Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Монополии и конкуренция 




Единство монополии и конкуренции.  В. И. Ленин показал, что для империализма характерно единство противоположностей — монополии и конкуренции. Это важное положение ленинской теории империализма диаметрально противоположно проповедуемой буржуазными экономистами и реформистами теории «планового», или «организованного», капитализма, которая утверждает, будто монополии ликвидируют конкуренцию и анархию производства.

В действительности же, чем больше развиваются монополии, тем более обостряется конкуренция. Как отмечал В. И. Ленин, «монополии, вырастая из свободной конкуренции, не устраняют ее, а существуют над ней и рядом с ней, порождая этим ряд особенно острых и крутых противоречий, трений, конфликтов»[53].

В эпоху империализма конкурентная борьба имеет чрезвычайно острый характер и проявляется в многообразных формах. Главными из них являются: 1) конкуренция между немонополизированными предприятиями; 2) конкуренция между монополиями и аутсайдерами, то есть капиталистами, не входящими в монополистические объединения; 3) конкуренция между различными монополиями; 4) конкуренция внутри самих монополистических объединений.

 

Конкуренция между немонополизированными предприятиями.  Это — старая форма свободной конкуренции, существовавшая еще в условиях домонополистического капитализма. С переходом к империализму она не исчезает, а продолжает иметь место, так как наряду с монополиями существует множество мелких и средних предприятий, не входящих в монополистические объединения. Так, в США в 1962 году насчитывалось 5, 7 млн. индивидуальных предприятий (не считая ферм), в том числе около 2 млн. предприятий, не имевших наемных рабочих.

Указывая на то, что наряду с монополизированными предприятиями продолжает существовать большое число немонополизированных предприятий, В. И. Ленин характеризовал монополистический капитализм как «надстройку над старым капитализмом». Поэтому он решительно отверг теорию «чистого империализма» Бухарина, согласно которой монополии якобы охватывают все общественное производство. Эта концепция не только неверна теоретически, но и вредна в политическом отношении, так как снимает вопрос о союзе между рабочим классом и крестьянством. Если бы все производство было монополизировано, то мелких товаропроизводителей — крестьян вообще не существовало бы, а следовательно, ни о каком союзе между рабочим классом и крестьянством не могло бы быть и речи. Но в действительности «чистого империализма» не существует; кроме капиталистических предприятий, объединенных в монополии, существуют немонополизированные капиталистические предприятия, а также мелкие товаропроизводители. Поэтому в эпоху империализма не ликвидируется даже свободная конкуренция, хотя она уже не господствует.

Наряду с этой формой конкуренции, унаследованной от домонополистического капитализма, в эпоху империализма возникают и развиваются новые формы конкуренции — между монополиями и аутсайдерами, между самими монополиями и внутри монополий.

 

Конкуренция между монополиями и аутсайдерами.  Монополистические объединения ведут ожесточенную конкурентную борьбу против аутсайдеров, прибегая к специфическим методам.

Один из этих методов — лишение сырья. Картели, синдикаты и тресты захватывают в свои руки источники сырья, затрудняя доступ к сырью аутсайдерам. При известных условиях монополии используют для этого аппарат буржуазных государств. Так, во время второй мировой войны государственные органы, распределявшие дефицитные виды сырья, снабжали сырьем преимущественно крупные, монополизированные предприятия и отказывали в предоставлении сырья мелким предприятиям, что привело многие из них к гибели.

Другой метод борьбы монополий против аутсайдеров — лишение транспорта. Промышленные монополии заключают с железнодорожными компаниями соглашения о льготных условиях перевозки грузов для монополизированных предприятий и о затруднении перевозок для аутсайдеров. Еще в 70-х годах XIX в. американский нефтяной трест «Стандарт ойл» добился для своих предприятий льготных железнодорожных тарифов: перевозка каждой тонны нефти обходилась ему в 3, 5 раза дешевле, чем предусматривалось общим тарифом. Более того, в ряде случаев железнодорожные компании, находившиеся под контролем нефтяного треста, прямо отказывались предоставлять вагоны для перевозки нефти аутсайдерам.

