал, его творчество было чем‑то новым, неожиданным и очень смелым.

 

Долго не раздумывай! Долгое раздумье – враг творчества. Это проявление застенчивости, а застенчивость ни к чему не приведет. Так ты никогда и не начнешь что‑нибудь делать. Берись за дело прямо сейчас!

 

Рэй Брэдбери

 

Первое: научитесь видеть

 

Наши предубеждения и страхи вступают в заговор, чтобы помешать нам видеть мир таким, каков он есть.

Буддисты называют это праджна (prajna), что значит принимать реальность такой, какая она есть, вместо того чтобы интерпретировать ее применительно к происходящим в нашей жизни событиям. Дюк Стамп настоятельно советует «умерить бег наших мыслей». Весь смысл в том, чтобы не зацикливаться на постоянном толковании событий, что позволяет нам поддерживать свое мировосприятие; суть в том, чтобы принимать все, что происходит, не стараясь истолковывать это согласно нашим предубеждениям.

Фред Уилсон, один из наших самых успешных венчурных предпринимателей, сумел достичь этого как раз благодаря своей способности видеть вещи такими, каковы они есть. Он смог первым разглядеть коммерческий потенциал «Delicious», «Twitter» и десятков других подобных компаний. Клайв Дэвис проявил гениальность, когда нашел и обеспечил раскрутку Уитни Хьюстон, Патти Смит, группе «Outlaws», Дайян Уорвик, Арете Франклин, Карли Саймон, группам «Grateful Dead» и «Kinks», а также Лу Рид. При этом он далеко не всегда делал их записи или продавал их. Просто он умел увидеть (и услышать) те потенциальные возможности, которые были заложены в музыкантах и певцах, встречавшихся на его пути.

Способность видеть рынок, технологию или талант такими, каковы они есть, а не такими, какими вы хотели бы, чтобы они были (или боялись бы этого), – это один из секретов – навык, присущий творческой личности, который помогает добиться успеха.

Алан Веббер и Билл Тейлор были просто двумя талантливыми редакторами среди десятков других, подвизавшихся в «Harvard Business Review», но лишь эти двое обладали нужным уровнем сосредоточенности, чтобы обратить внимание на ту революцию в бизнесе, о которой поведали нам в «Fast Company», одном из самых солидных (и доходных) журналов, которые когда‑либо выходили из печати.

Эти навыки можно в себе развить (разумеется, если вести эту работу в нужном направлении). Делайте прогнозы на основе того, что видите, записывайте их, например:

«Тот‑то и тот‑то может создать приложение, которое даст людям возможность с большей легкостью обмениваться рисунками и фотографиями через интернет»; «Этот новый работник в течение двух ближайших месяцев, похоже, побьет все мыслимые прогнозы относительно продаж».

Стоило нам прочесть всего два выпуска «Fast Company», как вся экономика вокруг нас вдруг осветилась новым светом и у многих совершенно изменился взгляд на этот вопрос. Все дело в том, что Алан и Билл смогли первыми это увидеть, а затем разъяснить всем остальным.

Если вы неправы, то инстинктивно вините в этом вселенную, а не свое мировоззрение. У нас редко появляется желание подчинить свое восприятие реальному положению вещей. Вместо этого мы браним судьбу или ведем счет случайным помехам. А ведь каждое наше неверное суждение дает нам возможность пересмотреть свои взгляды и отточить способность замечать скрытые требования рынка, что имеет решающее значение как в успехе, так и в неудачах.

 

Учитесь все замечать

 

Каждый раз, когда я захожу в какой‑нибудь книжный магазин, то отмечаю все, что находится в поле моего зрения: как оформлены книги, какие у них обложки, какая на них цена. Я замечаю, где стоят продавцы и насколько хорошо они знают свое дело. Вот парень, который сидит на диване и все время читает, но ничего не покупает. Интересно, что он читает? Я вслушиваюсь в обрывки разговоров относительно того, что продано.

Пако Андерхилл, например, превратил то, что замечал, в творчество. Охранные видеокамеры его компании «Envirosell» накрутили десятки тысяч часов немой картинки, показывающей, как люди делают покупки. Это‑то его и заинтересовало. Оказалось, что женщинам не нравится, когда другие покупательницы толпятся у них под носом, пока они осматривают товар. В результате Пако предложил своим компаниям‑клиентам расширить проходы между полками с товаром (те сначала испугались, что это приведет к сокращению количества товаров), чтобы устранить этот раздражающий момент. Каков же был результат? Доходы увеличились, несмотря на сокращение выставленного для продажи ассортимента.

Вуди Гатри стал самым значительным из всех исполнителей песен в стиле «фолк» XX века. Но, прежде чем этого достигнуть, он объехал сорок пять штатов, записал десятки тысяч песен, с головой погрузившись в изучение культурного наследия как коренных жителей, так и эмигрантов. Без этой основы ему никогда не удалось бы найти нужные средства для создания своего творчества.

