Прекрасно вижу, вот только забыл, как это называется
Преуспевающие люди хорошо владеют навыком наклеивания ярлыков на ситуацию, идею или человека, это дает возможность справиться с ними быстрее и проще. Если вы с ходу можете отличить извилистую ветку от змеи, то вероятность быть укушенным змеей сильно снижается. Но использование ярлыков имеет и свою обратную сторону, поскольку вам становится трудно разглядеть то, что находится под ними. А когда окружающий мир начинает стремительно изменяться, эти ярлыки перестают правильно обозначать то, на что они «наклеены», и нам не удается разглядеть благоприятные возможности прямо у себя под носом. Люди творческие поступают по‑другому: они все время учатся видеть вещи такими, каковы они есть. Они стремятся обходиться без ярлыков, жить, открывая душу свежим впечатлениям. Творчество похоже на то, когда вы в темноте включаете свет. Перед тем как нажать на выключатель, вы еще не знаете, что сейчас увидите, а если знаете, то это не настоящая темнота.
Все оттенки белого
Что же происходит, когда уже имеющиеся знания используются для того, чтобы повысить нашу способность видеть?
Внимательно посмотрите на эту стену – и вы, конечно же, заметите, что ее белый цвет содержит не только белую краску. С той стороны, где на стену из окна падает свет, белый цвет кажется более ярким, с другой стороны он имеет сероватый оттенок. В белой краске можно различить синеватый, зеленоватый и даже фиолетовый тона. Несколько труднее увидеть кое‑где их переходы, создаваемые тенями вследствие кажущегося изменения текстуры поверхности стены, если имеется полный контраст между белой стеной и черной обшивной доской.
Роберт Ирвин, концептуальный художник
Однако большинство из нас видят просто белую стену, если мы вообще это замечаем. А одаренный художник различает в ней всю радугу цветов. Точно так же, как тот, кто наделен писательским даром, может найти слова, как это ни парадоксально, чтобы присвоить радуге ярлык.
Наши глаза не врут
Зато мозг может соврать и делает это постоянно. Наши предубеждения воздействуют на то, что мы видим, и еще больше на то, как мы интерпретируем увиденное, а это мешает нам не только по‑настоящему видеть, но и понять то, чего мы не видим. Люди изменяют свои мнения относительно моды, политики или диеты в зависимости от того, к кому они прислушиваются или какой партии, по их мнению, принадлежит та или иная идея. Стоимость бутылки вина оказывает прямое воздействие на восприятие его вкусовых качеств – даже для самых искушенных ценителей вин. А эффект плацебо – мы видим то, во что верим, – применяется не только в медицине. Да, мы редко видим мир таким, каков он есть. Большую часть времени мы настолько заняты сравнениями и вынесением суждений, что уже не можем не игнорировать все то, что просто видим перед собой. И потому не видим благоприятных возможностей. Не замечаем боль. И часто отказываемся видеть опасность, возникающую вследствие нашего бездействия. Но если вы не научитесь видеть, то никогда не сможете успешно заниматься творчеством.
Спросите своего коллегу
Если вы видите, что какая‑то творческая работа находит свое место на рынке и производит существенное изменение в окружающем нас мире, но при этом не понимаете, почему так происходит, попросите своего коллегу объяснить вам это. Если люди слушают, смотрят или покупают что‑то, а вам непонятно, что их привлекает, старайтесь выяснить причину. Если блог, роман или какая‑то стратегия в бизнесе кажутся вам бессмысленными, обратитесь к кому‑нибудь, кто лучше в этом разбирается, чтобы он открыл вам глаза.
Научитесь смотреть глазами других людей. Почему один бренд пользуется большей популярностью, чем другой? Почему мы поддерживаем этот политический курс? Что в этом интерфейсе не на своем месте? В чем причина того, что эта вещь стоит меньше, чем та? Если у вас нет такого коллеги, которого можно было бы спросить, найдите кого‑нибудь. Если этот человек уступает вам по уму, подтяните его до своего уровня. Ведь цель не в том, чтобы усвоить несколько новых правил или закрепить в памяти несколько новых ярлыков, а в том, чтобы у вас в голове было так много правил и так много ярлыков, чтобы вы могли иметь не только свое собственное мировоззрение, но также и представление о мировоззрении других людей и чтобы все это вместе сливалось в единый поток и давало новое направление мышлению, позволяло вам взглянуть на окружающий мир свежим, наивным взглядом. Снова обрести свежий взгляд – это значит суметь отбросить с таким трудом сформированное мировоззрение, увидеть мир без каких‑либо предубеждений и принять все таким, как оно есть, а не таким, как вам хотелось бы его увидеть.
Второе: научитесь упорно трудиться
Каждый должен научиться разбираться в программных кодах. Не потому, что ощущается чудовищная нехватка людей, которые разбирались бы [вставьте название вашего любимого языка программирования], а потому, что, когда вы приобретаете навык, как сделать что‑то новое, изменяется ваш взгляд на вещи. Например, если вы знаете, как производить набор букв, то увидите типографское дело совсем под другим углом зрения. А если вы разбираетесь в сборке электронных устройств, то любой компьютер будет казаться вам немножко менее загадочным устройством. Научившись выступать с речью перед аудиторией, вы сможете по‑иному взглянуть на выступления других людей. Приобретя навыки в чем‑либо, вы становитесь уже участником, а не зрителем; не тем, кто ждет милостей от данной системы, а тем, кто помогает в управлении ею. Это придает вам смелости, пробуждает желание сделать еще больше, принимать неудачи и добиваться лучших результатов.
Вместо этого мы ограждаем наших детей от проявления инициативы
Там, внутри, нет для тебя ничего интересного. Не выходи за линии, окрашивай строго по контуру. Играй в видеоигру; на улице слишком жарко, чтобы идти гулять. Брось возиться, дешевле купить новый, все равно у нас в доме нет паяльника. А что такое паяльник? В индустриальной системе было принято так: лишь немногие что‑то делали, а все остальные смотрели. И наоборот, в условиях нынешней экономики мы тратим все больше и больше времени, потребляя сделанное нашими ровесниками, а затем поворачиваем на сто восемьдесят градусов и делаем что‑то для них. Если вы боитесь писать, издавать, собирать или разбирать, то вы просто зритель. Вы попали в ловушку инструкций и указаний от тех лиц, которых выбрали в качестве лидеров. Обычная картина: двадцать человек на поле и восемьдесят тысяч на трибунах. Зрители платят, чтобы смотреть, а игроки на поле живут полной жизнью.
Три бесполезных вопроса
Откуда вы берете идеи? Какую программу вы используете, чтобы писать? Что я должен делать дальше? Ответы не имеют значения, как и выбор программы (или вообще средств для выполнения той или иной работы). Вам не нужен гуру, вам необходим опыт раз за разом повторяющихся неудач. А еще вам требуется хороший вкус, чтобы оценить собственную работу непредвзято. Этот вкус вы сможете обрести не в результате подражания мастерам, которые творили раньше вас, а проходя через неудачи, раз за разом открывая, что работает, а что нет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|