Далее монополии в своей борьбе против аутсайдеров прибегают к такому специфическому методу, как лишение рынков сбыта. С этой целью промышленные монополии заключают договоры с торговыми компаниями, которые обязуются покупать товары только у предприятий, входящих в монополистические объединения.

Весьма эффективным методом борьбы монополий против аутсайдеров служит умышленное сбивание цен. Хотя монополии обычно проводят политику повышения цен на свои товары, тем не менее временно они прибегают к значительному снижению цен в целях разорения аутсайдеров и вытеснения их с рынка. Например, в начале 1961 года три компании, монополизировавшие 80% производства сахара в Италии («Эридания», «Итальяна дзуккери» и «Монтези»), снизили цену на сахар на 12-13%, в результате чего многие мелкие предприятия в данной отрасли обанкротились. Тогда монополисты-сахарозаводчики в марте 1961 года снова подняли цену на сахар, но уже почти на 25%, то есть до более высокого, чем прежде, уровня.

Важным методом борьбы монополий против аутсайдеров является лишение кредита. Картели, синдикаты и тресты, будучи тесно связаны с крупными банками, побуждают последние отказывать в предоставлении кредитов аутсайдерам, что крайне затрудняет деятельность немонополизированных предприятий.

Наконец, в своей борьбе с аутсайдерами монополии прибегают к бойкоту и прямому насилию. Вот характерный пример из истории монополий в США. После того как в 1870 году был создан нефтяной трест, в 1879 году нефтепромышленники-аутсайдеры построили в штате Огайо собственный нефтепровод. Тогда нефтяной трест повел против них подрывную борьбу: в нефтепровод аутсайдеров был тайно заложен кусок бревна, что снизило его пропускную способность втрое; в 1894 году оказалась перерезанной главная труба этого нефтепровода и в тот же день сгорел нефтеочистительный завод, принадлежавший председателю компании аутсайдеров. В целях насильственной ликвидации предприятий аутсайдеров американские монополисты используют даже гангстеров, которые за плату устраняют с пути монополистов нежелательных им конкурентов путем взрывов и поджогов предприятий, убийств и т. п.

Из всего сказанного следует вывод, что конкурентная борьба монополий против аутсайдеров носит крайне острый характер и осуществляется в значительной мере насильственными методами. «Перед нами, — писал В. И. Ленин, — уже не конкуренционная борьба мелких и крупных, технически отсталых и технически передовых предприятий. Перед нами — удушение монополистами тех, кто не подчиняется монополии, ее гнету, ее произволу»[54].

 

Конкуренция между монополиями.  Конкуренция между монополиями имеет следующие главные разновидности: а) борьба между монополиями одной отрасли промышленности, б) борьба субститутов, в) «борьба за доллар потребителя».

Обычно в каждой отрасли промышленности действует не одно, а несколько монополистических объединений, которые ведут ожесточенную конкурентную борьбу между собой. В этой борьбе монополии практикуют временное снижение цен, предоставление специальных скидок постоянной клиентуре, заключение договоров с торговцами о покупке последними товаров только у данной монополии и об отказе от закупок у конкурирующих монополий и т. п.

Наглядным примером может служить конкуренция американского и английского табачных трестов. В 1901 году американский табачный трест купил в Англии крупную табачную фабрику и предложил английским торговцам скидку в 7, 5%, если они обяжутся продавать только его изделия. Тогда 13 английских табачных фабрик объединились в табачный трест и стали снижать цены, чтобы вытеснить с рынка продукцию американского треста. Когда последний ответил тем же, английский трест предложил торговцам премию в 50 тыс. ф. ст. за полугодие и 20% своих годовых доходов за отказ покупать продукцию у американского треста. В ответ на это американский трест предложил торговцам премию в 200 тыс. ф. ст. и весь чистый доход от продажи изделий в Англии в течение четырех лет, если они откажутся от предложения английского треста. По приблизительным подсчетам, за один год конкурентная борьба обошлась обоим табачным трестам свыше 1, 5 млн. ф. ст. В конце концов американский и английский табачные тресты договорились о размежевании рынков.

