Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Энмеркар упомянут в Библии





Прежде всего, Энмеркар был первым правителем - человеком. О том, что он не был богом (т.е. ануннаком: нефилимом правящего класса), он признался сам в мифе "Энмеркар и Эн-сухгир-ана". Там о себе он говорил, что он - "человек, рождённый быть богом". Энмеркар был правителем города Урука (Эреха), который, согласно Библии, построил внук Хама - Нимрод. "Хуш родил также Нимрода: сей начал быть силен на земле.... Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех (УРУК), Аккад (Сиппар) и Халне, в земле Сеннаар".


Ещё о Нимроде сказано, что "Он был сильный охотник пред Господом", а имя Эн-мер-кар означает: "Эн" - властелин (как Эн-ки - властелин земли; Эн-лил - властелин ветра), "мер"- вспомогательная частица, "кар" – охотник. Ссылка


Согласно Библии (Быт.11), при Нимроде люди стали строить башню высотой до небес, чтобы сделать себе имя. Однако Бог смешал языки, и люди не смогли достроить её. Оттуда они разошлись своими семьями по всему миру. А город тот получил название Вавилон, что на иврите означает "смешение, недоразумение".


В мифе 'Энмеркар и властитель Аратты' говорится о том, что Энмеркар хотел выстроить храм для себя (место строительства в мифе не указано), и что при его возведении произошло смешение языков. Только на сей раз шумерский бог Энки переменил языки. Значит, при Энмеркаре строился храм в честь него, и при этом языки людей были изменены. И при Нимроде была построена башня, и Бог смешал языки людей.


В шумерском мифе о создании "Энума элиш"1 тоже говорится о башне в Вавилоне. Там повествуется о том, как молодые боги решили восстать против драконши Тиамат. Однако им не хватало для этого смелости. Тогда герой Мардук сразился с драконшей и победил её, за что боги построили для него в Вавилоне высокую башню Эсагилу.


В городе Вавилоне действительно находилась башня, посвящённая Мардуку. О башне в Вавилоне, при строительстве которой люди разделились на языки, писал Беросс. Также Геродот в 1-ом томе своей "Истории"2 писал, что в Вавилоне находится 8-уровневая башня зиккурат, посвящённая Белу (т.е. Мардуку) и рядом с башней - его храм. Однако древнегреческий историк Луций Флавий Арриан писал, что Александр Македонский во время его первого визита в Вавилон в 331г. до н.э. приказал, чтобы Эсагила, великий храм Мардука, и зиккурат Этеменанки, так же посвящённый Мардуку, были восстановлены3. Эсагилой теперь была названа не башня, а храм Мадрука. Башней же назван зиккурат Этеменанки4. Следовательно, обе постройки могли быть названы и башней, и храмом, ведь и зиккураты считались храмами. Поэтому храм Энмеркара мог быть башней. А далее мы увидим, что и Мардуком (Мардуком вторым) мог быть не кто иной, но сам Энмеркар-Нимрод.


В Библии сказано, что люди строили башню, "чтобы сделать себе имя". Согласно древним письменным источникам (указаным в работах Иосифа Флавия, Филона Александрийского, в Талмуде) и устным традициям, Нимрод был "сильным охотником" не на зверей, а на людей, т.е. был тираном, который первым установил рабство. Поэтому, скорее всего, именно его желание возвыситься и было причиной постройки башни, чтобы увековечить своё имя, а не имя людей. Энмеркар строил себе храм, чтобы его почитали, как бога5. И Нимрод делал то же самое.


Далее, говоря о Нимроде, Библия продолжает: "из сей земли вышел Ассур и построил Ниневию, Реховофир (местонахождение неизвестно), Калах и Ресен…" (Быт. 10:8-12).

Эти города находились на территории Ассирии, которая в Библии называется Ассуром. Поэтому вполне вероятно, что именно там и поселился сын Сима - Ассур. Однако в данном месте Библии говорится о потомках Хама, потому здесь речь идёт не о сыне Сима. "Ассур" - также было именем ассирийского бога. Однако, если бы сын Сима возомнил себя богом, как Нимрод, тогда бы Библия уделила бы и ему такое же внимание, как Нимроду, но об Ассуре сказано лишь, что он был сыном Сима. Поэтому указанные слова Библии могут означать одно: Нимрод завоевал Ассирию, построил там Ниневию и другие города, и стал её богом Ассуром.


