Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Миф о смерти Осириса и рождении Гора.





Осирис постоянно путешествовал и оставлял Исиду править за него. Всё это время, пока правил Осирис (согласно Плутарху он правил 28 лет 1), бог Сет очень завидовал ему. Он считал себя единственным, кто достоин власти над Египтом. Так считали и некоторые его друзья. Сет постоянно искал случая убить Осириса и занять его место, но случай никак не предоставлялся.


И вот однажды он услышал, что Осирис возвращается после долгого отсутствия, и устроил по этому поводу большой пир. Во время пира он задумал испытать одну из своих уловок. Он давно уже тайно снял мерки с Осириса и сделал по этим меркам прекрасный саркофаг, украшенный золотом и драгоценными камнями. Когда Осирис и гости были достаточно пьяны, Сет выставил на обозрение своё изделие.


Все гости стали восхищаться красотой саркофага. Тогда Сет объявил, что подарит саркофаг тому, кому он прийдётся впору. Все гости один за другим стали ложиться в саркофаг, но кому-то он был тесен, кому-то широк, кому-то длинен, кому-то короток. Когда Осирис лёг в саркофаг, он пришёлся ему как раз в пору. Пока Осирис лежал в саркофаге, радуясь приобретению, друзья Сета захлопнули крышку саркофага и на глазах изумлённых гостей забили её гвоздями и бросили саркофаг в Нил.


Исида забеспокоилась, что муж долго не возвращается, и пошла к месту, где был пир. Там она узнала о том, что совершил Сет, и отправилась на поиски мужа. Дети, игравшие на берегу Нила, сказали ей, что видели красивый саркофаг, плывущий по течению. Долгое время она искала тело Осириса, пока не услышала молву о том, что в г. Библе растёт замечательное древо тамариск, которое источает удивительный запах. Исида поняла, что это - запах бога, её мужа. Исида отправилась в царский дворец Библа, куда это дерево было доставлено и установлено в виде колонны. В него врос саркофаг Осириса, и потому дерево источало тот прекрасный аромат2. После долгих приключений Исиде удалось доставить в Египет саркофаг с телом мужа, чтобы похоронить его со всеми царскими почестями.



1
см. Плутарх. Об Исиде и Осирисе. 42 - ссылка.
2 Храм Баалат Гебал в Библе стал знаменит деревянным реликтом-столбом.

Египтяне приезжали туда поклоняться Баалат, которую они считали семитской Хатор. Плутарх называл Балаат Исидой. Исида стала Баалат Гебал после смерти Бау-Баалат.


Привезя саркофаг и спрятав его в зарослях, уставшая Исида пошла отдохнуть. Однако в это самое время неподалёку прогуливался Сет. Увидев знакомый саркофаг, и обнаружив в нём тело Осириса, он вытащил тело, разрезал его на 13 частей (в других версиях число доходит до 26), и выбросил куски в реку.


Утром Исида увидела, что тело мужа исчезло, и сразу поняла, чьих это рук дело. Чтобы похоронить мужа соответствующим образом и обеспечить ему жизнь в загробном мире, она стала искать части мужа. На это ушли годы. Наконец, все куски были собраны, кроме одного. Фаллос оказался съеденным рыбой. Тогда Исида сделала мужу золотой фаллос и вдохнула в мужа жизнь. Осирис ожил на одну ночь, имел сношение с Исидой, и Исида забеременела и родила Гора, а Осирис стал богом мира мёртвых.


 

На рисунке: Гор старший, или Гор-Ур (Маахес-Мелькарт), и Нефтида 2-я (кем после Нисабы стала Нинмарки- дочь Нанше) вокруг тела Осириса. Исида в виде сокола над золотым фаллосом, приставленном к мумии Осириса.


"..детородный член... Исидой.. был удостоен богоравных почестей... она научила почитать изготовленный (идол) и сделала его наиболее чтимым в таинствах и жертвоприношениях, посвященных этому богу". (Диодор. Историческая библиотека кн. 1. 20)


Таким образом, Исида родила Гора от Осириса через многие годы после его смерти. Народу требовалось объяснение, и он его получил в виде вышеизложенной сказки. Для тех же, кто не особо верил, что бог, который, как и люди, мог состариться, заболеть и умереть, после своей смерти, да ещё и разрезанный на части, почему-то не портился годами, а потом составленный из кусков и с металлическим фаллосом почему-то лучше справился с оплодотворением своей жены, чем за 28 лет, пока был жив,- для них была придумана другая сказка...


В другом варианте данной истории Исида также отправилась на поиски частей своего мужа, но найдя какую-то часть, она тут же хоронила её там и строила той части храм (в Абидосе, как считалось, находилась наиболее значимая реликвия: голова Осириса). А потом шло фантастическое объяснение о непорочном зачатии...


