Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конституционная юстиция в 1988-1993 годах




 

Переломным этапом в развитии конституционной юстиции, по мнению Н.В. Витрука, следует считать 1988-1990 гг., когда устанавливается многозвенная система: Съезд народных депутатов СССР, Верховный Совет СССР, Президиум Верховного Совета СССР (с 1990 г. - Президент СССР), а также Комитет конституционного надзора СССР.

Как орган Комитет конституционного надзора СССР был создан, соответственно, в 1988 г. с внесением изменений 1 декабря в Конституцию СССР, которому была посвящена ст. 125, однако в связи с существовавшими разногласиями о целесообразности такого комитета не удалось провести выборы состава Комитета на I Съезде народных депутатов СССР.

Группа депутатов отказывалась ставить вопрос об избрании Комитета до принятия Закона о конституционном надзоре в СССР. Только через год, на XI Съезде народных депутатов СССР 23 декабря 1989 г., был принят Закон СССР «О конституционном надзоре в СССР», который дополнял положения Конституции о Комитете конституционного надзора, при этом содержание закона носило больше процессуальный характер.

В ст. 125 Конституции СССР установлено, что Комитет конституционного надзора СССР избирается Съездом народных депутатов СССР сроком на десять лет из числа специалистов в области политики и права в составе Председателя, заместителя Председателя и 21 члена Комитета, включая представителей от каждой союзной республики.

Важно указать полномочия Комитета, определенные в Конституции и детализированные в соответствующем законе: 1) по собственной инициативе или по поручению Съезда народных депутатов СССР представлять Съезду заключения о соответствии Конституции СССР проектов законов СССР, подлежащих рассмотрению Съездом; 2) по собственной инициативе, по поручению Съезда народных депутатов СССР, по предложениям Верховного Совета СССР, высших органов государственной власти союзных республик представлять Верховному Совету СССР заключения о соответствии актов Верховного Совета СССР и его палат, а также проектов актов этих органов Конституции СССР и законам СССР, принятым Съездом народных депутатов СССР; 4) осуществлять наблюдение за соответствием Конституции СССР и законам СССР конституций и законов союзных республик, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик; 3) по собственной инициативе или по поручению Съезда народных депутатов СССР, по предложениям Верховного Совета СССР, его палат, Президиума Верховного Совета СССР, Председателя Верховного Совета СССР, постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР, высших органов государственной власти союзных республик давать заключения о соответствии Конституции СССР и законам СССР актов других государственных органов и общественных организаций.

Как мы видим, полномочия комитета в немалой степени ограничены. Однако их ограничение существовало не только юридически, но и фактически: Комитет мог принимать заключения о неконституционности актов, но не мог их отменять, и в конечном счете решение данного вопроса оставалось за Съездом народных депутатов. Председатель Комитета конституционного надзора СССР С.С. Алексеев был избран II Съездом народных депутатов СССР, немного позже - 26 апреля 1990 г. - третьей сессией Верховного Совета СССР были избраны члены Комитета. Таким образом, будучи созданным в 1988 г., Комитет фактически начал свою работу в 1990 г., что свидетельствует, очевидно, о том, что представители власти в то время не стремились к тому, чтобы институт конституционного контроля существовал реально, а не фиктивно. Как отмечает Н.В. Витрук, «для советского общества это был принципиально новый институт конституционного надзора, призванный формировать в системе органов государственной власти механизм сдержек и противовесов».

Несмотря на то что Комитет конституционного надзора СССР просуществовал до декабря 1991 г., за столь короткое время работы им было рассмотрено много вопросов, среди которых были вопросы о прописке; о положениях законодательства, ограничивающих равенство возможностей граждан в области труда и занятости; о незаконности указов Президиума Верховного Совета СССР об упрощении порядка утраты советского гражданства некоторыми категориями лиц и лишения гражданства; о нарушениях принципа равноправия граждан в Прибалтийских республиках, о законодательных гарантиях презумпции невиновности; о гарантиях прав потребителей; о конституционности законодательства о принудительном лечении больных алкоголизмом; о допустимости применения неопубликованных актов и т.д.

За столь недолгий период работы Комитетом было рассмотрено 29 вопросов. Комитет конституционного надзора был первым специализированным органом правовой охраны Конституции, выполняющим в основном надзорно-консультативные функции по выявлению несоответствующих Конституции нормативных актов.

Комитет конституционного надзора СССР является предшественником Конституционного Суда РФ, с которого и началось формирование конституционной юстиции в истинном смысле слова.

Проанализировав историю развития конституционной юстиции, конституционного судебного контроля в России, мы приходим к выводу, что до создания Конституционного Суда РФ действенного и эффективного конституционного контроля в СССР не существовало, данный контроль был фиктивным. Оценивая с позиций сегодняшнего дня эти процессы и явления, мы можем сказать, что это отрицательно сказалось на развитии государственности в нашей стране, однако, по нашему мнению, нельзя оценивать историю с точки зрения современности, тем более, осуждать те или иные действия и процессы, потому что в то время, вероятно, была необходима подобная система управления государством, и она, следует признать, была эффективной, но не была вовремя и должным образом «подстроена» под существующие реалии, потому и потерпела крах. Трудно сегодня ответить на вопрос, оправданным ли было такое «принижение» роли конституционного контроля и Конституции в целом, ведь, несмотря на широкую критику советского периода в истории России, в нем было немало хорошего, а что-то было лучше, чем в сегодняшнем демократическом правовом государстве с гражданским обществом. Мы считаем, что это нужно помнить и принимать во внимание при оценке тех процессов, явлений и действий, которые имели место быть, в данном случае, в отношении конституционной юстиции в российском государстве. Однако без уяснения и осознания того, что предшествовало Конституционному Суду РФ в его современном виде, невозможно и бессмысленно анализировать деятельность этого органа.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...