Если от Урука Энмеркар сгонял людей для постройки храма к Вавилону, тогда в Библии в точности указано направление движения людей к месту постройки: "двинулись с Востока".

 

1 Текст "Энума Элиш" - ссылка.

2 Текст "Истории" Геродота на русском.

 

3 Об этом также говорит вавилонская клинописная табличка, известная под номером BM 36613 и находящаяся сегодня в Британском музее (A.Kuhrt, The Persian Empire: A Corpus of Sources of the Achaemenid Period, Volume 2, p.424); фото таблички и перевод её текста на англ. здесь.

 

4 Название "Энтеменанки" переводится как: "Храм, где соединяются небо и земля".

5 То, что башня-зиккурат Нимрода строилась именно в том Вавилоне, какой нам известен с VII-го столетия до н.э., а не в другом месте (новая популярная точка зрения, что Библейским Вавилоном был г. Эриду), подтверждается фактами из Библии. Сказано, что место, где строилась башня, находилось "в земле Сеннар". И известный город Вавилон также находился в земле Сеннар (Даниил 1:1,2).

 


Энмеркар заявил: "Пусть люди Аратты1. построят для меня такой же великий храм, как храм Эриду - Э-нун". Он хотел построить для себя храм, не просто как у всех богов, но как у одного из верховных богов - Энки. Энмеркар говорил, что бог Нинурта держал его на своих коленях, что бог Уту любит его, а также хвастался перед жрецом Аратты, что богиня Инанна - его любовница. Амбиции этого человека действительно были огромными. Поэтому в Библии Нимрод-Энмеркар упомянут особо.


"Царство его вначале составляли Вавилон, Урук...", т.е. сначала он правил в Вавилоне, потом он спустился на юг, покорил все народы, получил одобрение богов, стал царём Урука, и начал собирать людей для строительства башни.


Следующая легенда - из Армении (ссылка, гл.2). В ней говорится о том, что Хайк (сын Форгама, правнук Иафета, т.е. из 3-го поколения, рождённого до строительства башни) со своей семьёй жил в Вавилоне. Воспротивившись власти Бэла-Нимрода (там так и сказано: "Нимрод"), Хайк со своим племенем решил уйти оттуда. Нимрод стал преследовать его и догнал в горной долине. Там совершилась битва, и, армянская легенда повествует, что Хайк пронзил Нимрода стрелой и стал владычествовать в Армении. Однако о смерти Нимрода от руки Хайка нигде более не говорится, поэтому можно смело предположить, что Нимрод всё же подчинил Армению, и Хайк продолжал царствовать там, но только как его вассал.


1 Подробно об Аратте - ссылка.

 

История Нина и Семирамиды


И, наконец, одну из самых интересных легенд пересказал для нас Диодор Сицилийский, историк 1-го столетия (на русском – ссылка, полнее на анг. – ссылка - 1, ссылка - 2)


Эта история была записана Ктесием Книдским (V в. до н.э.), лекарем персидского царя Артаксеркса II. Ктесий утверждал, что был допущен в царскую библиотеку, и из тех документов он и списал эту и другие истории. Диодор пересказал историю о вавилонском царе Нине (Нимроде).


Сначала Нин напал на Армению и подчинил её, сделав армянского царя1 своим вассалом.. Потом Нин-Нимрод покорил Мидию и решил подчинить себе всю Азию от реки Танаиса2 до Нила (Египет).. Он оставил вместо себя сатрапа, заключил военный союз с арабами, и за 17 лет он покорил всю Азию, включая территории Греции и Египта, кроме Индии и Бактрии3. Потом он отпустил арабов со всеми трофеями, захваченными ими в ходе сражений, собрал всех своих подчинённых со всех концов его владений и построил город, которому дал своё имя - Нин (или Ниневия).


На илл.: Нин. Guillaume Rouille. XVI в.

 

Библия говорит, что Ниневию построил Нимрод. Таким образом, нет никаких сомнений в том, что Нин, Нимрод и Энмеркар - одно лицо.