После смерти Осириса Исида поднялась на небо и стала богиней Сириуса - Сотис, или Сопдет.

Илл.: Сопдет и Сопду.


Осирис, как Саху (в древне-египетской религии, "саху" означает: "незапятнанная душа", или "невидимый, кто близко") стал богом созвездия Ориона* и материализовался как Сопду. От этого небесного союза Сопдет и Сопду родился Гор.


*'На основании персидских материалов мы точно знаем, что именно Нимрод после смерти был обожествлён под именем Ориона и помещён среди звёзд" А.Хислоп "Два Вавилона",гл. 2, ч. II, р. IV.


Обычно Сопду изображался мужчиной семитского происхождения, с бородой и длинными волосами, носящим корону из двух соколиных перьев.



Его иероглиф включал образ сокола, или Гора; одним из имён Сопду было Гор-Сепду (Har-Septu, Har-Sepdu, Har-Sopdu). Это значит, что Сопду был Гором, или правителем Египта, следующим после Осириса.


Кем же был Сопду? Диодор упомянул, что многие древние историки называли Семирамиду-Исиду куртизанкой1. И некоторые считали, что она вышла замуж за своего сына2. Гор-Са-Исет, которого все знают как сына Исиды, рождённого чудесным образом, никогда не был её мужем. Значит, имелось ввиду, что Исида вышла замуж за другого сына. Какого? Как вы помните, Диодор говорил, что от Нина, Семирамида родила Ниния. Семирамида была Фетидой 2-ой после смерти Нисабы и родила от Пелея (Нина, Нимрода) греческого героя Ахилла. Ахилл не мог быть рождён от первой Фетиды (Нисабы), первой жены Пелея (Нимрода), иначе бы он появился в греческом эпосе гораздо раньше. Сыновья Нисабы (Тиро) и Крефея (Нимрода) а также Пелий и Нелей, рождённые ею позже от Посейдона-Энки, принимали участие в походе Аргонавтов. Однако Ахилла не было ни среди Аргонавтов, ни среди участников Калидонской охоты, не было его и позже. Он появился в Греции только перед Троянской войной. Диодор говорит, что Ниний (Сопду-Ахилл) после смерти отца, Нина (Нимрода), и после ухода Семирамиды правил в Сирии. Это значит, что Ниний-Ахилл прибыл в Грецию спустя многие годы после смерти Нимрода.


У Семирамиды было ещё два сына от предыдущего брака с генералом Онном-Лугальбандой: Гипат и Гидасп, но что с ними произошло, неизвестно3.


1 ссылка - p419, p395.


2 Орозий. История против язычников I 4, 7.


3 О Гипате преданий не сохранилось, но о Гидаспе их существует несколько. По одному из них у Гидаспа была дочь Хрисиппа, которая воспылав неестественной страстью к своему отцу, выдала себя за другую женщину и спала с ним. Узнав об этом Гидасп убил дочь, а сам бросился в реку Инд, которая стала называться его именем. (Плутарх. О том, чьими именами названы реки и горы, и что там родится. 1965, pp. 637-665 ссылка. Нонн говорит, что сын Гидаспа от Астерии (дочери Гелиоса) Дериад, стал ИНДИЙСКИМ вождём, который боролся против Диониса. Река Гидасп часто упоминается в греческой литературе в связи с походами Александра в Индию (источник - тот же). Похоже, что Гидасп погиб в Индии, однако уже после смерти Нимрода.

 

Диодор говорит, что Семирамида разоблачила заговор сыновей Онна против неё. Позже и Ниний хотел её свергнуть, но на этот раз она была предупреждена об этом пророком бога Амона, и пророк дал ей совет добровольно отдать царство сыну. Так она и сделала, когда был открыт заговор Ниния против неё. Потом она превратилась в голубку и улетела.


Сопду-Ахилл, вероятно, был похож на отца, поэтому люди поверили, что Сопду был воплощением умершего Осириса. Поскольку Сопду изображался иностранцем, это значит, что он пришёл в Египет, будучи уже взрослым.


Согласно Диодору, после смерти Нимрода Ниний вёл очень уединённый образ жизни, не показываясь из дворца и руководя страной через доверенных лиц, которых он переизбирал ежегодно во избежание заговора. Ниний в то время мог переехать в Египет. Тогда всё сходится. Сопду-Ниний-Ахилл вполне мог быть сыном и мужем Исиды-Семирамиды.

Семирамида родила Ниния в возрасте около 20 лет с небольшим, что при той продолжительности жизни в несколько сотен лет было очень ранним возрастом, и разница в возрасте между ними не была заметной вообще1.