Существует также конкуренция между монополиями различных отраслей. Имеются такие отрасли промышленности, продукты которых являются субститутами, то есть могут замещать друг друга. Например, нефть служит субститутом каменного угля, алюминий — субститутом меди, искусственный шелк — субститутом натурального шелка, искусственный каучук — субститутом натурального каучука и т. п. Между монополиями таких отраслей промышленности происходит конкуренция, называемая борьбой субститутов. Методами борьбы служат реклама, воздействие на цены, договоры с потребителями (например, нефтяные компании договариваются с железными дорогами о переводе паровозов с угля на жидкое топливо), скупка конкурирующих предприятий и т. п.

В новейшее время наглядным примером борьбы субститутов может служить борьба между кинопромышленными и телевизионными компаниями. Конкурируя с телевизионными компаниями, кинопромышленные компании отказываются продавать им свои фильмы и стараются привлечь к себе зрителей с помощью широкого экрана и других технических новшеств.

Кроме борьбы субститутов происходит конкуренция между монополиями самых различных отраслей, которые на первый взгляд не имеют друг с другом ничего общего; например, автомобильные компании конкурируют с компаниями по производству радиоприемников, мебели или готового платья. Дело в том, что платежеспособный спрос потребителей ограничен, и деньги, израсходованные на покупку одного товара, тем самым уже не могут быть затрачены потребителем на покупку другого товара. В связи с этим между монополиями самых различных отраслей производства развертывается ожесточенная «борьба за доллары потребителя», излюбленным методом которой служит самая беззастенчивая реклама каждой монополией своей продукции.

Например, по американскому радио рекламу преподносят слушателям в стихах и в прозе, поют в песнях. Один автор иронически заметил, что любую передачу могут прервать, чтобы сообщить: если вы не будете есть сыр нашей фирмы, вы рискуете умереть еще в молодости, нищим и одиноким. Однажды во время радиопостановки по известной пьесе Шекспира «Король Лир» Лир, отвлекаясь от классического текста, проклял своих дочерей за то, что они не пьют апельсиновый сок «Оптимус».

Одним из новейших методов конкуренции между монополиями служит промышленный шпионаж. Американские монополисты с помощью частных детективов устанавливают в конторах и квартирах своих конкурентов аппараты телефонного подслушивания для раскрытия тайных проектов соперников. В Японии, по сведениям, опубликованным в 1963 году, действует около 15 тыс. промышленных шпионов, занимающихся похищением производственных секретов.

 

Конкуренция внутри монополий.  Внутри картелей происходит прежде всего борьба за иены. Интересы различных участников картеля при установлении картельной цены расходятся между собой. Нередки случаи, когда отдельные члены картеля, имеющие предприятия с низкими издержками производства, нарушают картельное соглашение о ценах и в целях расширения сбыта своих товаров продают их ниже картельной цены.

Внутри картелей происходит также борьба за рынки. При распределении рынков каждый участник картеля ведет борьбу за получение наилучших рынков. Бывает и так, что в нарушение картельного соглашения один из участников картеля продает свои товары на рынке, отведенном другому члену картеля.

Между членами картелей и синдикатов происходит борьба за квоты. Каждый участник картеля или синдиката стремится получить наибольшую квоту для присвоения наибольшей прибыли. Капиталисты даже искусственно преувеличивают производственную мощность своих предприятий для обоснования права на получение большей квоты. Нередко предприниматели, недовольные своими квотами, требуют пересмотра их или выходят из картеля.

Внутри трестов и концернов происходит борьба за контроль над предприятиями, за руководящие посты в них. Обычным методом этой борьбы служит скупка акций, что дает возможность тем или иным капиталистам занять командные позиции в монополиях и использовать руководство ими в своих интересах.

Из всего изложенного выше следует, что в эпоху империализма конкурентная борьба не ликвидируется, а крайне усложняется, приобретает многообразные формы и резко обостряется.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...