После постройки Ниневии Нин выступил против Бактрии, которую не смог завоевать в начале своего победоносного марша. Там Нин повстречал Семирамиду и женился на ней (согласно многим легендам Семирамида считалась женой Нимрода). Здесь мы сделаем небольшое отступление и поведаем о Семирамиде.


1 В тексте говорится о царе Барзоне, однако такого имени в армянских исторических документах нет; возможно, что это и был тот же Хайк или царь Аратты.
2
Река Танис - Дон. Дон считался границей между Европой и Азией.


3
Бактрия - район около Памира и Гималаев.

 


Матерью Семирамиды была богиня Деркето (Атаргатис), которая была наполовину женщиной, наполовину рыбой. Деркето якобы оскорбила Афродиту, и та в отместку внушила ей любовь к смертному. Деркето родила от него Семирамиду и от стыда бросилась в воду и превратилась в рыбу, оставив младенца Семирамиду на голой скале. Сначала младенца кормили голуби. Потом её нашёл пастух и передал Симму - главному по царским стадам. Тот, будучи бездетным, удочерил её.

 


На илл.: Семирамида-младенец. E. Wallcousins. ''Myths of Babylonia and Assyria'' by D. MacKenzie. 1915


Когда Семирамида подросла и стала очень красивой девушкой, от Нина был послан испектор по имени Онн проверить царские стада. Очарованный красотой Семирамиды, он выпросил Симма отдать её ему в жёны.


Женившись, Онн полностью подпал под влияние своей красивой и умной жены, и самостоятельно уже ничего не мог решать. Всем руководила молодая жена. Семирамида родила ему двух сыновей: Гиапата и Гидаспа.


Но вернёмся к Нину. Итак, армия Нина двинулась на Бактрию и осадила главный город Бактру. Никто не знал, как долго будет продолжаться осада Бактры. Её стены казались неприступными.


Среди военоначальников Нина был Онн. Соскучившись по своей молодой жене, Онн послал за ней, чтобы привезти её в лагерь. Семирамида, узнав о трудностях с покорением Бактры, сделала для себя красивые доспехи и подготовилась к нападению на город. Подъехав к городу, она заметила, что лагерь Нина расположился у стен города, и все защитники города сосредоточились там же, на стене, оставив дозорную башню без внимания. Из наиболее храбрых воинов она собрала группу умеющих лазать по стенам, и вместе с ними не замеченой защитниками города забралась на башню. Оттуда Семирамида подала сигнал силам Нина. Бактрийцы, увидев себя окружёнными, запаниковали и, оставив защиту стен, бросились наутёк, ища спасения.


Нин был восхищён храбростью и находчивостью молодой женщины и одарил её различными дорогими подарками. Позже, пленённый её красотой и умом, он стал выпрашивать Онна, отдать ему её в жёны. Онн, не в силах ни отказать Нину, ни расстаться с его любовью, впал в глубокую депрессию и однажды, не вытерпев мук душевных, покончил с собой. Сразу после смерти Онна Семирамида стала женой Нина. Ей тогда было только 20 лет.


Они вместе вернулись в Ниневию, и она родила Нину сына - Ниния. Нин умер, но незадолго до смерти передал Семирамиде всю власть. Семирамида построила в честь мужа огромную насыпь, и, поскольку Ниневия располагалась на равнине у реки Евфрата, насыпь была видна на многие десятки километров1. Потом Семирамида построила город Вавилон, со многими воротами, мостами и башнями, а в центре она возвела храм Белу2.


Она также построила и другие города на реках Тигра и Евфрата, где она установила торговые точки для обмена товарами с Мидией и другими регионами. Из гор Армении Семирамида привезла огромный камень около 39 метров высотой и 8 метров шириной у основания. Камень с помощью множества работников и вьючных животных был притащен к реке, и потом по реке был спущен в Вавилон. Это был первый обелиск в Вавилонии.


Потом она оставила несколько памятников себе в Мидии, Персии и других подчинённых ей регионах. Посетила весь Египет, и завоевала Ливию (граничит с Египтом на западе) и Эфиопию (южнее Египта). После этого оракул Амона сказал ей, что она уйдёт из мира людей и станет бессмертной, когда на её жизнь покусится её собственный сын.