1 Многие античные авторы говорили о кровосмесительных связях древних царей. В Египте, как и в Греции, это не было табу. О том, что персы могли совокупляться с матерьми, писал Ктесий (Тертуллиан. К язычникам I 16). Сотион писал о дозволении жить с матерью и дочерью (Диоген Лаэртский.О знаменитых философах I 7).


Как Семирамида мистически исчезла из Ассирии, превратившись в голубку, так позже мистически исчез из Египта Сопду. Ведь он был лишь... материализовавшимся ба (души) Осириса... На деле выглядело всё гораздо прозаичнее.


После смерти Нимрода-Осириса Семирамида вернулась в Месопотамию с рассказом о смерти мужа (в Египте в это время верили, что она разыскивает тело мужа). Потому в Месопотамии нет единой легенды о смерти Нимрода-Нина. Люди лишь строили свои догадки, одной из которых была та, что Семирамида сама убила мужа из-за власти. Семирамида построила насыпь и возвела огромный обелиск в честь мужа, но всё равно не добилась доверия людей. Потом она вернулась в Египет, завоевала Ливию и Нубию. В это время в Египте она со слезами заявила, что тело её дорогого мужа исчезло опять, и она опять отправляется на его поиски. Вернувшись в Ассирию, Семирамида достроила Вавилон и построила много храмов. Но в Ниневии, где был царский дворец Нина, её не любили, считая её убийцей.


В Египте её уважали, а в Ассирии - нет. Но вернуться в Египет с пустыми руками она не могла. Тогда её и посетила идея. Ниний был очень похож на отца, и она могла представить его как воскрешённого отца. И тогда она смогла бы объявить себя богиней, которая воскрешает мёртвых. Она предложила Нинию сыграть роль воскресшего отца взамен на власть в Ассирии. Ниний давно хотел власти, и мать была на его пути к ней. Он уже пытался избавиться от неё, но она успела вовремя разоблачить его заговор. Теперь она сама предлагала ему власть. Так почему бы нет? Он согласился.


Установив систему контроля, так чтобы никто, кроме самых приближённых лиц, не знал, что его в Ниневии нет, они, предварительно исценировав исчезновение Семирамиды (её чудесное превращение в голубицу), отправились в Египет.


В Египте богам очень понравилась идея о воскрешении, и они очень постарались распространить этот миф. Видимо, Исида и Сопду разъезжали по всему Египту. Ведь именно серия мифов об Осирисе-Исиде-Горе - самая популярная и полная по всей стране. Ниний должен был оставаться с Исидой до тех пор, пока она не родит наследника. Таковы были правила игры. Был ли Ниний на самом деле отцом Гора, либо Исида забеременела от другого, вопрос риторический. Но факт остаётся фактом: как только Исида родила мальчика (Гора), Сопду исчез... т.е. вознёсся в небо.


На илл.: Сопду даёт жизнь Гору.


Греческие мифы говорят о том, что у Нимрода-Ареса было 4 сына от Демоники-Нанайи, или 4 сына у Нимрода-Диониса от Ариадны-Нанайи. В египетских мифах они зовутся сыновьями Гора, ведь Осирис-Нимрод как правитель тоже считался Гором. После смерти Нимрода его сыновья также погибли. Они стали защитниками трона Осириса в потустороннем мире, а позже защитниками внутренних органов мумифицированных. Их образы помещали на специальных сосудах, где хранились внутренности усопших.



На илл. слева-направо: 4 сына Осириса, Гор, который отомстил за смерть отца. Сет изображён поверженным. Рядом с Осирисом - бык Мневис (сын Исиды-Мандулис, о чём позже).


Таким образом, старшим Гором был Маахес-Мелькарт. Гором так же был Осирис-Нимрод, и после смерти Осириса - Сопду-Ахилл-Ниний.


Далее мифы повествуют о том, что Исида с ребёнком Гором (который в Греции считался сыном Ахилла - Неоптолемом) спрятались от злобного Сета на севере Египта, в зарослях папируса.



Там боги охраняли Исиду и Гора от попыток Сета убить наследника трона. Пока Исида с ребёнком прятались, правил, конечно, Сет. А раз правил, то был Гором тоже. Существуют изображения Сета в образе Гора. Злобным и завистливым Сет не стал внезапно, просто им был уже не Адад, а другой ануннак, в греческой мифологии известный под именем Приам (о нём - позднее). Таким образом, горами были Осирис-Нимрод, Сопду-Ахилл-Ниний и Сет-Приам.



