Генератор наихудших сценариев
Николас Бейт указывает на то, что эволюция снабдила нас очень полезным, но в наше время уже изрядно устаревшим механизмом выживания. Это миндалевидное тело нашего мозга, его древняя охранительная составляющая, которая работает как настоящий генератор наихудших сценариев (ГНС), то есть заставляет нас ярко представлять именно такие сценарии последствий нашей творческой активности. Если ваш ГНС включается на полную мощность, начиная заполнять мозг картинками того, например, что сейчас начнется самовозгорание вашего тостера или что взорвется ваш автомобиль, так и знайте, что эта часть вашего разума работает явно не в том направлении. Ведь обычные предметы в процессе обычного использования в обычный день никакой особенной опасности для нас не представляют. Зато мы сохраняем за ГНС все права подавать нам сигналы тревоги, когда дело идет о проявлении творчества в нашей жизни, о каких‑то новшествах, о важных для нас проектах. Эти сигналы говорят нам, что нужно забиться в какую‑нибудь нору как раз в тот момент, когда мы должны были расправить крылья. Для большинства из нас наихудшие сценарии не просто нереальны, они истощают наш дух. Мы представляем себе самый худший из возможных вариантов развития событий после того, например, как произнесем речь перед публикой, или напишем какой‑то доклад, или пустим в продажу новый продукт. Иными словами, именно то, что должно было стать для нас источником оптимизма, часто видится как источник угрозы и риска. Однако все эти ожидаемые катаклизмы, как правило, в действительности не происходят. Самое же удивительное, что это ничуть не влияет на работу нашего зловредного генератора, который по‑прежнему продолжает раздувать все негативные моменты, стараясь сделать их причиной контрпродуктивных действий с нашей стороны. И все это якобы исключительно ради нашей безопасности. Конечно, проблема в том, что наша зона комфорта уже больше полностью не отождествляется с зоной безопасности.
Нам кажется, что мы находимся в безопасности и проявляем мудрость и разумный консерватизм, когда стараемся не подлетать слишком близко к солнцу. Но на самом деле этот генератор толкает нас вниз, все ближе и ближе к волнам. В результате если мы еще и летаем, то слишком низко, слишком осторожно и из‑за этого упускаем все благоприятные возможности.
Никогда бы не подумал, что можно решиться на это!
Люди должны увидеть вашу работу и понять, что это именно ваша работа. Как творческий человек вы осознаете, что эта работа сделана не по заказу другого, когда нужно просто поставить галочку или в точности повторить чью‑то чужую работу, нет, она ваша. Всецело ваша работа. И если она не получит резонанса, это коснется только вас. А если получит, естественно, это будет принадлежать всецело вам. Да, насколько проще прожить жизнь в тени, когда не приходится иметь дело ни с обвинением в подделке, ни с синдромом самозванца, ни с отвержением. Вам не придется испытывать это странное чувство, когда вас называют талантливым, или ужас, если вас заклеймят мошенником. Так что гораздо легче просто спрятаться. Успех может оказаться таким же пугающим, как и неудача, потому что он открывает перед вами больше дверей и соответственно увеличивает груз ответственности. Есть альтернатива: постараться быть незаметным и отказаться от своей мечты. Но как мы можем даже думать об этом? Раз выбор сделан, другого не дано. Мы должны что‑то создавать и брать на себя ответственность за это.
Ты обманщик. И знаешь это
Сама возможность подобного утверждения наполняет сердце творческого человека чувством стыда. Страх стыда! Ведь в глубине души мы все время опасаемся, что нас заподозрят в обмане и что мы знаем это. Вы не можете печатать восемьдесят девять слов в минуту или смешать те же химические вещества, которые уже смешали вчера. Но вы можете дерзнуть – взлететь близко к солнцу. Сделать что‑то новое, чего никто никогда не осмеливался сделать раньше. Сказать что‑то такое, что еще не было сказано, прикоснуться к тому, чего еще не касался никто. Так разве люди не могут подумать, что вы обманщик? Кто мог научить вас это делать? Если вы никак не заявите о себе, вам не придется смело встречать нападки. И никто не станет спрашивать у вас, о чем вы говорите, или что делаете, или во что верите. И вы снова оказываетесь в своей зоне комфорта, которая, как мы видели, уже не совпадает с зоной безопасности. Каждый человек может ощущать одиночество во враждебном мире и понимать, что окружающие принимают его за обманщика. И я чувствую себя обманщиком, когда печатаю эти строки, и когда чищу зубы, и когда выступаю с речью перед аудиторией. Это просто часть нашего человеческого естества. Это нужно принять! Но что же делать дальше? Жаловаться глупо. Либо действуй, либо забудь.