Семирамида вернулась в Бактрию и решила овладеть Индией. Её выступление против Индии было неудачным, 2/3 её армии погибло. По возвращении от туда её сын Ниний с помощью евнуха хотел убить её, но она, разоблачив его, сама передала ему всю власть. А потом кто-то говорит, что она покончила собой, кто-то, что превратилась в голубя. Ксетий сказал, что Семирамида жила 62 года и правила 42 года3. Другой историк, Атеней4, говорил, что Семирамида выпросила у Нина власть, устроила пышный пир по поводу своей коронации, а потом, пользуясь случаем, что большинство друзей Нина были пьяны, убила многих и свергла Нина с престола. Совершив множество великих дел, она дожила до глубокой старости. Сыновья Онна составили против неё заговор, желая убить Ниния, но она разоблачила их5.


После её смерти царём стал её сын Ниний. Его правление было мирным. Он установил ежегодное обновление армии и генералов во всех подвластных ему регионах. Так что все чувствовали себя под его контролем, и времени для зарождения оппозиции не было. Его мало кто видел, поэтому люди воспринимали его как невидимого бога. Всю свою жизнь он провёл в Ниневии.


Согласно Диодору, Нин правил 52 года, т.е. как Нин Нимрод правил 52 года (позже мы увидим, что биография этой персоны не ограничивается только правлением Энмеркара и Нина). Нин завоевал всю Азию, дошёл до Египта, Греции, до границы Европы. В тех странах, как мы увидим далее, он получил другие имена. В Египте, например, он стал Осирисом.

В честь мужа Семирамида возвела первый обелиск в Вавилонии. Позже, как Исида, она возвела много таких же обелисков в Египте. Она также построила храм Белу в Вавилоне. Как мы знаем, в Вавилоне Белу-Мардуку были посвящены только два грандиозных строения. Храм построила Семирамида, башню - Энмеркар. Это значит, что в тексте "Энума Элиш" под именем Мардука, по чьему приказу была построена башня, выступает Энмеркар, либо кто-то, с кем он разделял власть. В ассирийском варианте "Энума Элиш" вместо Мардука выступает бог Ассур. И, как мы знаем, богом Ассуром, который постороил Ниневию, был тот же Нимрод. Значит, башня в Вавилоне была возведена Мардуком-Нимродом.


Итак, Библия говорит о Нимроде: "царство его вначале составляли: Вавилон (где царём и богом был Мардук), Урук (где царём был Энмеркар)...из сей земли вышел Ассур (бог Ассур) и построил Ниневию (её построил Нин)".


Таким образом, имена: Мардук, Нин, Ассур, Энмеркар, Нимрод - принадлежали одной персоне; Нимрод-Энмеркар стал царём Урука до строительства Вавилонской башни.


1 Позже мидийцы сравняли её с землёй.
2
Диодор называет его Зевсом.
3 Diodorus Diodorus Siculus Library of History Book II p 418. Орозий. История против язычников II 3, 1.
4
Athenaeus. Никаких сведений о нём не сохранилось.
5 Николай Дамасский. История, фр.1 Якоби.

 

Лугальбанда и Думузид


Легенда о Нине, как мы увидим далее, проясняет многое в Шумерском списке. После Энмеркара, как сказано там, правил Лугальбанда1.

 

О нём существует несколько мифов:

 

"Лугальбанда и птица анзу", "Лугальбанда в горной пещере", "Энмеркар и Лугальбанда"2. Из них мы узнаём, что Лугальбанда служил при Энмеркаре генералом. В поэме "Лугальбанда в горной пещере" говорится о том, что Энмеркар с войском и генералами, среди которых был Лугальбанда, пошёл в поход против Аратты. В походе Лугальбанда сильно заболел. Его спутники подумали, что он умер, и оставили его в пещере, надеясь отнести тело в Урук на обратном пути. Но потом Лугальбанда почувствовал себя лучше и догнал войско. Так вот любопытно, что в этой поэме, хоть и описывается событие начала правления Энмеркара, Лугальбанда уже был назван царём. Значит Лугальбанда правил не после Энмеркара - Нина-Нимрода, а при нём. Если он был генералом Онном (в чём можно будет убедиться позднее), тогда он погиб перед тем, как Нимрод и Семирамида поженились, т.е. раньше Энмеркара.