Миф о борьбе Гора и Сета


В Дельте мать и сын находились до тех пор, пока Гор (Неоптолем) не подрос (в Греции Исида в то время была Деметрой вместо Бау). Когда Гор подрос, он решил отомстить Сету за смерть отца. Мифы говорят о борьбе между Гором и Сетом, в которой Гор всё же победил, и привёл связанного Сета к мёртвому отцу. Гор вложил в рот Осириса свой вырванный глаз, мёртвый Осирис проглотил его и ожил.


На илл.: оживший Осирис. Изображение в храме Хатор, Дендера; илл. из книги О.Мариета.


Осирис отдал трон Гору, а сам удалился в подземное царство и стал царем вечности, владыкой неба и земли и всего сущего во всей Вселенной.

Гору была возвращена корона Южного Египта, какую имел Осирис. Однако Сет был не согласен с тем, что Гор, а не он получил власть, потому он обвинил Гора (Неоптолема) перед богами в том, что тот получил престол по ошибке, что после Осириса Египтом должен править он, всемиуважаемый брат Осириса, а не малоопытный юнец-сын. Боги собрали совет. Некоторые боги были согласны с Гором (Тот-Набу, Онурис-Мелькарт, Нейт-Инанна), некоторые с Сетом (Ра-Хоракти, или Зевс 2-ой1- Эней). При этом Сет устрашал одних богов, Исида - других. Чтобы разрешить спор, Нейт-Инанна порекомендовала выдать замуж за Сета сирийских богинь Анат (кем была Исида) и Астарту (кем была Нефтида)2.


1 Кем были зевсы будет сказано позднее.


2Логично предположить, что, для того, чтобы положить конец спору Инанна посоветовала выдать замуж за Сета женщин из противоположного Сету лагеря. Нефтида-Нинмарки действительно стала угаритской Астартой после Гештинаны (что будет показано в итоговой главе). Видимо, Исида была в Угарите вместе с ней как Анат.


Сет не унимался, он вызывал Гора на многие соревнования. И после 3-месячного сидения под водой, после соревнования на кораблях, в которых Гор выиграл; после попытки Сета овладеть Гором, как женщиной, в результате чего Сет, а не Гор, был опозорен, Сет, наконец, был сломлен. Гор был коронован опять. На этот раз двумя коронами: Северного и Южного Египта. Ра-Хоракти предложил Сету жить в его дворце.


Согласно легенде, борьба между Сетом и Гором продолжалась всего 80 лет (ссылка. - Запомните это число). Потом правил Гор.


Миф о смерти Гора до нас не дошёл. Как он умер - остаётся загадкой. Греческие мифы предоставляют несколько вариантов его гибели, как Неоптолема. Единственное в чём они сходятся, это то, что Гор-Неоптолем был убит молодым.


Миф о Горе Бехдетском и солнечном диске.


Миф повествует, что Ра-Хоракти (это уже был Зевс 3-ий - Мелькарт) был на корабле в Нубии, и Гор Бехдетский был с ним. Гором Бехдетским, как вы увидите позже, был Мандулис - другой сын Исиды, который воспитывался вместе с Гором (Неоптолемом).


Мандулис выступил против Сета и его сторонников. Он взлетел на солнечном диске (в мифе: "взлетел крылатым солнцем") и стал разить врагов так, что они падали поверженными без сопротивления. Другие были дезориентированы и стали убивать друг друга. Но враги не сдавались, они приняли образы крокодилов и гиппопотамов, и Гор со своими помощниками стали убивать их железными гарпунами. Потом Гор привёл пленных и искромсал их на части, отдав их каркасы богам и богиням, находящимся на борту. Так путешествуя из Нубии на север, Гор-Мандулис убивал сторонников Сета, пока не убил всех.


Потом был пойман Сет, и Ра-Хоракти предложил Исиде и Гору-сыну решать, что с ним делать. Сету отрубили голову. Судя по тому, что прославляется в мифе только Гор-Бехдетский и нет никакого прославления Гора- сына Исиды, появление в мифе Гора-сына Исиды символично и означает лишь официальную передачу власти следующему Гору.

После этого Сет превратился в змея и вошёл в землю, а Гор встал на то место, чтобы Сет никогда не вышел оттуда. Оба Гора превратились в соколов с двойными коронами. Все, кто сражался с Гором Бехдетским, стали священниками Ра. А Гор Бехдетский стал "богом света", "властелином севера и юга" и превратился во льва с тройной короной...


В такой тройной короне обычно изображался бог Мандулис.



Илл.: оба изображения на храме Гора Бехдетского в Эдфу


Илл.: на рельефе в Дендере - дети Гор и Мандулис. Рядом с ними (на фото не показано) две Хатор (1-Исида, 2-Нефтида или Инанна) и Гор старший (Мелькарт).


