Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Формы капиталистической торговли 




Оптовая и розничная торговля. Товарные биржи.  Капиталистическая торговля выступает в двух формах: 1) оптовая торговля, то есть сбыт товаров в крупном масштабе одними капиталистами другим; 2) розничная торговля, то есть продажа товаров торговыми капиталистами непосредственным потребителям. При оптовой торговле проданные товары, переходя от промышленного капиталиста к оптовому торговцу, все еще остаются в каналах обращения. Напротив, в результате розничной торговли товары уходят из сферы обращения и поступают в сферу потребления.

Центрами оптовой капиталистической торговли служат товарные биржи. Это — рынок, на котором торгуют не наличными товарами, а по образцам и стандартам. Объектами биржевой торговли являются такие товары, каждый из которых не имеет индивидуальных особенностей, но вполне может быть заменен другим товаром того же рода, например пшеница, хлопок, сахар, кофе и т. п. На биржах часто продаются товары, находящиеся в других местностях и за границей; так, на лондонской бирже могут быть проданы американский хлопок, канадская пшеница, австралийская шерсть, бразильский кофе и т. д. При этом могут быть заранее проданы еще не произведенные товары, например зерно или хлопок будущего урожая.

При заключении биржевой сделки продавец обязуется поставить покупателю известное количество того или иного товара по определенной цене и в определенный срок. Концентрация оптовой торговли на биржах способствует выравниванию цен на различных рынках: если на одной бирже цены окажутся выше, чем на других, капиталисты тотчас же станут здесь предлагать большее количество товаров, что вызовет снижение цен до уровня цен на других биржах.

Биржевая торговля способствует спекуляции товарами. Так как биржевые сделки заключаются на срок (например, на месяц), в течение которого цены подвержены колебаниям, то один из участников сделки обязательно оказывается в проигрыше, а другой — в выигрыше. Если, допустим, Джонсон продал Адамсу пшеницу по цене 200 долл. за тонну с поставкой через месяц, а к этому времени цена пшеницы поднимется до 220 долл., то продавец Джонсон потеряет по 20 долл. на каждой тонне, а покупатель Адамс выиграет столько же. В случае же падения цен продавец выиграет, а покупатель проиграет. Многие биржевые сделки заключаются в спекулятивных целях — для получения прибыли от разницы в ценах на момент заключения сделки и момент истечения ее срока.

 

Концентрация и централизация капитала в розничной торговле.  Розничная торговля на ранних стадиях капитализма осуществлялась главным образом мелкими торговцами, но потом она стала укрупняться. Современными формами крупнокапиталистической розничной торговли являются универсальные магазины, торгующие разнообразным ассортиментом товаров, и так называемые цепные системы, в которых многочисленные специализированные магазины принадлежат одной крупной торговой компании и продают один вид товаров. Например, в США имеется Чайная компания Атлантического и Тихого океана, которой в 1959 году принадлежало 4252 магазина, торгующих чаем, с общим товарооборотом более 5 млрд. долл. Количество цепных магазинов в США с 1900 по 1958 год возросло с 4, 5 тыс. до 183 тыс., а их удельный вес в розничном товарообороте повысился с 5% в 1919 году до 34% в 1958 году.

Крупные торговые предприятия имеют большие преимущества перед мелкими: они могут открывать магазины в различных местностях и привлекать к себе широкую клиентуру; могут в большей мере и эффективнее использовать рекламу; издержки, связанные с ведением торговых операций, относительно меньше при крупных масштабах торговли и т. д. Все эти преимущества позволяют крупным торговым компаниям вытеснять мелких торговцев. Так, в США в 1958 году на долю крупных розничных торговых предприятий с годовым товарооборотом свыше 300 тыс. долл. приходилось более 50% всего розничного товарооборота против 25% в 1929 году. Во Франции за период с 1949 по 1959 год закрылось около 35 тыс. мелких торговых предприятий. Разорение мелких торговцев происходит и в других странах.

Во главе всей капиталистической торговли в современных условиях стоят немногочисленные монополисты. Характерно, например, что в США, где насчитывается около 1, 8 млн. розничных торговых предприятий, 50 наиболее крупных торговых монополий продали в 1963 году товаров на сумму свыше 41 млрд. долл., сосредоточив в своих руках около 17% всего розничного товарооборота.

 

Кооперативная торговля. Критика теории «кооперативного социализма».  Кроме отдельных торговцев и акционерных торговых компаний торговыми операциями занимаются также кооперативные объединения. Организации потребительской кооперации, членами которых являются рабочие и служащие, покупают товары у промышленных капиталистов и продают их своим членам с некоторой скидкой по сравнению с ценами, устанавливаемыми торговыми капиталистами. Сельскохозяйственные кооперативы, объединяющие часть крестьян, организуют совместный сбыт продукции своих членов; например, молочные товарищества — сбыт молочных продуктов. Кооперативные организации вкладывают в торговлю капиталы, мобилизованные в форме паевых взносов их членов.

Мелкобуржуазные кооператоры пропагандируют теорию «кооперативного социализма», утверждая, будто действующая в рамках капитализма кооперация способна постепенно перестроить всю экономику на социалистических началах. Наиболее видные представители теории «кооперативного социализма» — Дж. Уорбасс в США (он был почетным президентом кооперативной лиги США), проф. Б. Лавернь во Франции. В Англии эта теория поддерживается лейбористами.

Теория «кооперативного социализма» в научном отношении несостоятельна, а по своему практически политическому смыслу имеет явно реформистский характер. Главный ее порок состоит в том, что кооперативные организации, действующие в странах капитализма, она рассматривает как некий зародыш социализма. Между тем существующая в условиях капитализма кооперация вовсе не является социалистической формой хозяйства, поскольку она функционирует в обществе, базирующемся на частной собственности и управляемом стихийными экономическими законами. Удельный вес кооперативной торговли во всем товарообороте капиталистических стран весьма незначителен. Например, в США в 1958 году кооперативам принадлежало лишь 0, 3% всех розничных торговых предприятий, а их товарооборот составлял только 0, 7% всего розничного товарооборота. В Англии в 1961 году на долю кооперативной торговли приходилось 10% всего розничного оборота.

Но дело не только в небольшом удельном весе кооперативной торговли в капиталистических странах. Главное состоит в том, что кооперативная торговля не изменяет самого способа производства и отнюдь не означает «социализации» хозяйства. Сторонники теории «кооперативного социализма» игнорируют решающее значение характера собственности на средства производства, исходят из меновой концепции и ложно приписывают кооперативной торговле способность изменить весь экономический строй общества.

В. И. Ленин вскрыл полнейшую несостоятельность этой теории. Характеризуя природу кооперации в условиях капитализма, он указывал, что «кооперация в обстановке капиталистического государства является коллективным капиталистическим учреждением»[116]. Конечно, кооперативные организации в капиталистических странах приносят известные выгоды своим членам; например, потребительская кооперация полезна для рабочих и служащих тем, что в некоторой мере удешевляет для них товары. Однако, как подчеркивал В. И. Ленин, «достижимые кооперативами улучшения ограничены очень узкими границами до тех пор, пока средства производства и обмена остаются в руках класса, экспроприация которого есть главная цель социализма»[117].

Вредность теории «кооперативного социализма» для трудящихся состоит в том, что она стремится отвлечь их от революционной классовой борьбы, сея реформистские иллюзии о возможности эволюционного перехода от капитализма к социализму.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...