Самое трудное относительно умения видеть – это не пройти мимо того, с чем, как вам кажется, вы уже знакомы. В дни ранней юности Всемирной паутины, когда многие еще ничего в этом не понимали, я уже считал себя экспертом: успешно создавал рекламные программы для интернета, а затем запускал их для таких компаний, как «Prodigy», AOL и «CompuServe». Так что я знал, о чем говорю. Или, по крайней мере, думал, что знал.

Но в 1993 году я не заметил возможности использования в интернете браузеров‑поисковиков. Все, что я понимал в то время о возможностях сети, – это то, что она была медленной, незагруженной, неуклюжей и лишенной каких‑либо центров притяжения. Поэтому мне казалось очевидным, что это не сработает. И каждый дурацкий трюк, который я обнаруживал в интернете, лишь укреплял мой скептицизм. Естественно, что при этом я не замечал все те успешные нововведения, которые противоречили уже сложившемуся у меня предвзятому мнению.

Поэтому я не стал задумываться над тем, с помощью какого компьютерного «механизма» (программы) можно было бы организовать чат или какие‑нибудь акции через интернет, а в том же году написал книжку, где рассказал, что интересное вы можете найти в интернете. И заработал на этом восемьдесят тысяч долларов. А те ребята, которые организовали «Yahoo!», вложив вначале не больше денег, чем вложил я, и располагая примерно такими же знаниями интернета, в конечном счете получили в миллион раз больше, чем я (если перевести на деньги, то около восьмидесяти миллиардов долларов).

Я и они имели одинаковый доступ к имеющимся ресурсам и технологиям. Разница в том, что Давид и Джерри смогли увидеть что‑то такое, чего я не пожелал заметить, поскольку считал себя слишком умным.

Дело в том, что вы не сможете увидеть в окружающем мире что‑то важное, пока не научитесь освобождать свой разум от оков установившихся представлений. Такие представления невероятно полезны в повседневной жизни, это готовый набор предположений, пристрастий и мнений, которые четко устанавливают ваши взаимоотношения с окружающим миром. Вы экономите много времени, поскольку ничего не нужно придумывать заново, не нужно после каждого очередного соприкосновения с реальностью ничего обдумывать, не нужно делать никаких выводов и т. п. Это ведь так просто – быть постоянным в своих взглядах!

Но такое мировоззрение, по сути, не дает вам возможности увидеть мир таким, каков он есть на самом деле.

А тот, кто постоянно замечает все, что попадается ему на глаза, со временем обретает способность видеть то, чего не видит никто другой.

 

Что вы хотите видеть?

 

На моем мобильном телефоне установлена игра под названием «Шанхай». В ней есть маленькие фишки, похожие на костяшки домино, на каждой из которых нарисован иероглиф. Цель игры – найти пары с одинаковыми иероглифами, чтобы одну за другой вывести их из игры. Когда я еще только начинал играть в эту игру, у меня на весь процесс до конца игры уходило в среднем около шестнадцати минут.

По мере того как я все больше практиковался в этом (а времени у меня было достаточно, так как мне часто приходится летать в самолетах), мои показатели стали заметно улучшаться. Я стал замечать иероглифы, уже не повторяя про себя их названия. Я перестал бормотать:

«Ого, правильно… это же фишка, на которой нарисовано два “М”… А нет ли тут поблизости еще одной такой же? Постой‑ка, я вижу красный меч…» Я стал одним взглядом охватывать все игровое поле, сразу же замечая знакомые фигуры. Так что вскоре я научился справляться менее чем за восемь минут с той задачей, на которую раньше уходило шестнадцать.

Хочу заметить, что пишу это не для того, чтобы показать всем, какой я умный. Наоборот, этот пример призван лишний раз подтвердить, как можно посредством упражнений развить в себе наблюдательность. Это не тот талант, который дается от рождения, этому может научиться каждый.

Точно так же торговцы автомобилями учатся различать, какой дизайн должен «пойти» при продаже, а полицейские – замечать такие странности в поведении людей, которые указывают на то, что этот человек может оказаться общественно опасным.

Так будет происходить до тех пор, пока наше зрение не привыкнет выделять необычное, тогда мы начинаем выделять всякую чепуху, работать по шаблону, будучи убежденными в том, что наши ярлыки правильные.

Мы действуем по шаблону, поскольку так быстрее, к тому же, как нам кажется, безопаснее. Нам не нужно рисковать и экспериментировать, если мы можем просто восстановить в памяти уже сложившееся ранее представление. И не только это, ведь если мы ограничиваемся «перезапуском» старых реакций согласно наклеенным ярлыкам, то нет нужды пересматривать наши намерения. Фраза «Я знаю, как сделать этот удар по мячу» очень похожа на фразу «Мне не нравятся люди такого типа», но если первый навык может оказаться для вас полезен на корте или футбольной площадке, то второй наглухо закрывает перед вами дверь к установлению новых и нужных связей с людьми.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...