На илл.: Исида, Гор и Мандулис.


Гор старший-Мелькарт (как будет показано позже) стал Зевсом 3-им. И согласно Цицерону, Зевс третий был отцом Аполлона, который победил Пифона1 (Сета). Сета победил Мандулис. Это значит, что Мандулис был следующим Аполлоном, и вероятно, был сыном Мелькарта (Зевса).


1 Цицерон. О природе богов III 57.


Матерью его могла быть либо Инанна, либо Исида, поскольку обе в разное время могли быть и Хатор, и Нейт, и Менхит. Однако, как будет видно далее, матерью и женой Мандулиса была Исида.



Илл.: на храме в Калабше - Исида даёт жизнь ба -душе Мандулиса, что, возможно, говорит о том, что она пережила его.



Миф о боге Онурисе


Это - последний миф, упоминающий Исиду. Онурис, или Анхур - это Мелькарт. В Нубии он был известен как Аренснуфис (Хар-ен-снуфис, или Хари-хес-нефер), что в переводе: "Гор прекрасного дома". Это значит, что Анхур был следующим гором.



На илл.: Анхур изображён в форме Гора Анхура на стене храма Гора в Эдфу.


Миф повествует о том, что однажды в Египте началась засуха, и, чтобы её остановить, Онурис по совету Тота пошёл в Нубию с целью возвратить оттуда глаз Ра - львиноголовую Менхит. Когда Онурис вернулся в Египет с Менхит, его имя было изменено на имя Анхур, которое означает: "тот, который возвращает отдалённую". Менхит считалась аспектом Исиды, и в Гелиополе верили, что Анхур вернул из Нубии Исиду (ссылка).



Илл.: Исида в облике Менхит и Анхур на храме в Дендуре, Нубия.


Мандулис, хотя и правил всем Египтом, в основном, был известен на юге Египта и в Нубии. Там, вероятно, вместе с ним и находилась Исида. Там же иногда находился Анхур-Онурис как Аренснуфис. Однако главный культовый центр Онуриса-Мелькарта находился на севере, в Дельте Нила (г. Себеннит, совр. Саманнуд).


Что же произошло? Очевидно, Анхур-Мелькарт (Зевс 3-ий) и Исида также захотели быть правителями Египта и просто отделили для себя его северную часть. Мандулис же остался править на юге.


На рельефе в храме Ком Омбо изображены главные боги того периода: Тот уже как бог луны вместо Кхонсу (т.е. уже после Троянской войны, о чём - позже); Нефтида как Хатор; фараон из Птоломеев, что видно по картушу над его головой; Менхит-Исида, Гор с 2-мя коронами - старший Гор-Анхур-Мелькарт; Гор в южной короне - Мандулис.


Или там же - Тот, Мандулис в южной короне и Собек - Мелькарт.


На иллюстрации ниже - барельеф в храме г. Карнака, где показано, что фараон севера поклоняется Анхуру (Мелькарту).


Если до сих пор разобраться с горами нам помогали мифы, то со времени Анхура у нас нет более мифов с последовательным изложением событий. Остаётся только пользоваться информацией, переданной через тексты гробниц и изображения на стенах разрушенных храмовых комплексов и похоронных сооружений, а также через письма фараонов, храмовые гимны и похороные свитки.

 

Родня Мандулиса

 

Гор Бехдетский-Мандулис правил Египтом после победы над Сетом. Через какое-то время Анхур (Мелькарт) пришёл за Менхит (Исидой), и они переехали в Северный Египет, оставив за Мандулисом только Южный.


Илл.: 1. львиноголовая Менхит-Исида и Мандулис-ребёнок на стене храма в Эсне. Завитую прядь волос носили в то время либо до совершеннолетия, либо до женитьбы. 2. Исида и молодой Мандулис на нубийском храме в Калабше.

На рельефе в Калабше (фото-ниже) изображены взрослый Мандулис, Нейт и ребёнок с короной солнечного бога. Обычно такие триады с ребёнком означали семейное родство. Возможно, что этот ребёнок-бог - сын Мандулиса и Нейт. Нейт здесь - уже не Инанна. Если Исида стала богинями войны Менхит и Анат (как было показано выше), тогда и богиней войны Нейт в то время была она же.

 


На илл: сын Мандулиса - в центре, и он же - на отдельном барельефе.


Около Исиды (Менхит-Нейт) и Мелькарта (Гора в двух коронах1-Собека - Анхура) наряду с солнечным богом-ребёнком появляются также два других молодых бога.