После Лугальбанды в Списке указан Думузид, или Думузи. Думузид был мужем богини Инанны, и о них существует много поэм. Многие считают, что Думузид-муж Инанны был указан среди первых правителей до Потопа, как царь г. Бад-Тибира, а не Урука, и тогда после Лугальбанды правил какой-то другой Думузид. Однако в легенде о нисхождении Инанны в преисподнюю говорится о том, что перед своей смертью Думузид сидел на своём царском троне в г. Уруке3.


Миф говорит о том, что Инанне необходимо было послать в подземное царство кого-то вместо себя.

 

Она не захотела отправить туда своих двух сыновей, которые уже правили:

один в Бад-Тибира, другой - в Уме. Тогда Думузид был взят демонами вместо Инанны. Значит царь Думузид также правил во время правления Энмеркара-Нимрода-Нина и умер не своей смертью. После Думузида на трон взошёл Гильгамеш.

 

1 Имя "Лугальбанда" означает: "лу-гал" - правитель или царь и "банда" - младший. Ни один царь не называл себя "младшим", кроме случаев одинакового имени с отцом. Но других Лугальбанд нет, и Энмеркар не был его отцом. Потому Лугальбанда мог быть "младшим царём", или советником "старшего царя" Энмеркара.

2 Ссылка.
3 Ссылка 348.

 

Первые итоги


Пока подытожим, что мы успели выяснить из шумерских документов, мифов и Библии.
2462-2461 - Потоп продолжался год;


2429 - приблизительно в это время родился Нимрод (как внук Хама он был рождён после Потопа, во 2-ом поколениии, жившем до 450 лет). Повзрослев, Нимрод встретил богов, стал любовником богини Инанны, завоевал Вавилон и отправился на юг завоёвывать другие земли. Став царём Урука, он стал собирать людей на строительство башни, памятника себе - богу.


Затем он покорил Армению и Мидию.


2237 - Согласно Книге Юбилеев (10:31), Вавилонская башня начала строиться примерно в то время, когда родился Рагав - внук дочери Нимрода. Рагав родился через 131 год после Потопа. Башня строилась 43 года. Это значит, что строительство Вавилонской башни было прервано приблизительно через 174 евр. года или (174х360:365=)172 солнеч. года после Потопа, т.е. в 2289 г. до н.э… Нимроду в то время было около 140 лет.

До 2289 г. Нимрод покорил Армению и Мидию. После прекращения строительства башни Нимрод-Энмеркар оставил в Уруке вместо себя генерала Лугальбанду и вместе со всем семейством Куша отправился в Египет. Позже, завоевав многие земли, Нимрод построил Ниневию и женился на Семирамиде. Ей было 20 лет, и у неё были двое сыновей от генерала Нина Лугальбанды (Онна).


Лугальбанда совершил самоубийство, и править Уруком начал Думузид - первый муж Инанны.

 

Древние и многоликие

 

Боги хотели, чтобы грядущие поколения людей думали, что их было очень много, и они жили на Земле сотни тысяч лет, благополучно пережив несколько всемирных потопов. В мифах часто говорится о жизни богов до Потопа, но редко указывается Потоп. Тем самым их житиё могло быть растянуто на многие сотни лет (что особенно практиковалось в греческой и индийской мифологии).


Кроме того, боги имели множество имён. В Греции на каждом острове один и тот же "небожитель" имел разные имена. В Шумерах Мардук был рекордсменом по именам (50 имён, согласно "Энума Элиш"); в Индии Вишну имел 1000 имён1; египетская Исида называлась "многоимённой", "тысячеименной", и даже "той, у которой десять тысяч имен" 2; персидский "Хормазд-яшт" перечисляет 72 имени Ахура Мазды; в скандинавских "Речах Гримнира" утверждается, что Один имел не менее сорока четырех имён и тд.

 

1 Махабхарата XIII 149
2 Фрезер Д. Золотая ветвь. Исследование магии и религии, ХLI.

 

Боги очень любили путешествовать. Легенды говорят о том, что шумерские Энлил, Инанна с Энмеркаром, Нинурта и др. были в разных концах света, греческий Дионис со многими героями отправлялся с походами в Индию, египетская Исида приезжала в финикийский город Библ, скандинавский Один часто путешествовал по всему миру и т.д… Конечно, они путешествовали в те земли не в качестве туристов, но как боги. И в тех странах они также стали богами, но, естественно, под другими именами.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...