Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

9. Монопольные цены и закон стоимости 




Два вида монопольных цен. Важную роль в получении монополиями высоких прибылей играет механизм цен, поскольку прибыль промышленных монополий равняется разности между суммой цен проданных ими товаров и суммой их издержек производства. Монопольные цены в широком смысле слова — это цены, устанавливаемые монополиями, отклоняющиеся от стоимости (и цены производства) товаров и обеспечивающие получение монопольной прибыли.

Следует различать два вида монопольных цен: 1) монопольно высокие цены, то есть цены, устанавливаемые монополиями на продаваемые ими товары, и 2) монопольно низкие цены, то есть цены, устанавливаемые монополиями на покупаемые ими товары. К последним относятся: а) товары, производимые крестьянами и ремесленниками в развитых капиталистических странах, б) товары, производимые в экономически слаборазвитых странах.  

Два вида монопольных цен представляют собой экономическую реализацию двоякого господства капиталистических монополий. Во-первых, господство монополий в производстве и сбыте своих товаров реализуется путем установления ими монопольно высоких цен на эти товары. Во-вторых, господство монополий на рынке при покупке товаров у крестьян и ремесленников в своей стране, а также при покупке ими товаров экономически слаборазвитых стран реализуется путем установления монопольно низких цен на эти товары.

В результате установления монопольно высоких и монопольно низких цен возникают так называемые ножницы цен. Это — прежде всего ножницы цен на промышленные и сельскохозяйственные товары. Например, если принять за 100 уровень цен в 1910—1914 годах на все фермерские продукты в США, а также уровень цен, которые фермеры уплачивали за покупаемые ими товары, то в 1964 году первый составлял 236, а последний — 313. Иначе говоря, при покупке товаров американским фермерам приходится платить в 3, 1 раза более высокие цены, чем накануне первой мировой войны, но при продаже своих товаров они выручают не в 3, 1, а в 2, 4 раза больше. Это означает, что за определенное количество своей продукции фермер в 1964 году мог приобрести примерно на 1/5 меньше промышленных товаров, чем перед первой мировой войной.

Ножницы цен имеются также между ценами экспортируемых из империалистических стран товаров и ценами товаров, импортируемых ими из экономически слаборазвитых стран. Если принять для 1881—1885 годов за 100 отношение индекса цен на сырье, вывозимое из отсталых стран, к индексу цен на готовые товары, вывозимые из развитых капиталистических стран, то для 1936—1938 годов это отношение составит только 63. Следовательно, за такое же количество своих товаров буржуазия высокоразвитых стран стала приобретать примерно на 2/5 больше товаров экономически слаборазвитых стран.

После второй мировой войны неэквивалентность обмена между империалистическими и экономически слаборазвитыми странами усилилась. Так, страны Азии, Африки и Латинской Америки в 1962 году могли на выручку от своего экспорта ввезти готовых промышленных изделий на 20—25% меньше, чем в 1952 году.

 

Монопольно высокие цены.  В отличие от цены производства, представляющей собой издержки производства плюс средняя прибыль, монопольно высокая цена равняется издержкам производства плюс средняя прибыль и плюс монополистическая сверхприбыль.

Поэтому монопольно высокая цена всегда превышает цену производства и обычно превышает также стоимость монополизированных товаров.

В погоне за сверхприбылью монополии систематически повышают цены на товары, и организация крупных монополий в той или иной отрасли промышленности тотчас же приводит к повышению цен. Например, цена меди на мировом рынке в 1886 году составляла 163 франка за 100 кг, но, когда в 1887 году был организован международный медный синдикат, цена меди в 1888 году поднялась до 267 франков; в 1926 году был создан европейский стальной картель, и в том же году цена сортового железа на мировом рынке повысилась с 96 до 118 марок за тонну. В то время как в эпоху домонополистического капитализма на протяжении длительных периодов происходило понижение товарных цен, в эпоху монополистического капитализма имеет место повышение товарных цен.

Установление монополиями высоких цен на свои товары играет важную роль в увеличении их прибылей. Например, с 1953 по 1959 год сталелитейные монополии США повысили цену стали на 36%, а норма прибыли у них повысилась с 8 до 16, 6%.