1 На некоторых рельефах Гор в двух коронах рядом с Собеком - это сын Исиды от Ниния-Ахилла, либо Мандулис пока он имел единовластие в Египте.



На рельефе в нубийском храме (Wadi es Sebua): (справа налево) Анхур-Мелькарт;фараон, что видно по картушу над ним; Менхит-Исида и бог в короне атеф (атеф представляет собой корону Юга, обрамлённую двумя страусиными перьями).


На рельефах в храме Мандулиса изображены бог-юноша в солнечной короне и молодой бог в короне атеф рядом с Нейт (Исидой) и рядом друг с другом (на илл. ниже).

 

На воротах храма в Калабше, которые находятся в Берлинском музее Египта, представлены бог в короне атеф и бог в короне Тота1.


Тот же бог в короне Тота - на храме Ком Омбо (илл. ниже). Он изображён рядом с Гором (либо сыном Исиды от Ниния-Ахилла, либо Мандулисом, либо Гором старшим -Мелькартом).



1 Возможно, что Набу-Тот уже был убит, когда ещё правил Мелькарт. Триада Ком-Омбо: Собек-Хатор-Хонсу, могла означать: Малькарт-Исида и этот молодой бог в короне бога луны Тота

Очевидно, что всех этих трёх молодых богов (солнечный бог, бог в короне атеф и бог в короне Тота) связывали узы родства, и они могли править по очереди и одновременно на юге и севере Египта. Позже будет показано, что два бога в южных коронах были сыновьями Гора и Нефтиды, а с Исидой (их бабушкой) и Мелькартом они воспитывались после смерти Гора.


После смерти Мандулиса на юге стал править бог в короне атеф. Он стал известен как Сокар, а когда умер, его почитали как ба богаОсириса - Сокара-Осириса.


Илл.: Сокар.

 

Когда умер Анхур-Мелькарт, на севере стал править другой сын Гора - бог в короне Тота. Он и стал следующим фараоном-гором (на илл. ниже).


 

Вероятно, что бог в короне Тота был Хоремакхетом (Хармакхет, Хармачис), "Гором горизонта", или Туту. На этом изображении Туту в Берлинском музее можно видеть корону Тота.

 


На илл: Туту (Википедия, фото Magnus Manske). На рельефе показано одно существо с телом льва, хвостом змеи, головой крокодила и торсом человека. Очевидно, что такой устрашающий аспект импонировал этому богу.

 

Хоремакхет был богом восходящего солнца и богом воскрешения. Наиболее известен он был в образе сфинкса. Статуя сфинкса около пирамиды Хеопса, в Гизе, весьма вероятно, как раз и есть статуя Хоремакхета.


Сфинкс в 1800х годах.

 

Туту-Хоремакхет


Легенд древнего царства об этом боге не сохранилось, однако до нас дошла легенда о статуе сфинкса, переданная фараоном XVIII-ой династии - Тутмосом IV. Однажды молодым принцем он охотился на равнине Гиза, у пирамид. Утомлённый зноем, он прилёг отдохнуть в тени головы сфинкса, возвышающейся над песчаным валом, и уснул. Во сне сфинкс заговорил с Тутмосом: " Я - твой отец, Хоремакхет-Хепри-Ра-Атум...".


Сфинкс пообещал принцу, что, если он освободит его статую от песка и восстановит поклонение ему, он даст ему трон. Очевидно, что Тутмос не был прямым наследником престола после Аменхотепа II и шансов стать фараоном у него было очень мало. Принц исполнил повеление бога: он откопал статую, устроил небольшую молельню между лапами сфинкса и установил стелу, повествующую о его сне. Тутмос, действительно стал следующим после Аменхотепа II фараоном.

 

Около статуи сфинкса были найдены руины очень древнего храмового комплекса, очевидно, храма Хоремакхета1.


1 Хотя традиционно принято считать, что сфинкс был частью пирамидного комплекса и был построен фараоном Хафрой (чья пирамида вторая по высоте после пирамиды Хеопса), существует много опровержений такой точки зрения. По мнению таких выдающихся египтологов, как Огюст Мариетт, Гастон Масперо и Уоллис Бадж, сфинкс был построен задолго до пирамиды Хеопса. Найденная стела XXVI- ой династии поведала о том, что Хеопс нашёл сфинкс уже полузасыпанным песком. Источник: Reader, Colin "Giza Before the Fourth Dynasty", Journal of the Ancient Chronology Forum, 9 (2002), 5-21; Wallis Budge, E. A. The Gods of the Egyptians: Studies in Egyptian Mythology. Courier Dover Publications, 1969.