Стефан Загмайстер
Закон Янте
Около ста лет назад скандинавский писатель Аксель Сандемусе написал книгу «Беглец пересекает свой след» («En flyktning krysser sitt spor»), посвященную обычаям его родного городка, носящего название Нюкёбинг, места, где следование установленным нормам является обязательным и никто не может ничего ни от кого скрыть. Он привел десять правил (от имени одного из персонажей книги по имени Янте), которые действуют и по сей день и которым учат во многих школах и во многих странах. Не думай, что ты какой‑то особенный. Не думай, что ты лучше нас. Не думай, что ты умнее нас. Не хвались, что ты лучше нас. Не думай, что ты знаешь больше нас. Не думай, что ты важнее нас. Не думай, что ты хорошо умеешь что‑то делать. Не вздумай смеяться над нами. Не думай, что кто‑то будет о тебе заботиться. Не думай, что ты нас можешь чему‑то научить. Еще есть дополнительное, но бьющее в самую точку правило, которое выдвигает на первый план свойственный каждому из нас страх стыда.
Не думай, что мы не знаем о кое‑каких твоих делишках! Подобная идеологическая обработка направлена на то, чтобы в зародыше убить в человеке какой‑либо творческий порыв. Это как раз то, что старается привить нам индустриальная система и что она использует всякий раз, когда нужно заставить нас поверить в ее правоту. Но больше этому не бывать.
Тактика ловкого удара
У Джой Ито, главы «MIT Media Lab», возникли кое‑какие проблемы относительно одной из легенд об Эрнане Кортесе. Согласно этой легенде, Кортес приказал своим солдатам «сжечь корабли». Вот суть его идеи: раз нет пути назад, солдаты будут биться ожесточеннее, поскольку знают, что теперь у них нет альтернативы. Но альтернатива всегда есть. В современной экономике, приводимой в движение новыми идеями, цена эксперимента стала ниже, чем была когда‑либо прежде, а возможность координации усилий, наоборот, стала огромной, не говоря уж о значении результатов. Как следствие, все усилия по сожжению кораблей теперь не дают прежних результатов. Этого просто не нужно делать, поскольку теперь даже самая простая идея, захватив сначала воображение немногих, затем широко распространяется и овладевает массами. Прошу вас, поймите это главное различие: очень важно научиться ловко применять тактические ходы, подходы, выбирать способ, с помощью которого вы рассчитываете оказать воздействие. Но при этом ни в коем случае не подвергайте сомнению свою позицию творца. Творчество – это единственно возможная стратегия. И мы должны всеми силами защищать наше право заниматься творчеством независимо от того, кто нас критикует и принимает ли нашу работу рынок. Да, тактику следует менять, причем достаточно часто. Нужно быть проворным. Но только не за счет стратегии, суть которой в том, чтобы заниматься творчеством.
Почему вы нужны им (нам)?
Есть работа, которую можете сделать только вы. Вы можете оказаться самым важным звеном в этом процессе, и мы отчаянно нуждаемся в том, чтобы вы вышли вперед и предложили нам свою работу. Это лучший вид творчества. Это творчество, взяться за которое способны только вы. Как говорил Франклин Делано Рузвельт, «суть не в том, чтобы увидеть то, что будет через тысячу лет, а в том, чтобы построить прочное основание для такого мира, который приемлем для жизни в наше время, для ныне живущего поколения». Да, такой мир уже ждет нас, если только мы сможем одолеть этот негативистский гул, который исподволь разрушает заложенное в нас творческое начало.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|