Монопольно высокие цены представляют собой особую разновидность рыночных цен, выражающую господство монополий в производстве и сбыте товаров. В то время как в эпоху капитализма свободной конкуренции рыночные цены могли лишь кратковременно превышать цену производства, в эпоху монополистического капитализма цены на продукцию монополизированной промышленности длительно отклоняются вверх от цены производства и стоимости. Отклонение монопольных цен от стоимости может увеличиться даже при неизменных или незначительно понижающихся ценах, если происходит значительное понижение стоимости товаров.

Разумеется, для того чтобы рыночная цена длительно превышала стоимость и цену производства, недостаточно одного только желания монополистов вздувать цены. Объективные условия, дающие монополиям возможность удерживать цены на повышенном уровне, состоят в искусственном ограничении ими предложения товаров. Монополисты прежде всего сами ограничивают производство на своих предприятиях; кроме того, они доводят до разорения многих аутсайдеров, а это ограничивает производство и предложение товаров немонополизированными предприятиями. Наконец, монополии с помощью проводимой буржуазным государством политики протекционизма ограничивают ввоз товаров из-за границы, что также способствует установлению и поддержанию монопольно высоких цен.

Классовая сущность монопольных цен состоит в том, что они служат орудием усиления эксплуатации всех трудящихся. Высокие цены на монополизированные товары используются для усиления эксплуатации не только пролетариата, но и мелких товаропроизводителей. Вместе с тем усилению эксплуатации непролетарских слоев трудящихся, особенно крестьянства, в большой мере способствует установление монополиями-скупщиками низких закупочных цен на продукты труда мелких производителей.

 

Монопольная цена и закон стоимости.  Хотя цены монополизированных товаров, как правило, превышают их стоимость, это не означает, что закон стоимости в эпоху монополистического капитализма перестает действовать.

Во-первых, и в эпоху монополистического капитализма закон стоимости определяет общую сумму товарных цен. Правда, общая сумма монопольно высоких цен превышает общую сумму стоимости монополизированных товаров; но продаже этих товаров выше их стоимости противостоит продажа ниже стоимости товаров немонополизированных предприятий, в частности продукции мелких товаропроизводителей, а также специфического товара — рабочей силы. Таким образом, то, что выигрывают монополии, проигрывают рабочие и мелкие производители, а также трудящиеся массы развивающихся стран. Монопольно высокие цены не увеличивают общую сумму товарных стоимостей, но ведут к перераспределению этой суммы в пользу монополистов.

Во-вторых, закон стоимости через механизм конкуренции ставит известные границы повышению цен монополиями. Резкое повышение цен монополиями порождает обостренную конкуренцию, ведет к возникновению новых предприятий-аутсайдеров, а также к вытеснению товаров, цены на которые особенно повысились, товарами-субститутами. В свою очередь, обострение конкуренции нередко ведет к срыву монопольных цен. Например, в конце 20-х годов цены на медь, которые были сначала сильно вздуты международным медным синдикатом, упали под давлением конкуренции со стороны алюминия и других заменителей.

Действие закона стоимости проявляется также в том, что когда производительность труда в высокомонополизированной отрасли повышается сильнее, чем в других отраслях, а следовательно, стоимость товаров в ней снижается сильнее, чем во всем обществе, то это отражается и на соотношении цен; происходит снижение цен там, где сильнее всего снизилась стоимость товаров. Например, за период с 1895 по 1964 год цена алюминия в США снизилась в 2, 5 раза при повышении общего индекса цен в 3, 7 раза. Таким образом, по сравнению с другими товарами алюминий стал более чем в девять раз дешевле; это обусловлено тем, что рост производительности труда в данной отрасли происходил значительно быстрее, а стоимость товаров падала сильнее, чем во всей промышленности.

Наконец, в-третьих, монополии не в состоянии постоянно удерживать цены на высоком уровне вследствие циклических колебаний капиталистического производства. Во время оживления и подъема промышленности монополии сильно вздувают цены на товары; однако с наступлением кризиса происходит падение цен, и нередко очень значительное. При этом необходимо иметь в виду, что сами монопольные цены являются фактором обострения кризиса, ибо, ухудшая положение трудящихся масс, они усиливают несоответствие между ростом капиталистического производства и относительным сокращением платежеспособного спроса. Факт падения цен во время кризисов свидетельствует о том, что монополии не могут по своему произволу регулировать цены на товары. Стихийный закон стоимости продолжает действовать и в эпоху монополистического капитализма, причем действие его проявляется в особенно острых и разрушительных формах во время экономических кризисов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...