Поскольку Сокар и Туту были изображены вместе уже взрослыми, то возможно, что какое-то время они правили вместе. Сын Мандулиса - бог в солнечной короне, стал править после Туту.


Сын Мандулиса.


В греческой мифологии Исида считалась коровой Ио1, которая от Зевса (т.е. от Зевса 3-го - Мелькарта) после смерти многоглазого Аргуса (т.е. Осириса-Нимрода2) родила в Египте Эпафа (т.е. Мандулиса), позже ставшего египетским царём. Эпафа часто отождествляли с божественным быком Аписом. Однако Плутарх говорил, что бык Апис был сыном быка Мневиса3. Тогда получается, что Мандулис был быком Мневисом, а его сын был Аписом. Либо Мандулис был Аписом, а его сын - Сераписом. На этот счёт не существует единого мнения.


1 Гигин. Мифы 145; Нонн. Деяния Диониса XXXI 39
2 Имя "Ос-ирис" означает: "многоглазый".
3 Плутарх. Об Исиде и Осирисе. 33


Вполне возможно, что сын Мандулиса был Аписом, поскольку его корона очень напоминает корону священного быка. Позже мы увидим, что он также был и Сераписом.



На илл.: бык Апис (ссылка).


Со смертью Аписа-Сераписа величие богов резко пошло на убыль. Этому, скорее всего, способствовало то обстоятельство, что продолжительность жизни богов уже не превышала продолжительности жизни людей, и сохранять статус "бессмертных" богов было уже невозможно. Не осталось никого из богов, переживших Потоп. Мало что сохранилось из тех предметов допотопной цивилизации, которые использовались, чтобы удивить людей. Кроме того, они уже не могли поразить воображение людей какими-то "заморскими" диковинами, как они это делали раньше, потому что в каждой стране к тому времени образовалась своя элита, и это усложняло путешествия богов. Боги становились оседлыми, и почитались более по праву крови, а не по делам и внешним атрибутам. Потому из всей 1,5 тысячи богов Египта почитание сохранилось только за теми первыми, которые были уже упомянуты нами ранее.


Таким образом, горами были Осирис-Нимрод, Сопду-Ниний-Ахилл, Сет2-ой (Приам, который стал Сетом после Адада), Гор-Неоптолем, Мандулис-сын Мелькарта, Анхур-Мелькарт и приёмные сыновья Мандулиса и Мелькарта Сокар и Туту, а также сын Мандулиса - Апис-Серапис. Кроме того, горами были и Ра-Хоракти-Зевс 2-ой и позже Мелькарт-Зевс 3-ий, Тот-Набу, Монту-Нинурта и др. боги.


На этом мы закончим наше исследование мифологии Египта и обратимся к его официальной истории.

 


Начало истории Египта


Документированная история Египта начинается с ранних начертаний имён нескольких первых правителей. Ничего о них, кроме имён, неизвестно. Неизвестно также, сколько из тех имён принадлежали одной персоне. Среди додинастических правителей заслуживают внимания лишь несколько: Ка, Ири-Хор, чьи некрополи были рядом с некрополями фараонов первой династии, а также царь Cкорпион II и Нармер. Интересно, что известный египтолог Флиндерс Питри перевёл имя Ири-Хора, как Ра-Хор-ссылка, ссылка; ссылка). Мог это быть сам легендарный Ра-Хоракхти - Зевс 2-ой? Примем эту догадку пока как предположение.



Ка, Ири-Хор


Только два последних царя: Cкорпион II и Нармер, оставили художественно выполненные памятники. Ниже - булава царя Скорпиона II. Своё имя он получил по фигурке скорпиона, изображённой около него. Над скорпионом изображена розетка (вроде цветка). Поскольку архаичные египетские иероглифы расшифрованы не были, эта розетка была принята за подобие звезды на шумерских артефактах, где звезда означала символ бога. В данном случае - правителя Юга, или Верхнего Египта.


Булава отражает победы царя Скорпиона. Вверху - стандарты номов (регионов Египта).



Если вы приглядитесь внимательно к символам номов, вы увидите, что два из них представляют животное Сета (на илл. ниже крупным планом).

 


На каждом стандарте висит по грифу. В то время подвешенный гриф был символом поверженных врагов (ссылка). Это значит, что эти номы были завоёваны царём Скорпионом.


Ниже - булава Нармера. На ней изображено праздненство, при котором подсчитывали крупный рогатый скот, продавались рабы; на троне восседает правитель северного Египта.




Здесь тоже есть такая же розетка, как на булаве Скорпиона, но она расположена над процессией, и вверху уже помещён символ Гора (сокол) на серехе1 с иероглифами имени Нармера внутри.


1Серех - четырёхугольник в виде храма, где помещалось тронное имя царя; над серехом располагался либо сокол - символ Гора, либо животное Сета (начиная со II-ой династии). Позже серех был заменён на картуш. В серехе на булаве Нармера и ниже, на палетке Нармера, фигурка сома представляет звук 'Нр' и зубило - 'мр', т.е. 'Нармер' (см. рис.).

 


А теперь рассмотрим ещё один памятник, оставленный Нармером. Это - палетка, на которой смешивали косметику.

 

Схожесть техники выполнения и стиля булав царей Скорпиона и Нармера дают основание предполагать, что они были выполнены приблизительно в одно время. И поскольку царь в южной короне изображён и на палетке, где над ним помещён иероглиф Нармера (на самом верху, в центре), некоторые египтологи полагают, что царь в южной короне и царь в северной короне на обеих булавах и обеих сторонах палетки - одно лицо: Нармер.


Однако такой вывод поспешен. Вы видите, что на булаве Скорпиона - правитель в короне юга и рядом - только розетка. На булаве и палетке Нармера - правитель в короне севера и, помимо розетки, там есть серех Гора. Получается, что только правитель севера может безоговорочно считаться Нармером. Около правителя в южной короне - цветы папируса, которые были символом северного Египта. Сидя на них, сокол-Гор предлагает правителю в южной короне завоевать весь северный Египет (для правителя севера?). Нармер-правитель севера, не сражается. Сражается только правитель юга. Нармер осматривает кастрированные и обезглавленные трупы побеждённых врагов. Исходя из этих посылок, напрашивается вывод: на палетке увековечено правление царя севера Нармера, в подчинении которого был правитель юга, и правитель юга отвоёвывал у Сета северные земли для Нармера.


Кем был Нармер? Подсказкой, вероятно, может послужить статуэтка павиана (на фото - ниже), находящаяся в Берлинском музее. На её основании выгравировано слово 'Нармер'.


Павиан был символом Тота. Может быть Нармер и был Тотом-Набу, ведь Тот тоже был Гором: именно ему Элом-Энлилом был передан Египет. Как Геб он после смерти Энлила приехал в Гелиополис (северный Египет) вместе с Нимродом и Семирамидой.


Много глиняных сосудов с именем Нармера было найдено в Палестине и в Нубии. Существует предположение, что это он наладил торговлю между этими землями, и его имя при этом служило торговой маркой. А бог Тот, как мы помним, в Греции был богом торговли - Гермесом. Именно Тот считался тем, кто первым стал записывать историю, и именно со времени Нармера мы имеем первые полноценные исторические документы.


Тогда кто мог быть царём Скорпионом? Правителем юга, который завоёвывал земли для Тота, мог быть либо Нинурта, либо Нимрод, поскольку южную корону тогда носили только Осирис (Нимрод) и Монту (Нинурта). Южная корона Решефа-Забабы имела украшение в виде головы антилопы, которого нет на изображениях выше.


Нинурта разделял с Нимродом несколько МЕ, одним из которых было МЕ бога Нингирсу, чьим символом была мотыга. Именно мотыгу держит в своих руках царь Скорпион.


Дионис (Нимрод) вошёл в пантеон олимпийских богов и стал одним из главных богов (Дионисом-Осирисом) после того, как Гестия-Ишара уступила ему своё место (т.е. погибла). Символом Ишары и в Шумере, и в Египте был скорпион. Иероглиф скорпион читается как "сркт", или "Серкет", что является именем Ишары в Египте как богини охранительницы.


Следовательно, после смерти Энлила (Ра - Зевса первого), при правлении Ири-Хора (Ра-Хоракти - Зевса 2-го), после смерти Ишары-Серкет, Нимрод-Осирис - царь Скорпион освобождал для Тота-Нармера-Набу Египет от сил Сета 2-ого (Приама)- ануннака из враждебного Нимроду лагеря.


На кудурру (см. на илл. ниже) рядом с Бау (Бабой) в качестве её мужа изображён бог-скорпион. Если скорпион здесь - также Нимрод, то богиней Бау дожна была быть Семирамида. И здесь всё совпадает: Ишара-Серкет (как будет показано позже) погибла почти в одно время с Бау. Тогда Семирамида стала Бау 2-ой (Деметрой1), а скорпионом стал Нимрод.



Илл.: бог скорпион; зарисовка фрагмента кудурру для Ритти Мардук (1200 г. до н.э.).


Таким образом, помимо Нимрода, из додинастических правителей Египта мы можем определить Ра-Хоракти (Ири-Хора - Зевса 2-го) и Тота (Нармера-Набу).


Пока все наши предположения выглядят не совсем убедительными, по позже все части голово

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...