Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прометей - герой-карьерист




 

Сравнивая мифы Месопотамии, Греции и Египта, нужно помнить, что, хотя изображения богов разительно отличаются друг от друга, это произошло не потому что там были какие-то другие боги. Такие отличия, прежде всего, обязаны традициям, которые, возможно, установили сами боги, ведь для каждого региона они старались быть разными. Возможно также, что некоторые изображения были результатом фантазии древних художников и с течением времени превратились в традицию. Подобное можно наблюдать, например, в иконописи, сделанной в рублёвской технике. Также, конечно, имела место ассимиляция: наложение каких-то этнических внешних особенностей (например: облик Иисуса на африканских и японских иконах). Настоящие облики богов могли быть далеко не теми, какие мы видим на дошедших до нас артефактах. Например, Прометей, который жил рядом с богами на Олимпе и участвовал в создании людей, знаком всем по многочисленным репродукциям как молодой мужчина прекрасного телосложения с волевым лицом. Действительно, чтобы выкрасть у богов огонь и дать его людям, рискуя собственной жизнью, нужно иметь благородство, бескорыстие и героическую натуру, потому предполагалось, что и внешне он был красив. Но в действительности ни о красоте, ни о обескорытии и речи не было.


Прометеем в Греции стал шумерский Нуску - советник, охранник Энлила-Зевса и второстепенный бог огня. Он не был ануннаком, как и Прометей не был олимпийцем, но он был самым главным слугой богов: придворным, ключником, хранителем, организатором храмовых ритуалов, виночерпием, а также героем, подчиняющим непокорные земли с помощью божественных сил, "бросая огонь во врагов, сжигая нечестивых"1. В "Храмовых гимнах" он назван "удуг-демоном Е-Кура"2. Удуг-демонами назывались божества низкого порядка.


1 "A šir-gida to Nuska"; "A šir-namšub to Utu".
2 Е-Кур - храм Энлила в Ниппуре.

 

Вероятно, огнём, который он украл якобы для людей, было одним из МЕ, припасённых с до потопных времён для бога огня. МЕ могло вызывать огонь, т.е. было чем-то вроде спичек или "огненных палочек"1. Такими новыми для людей приспособлениями нефилимы добивались поклонения. Все боги приходили к людям не с пустыми руками. Но факты таковы, что все те приспособления или знания люди могли бы иметь и без них. Так, мы знаем, что Ной выращивал виноградник и делал вино задолго до рождения Диониса-Нимрода, который якобы научил людей делать вино. Нуску похитил "огонь" не из благородства и сострадания людям, а для того, чтобы люди сочли его великим богом. Он хотел поклонения. Но трюк не удался: об этом узнал Энлил и здорово наказал его. По легенде, Прометей был прикован к скале, и орёл каждый день выклёвывал его печень. За ночь печень восстанавливалась, и пытка начиналась опять. Потом, с разрешения Зевса, Геракл освободил Прометея-Нуску. Нефилимы не имели сострадания, они имели расчёт. Нуску был наказан по полной, а МЕ бога огня было передано молодому Гибилу-Гефесту.


В угаритском мифе "Йариху на пиру богов" рассказывается о том, как бог Илу (Энлил) сильно опьянел на пиру, и его пьяного поволокли двое слуг и бог Хаббайю с рогами и копытами. Последний, похоже, и был Нуску - Прометеем, который везде сопровождал Энлила и наливал ему вино2.


1 Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 67, 2 ссылка – 1, ссылка - 2.
2 'A shir-namshub to Utu', 25-33.

 

На илл.: рисунок, сделанный с изображения на стене в Сузах. 2-я половина II тыс. до н.э.


На этом рельефе из Суз, весьма возможно, изображена сцена, отражённая в нескольких текстах, где Нуску уговаривает Суд стать Нинлил - женой Энлила. Одна пара рогов на головных уборах обоих говорит об их второстепенном положении в пантеоне.


Похоже, что Нуску был древним полу-богом Паном1. На вопросы, кем были родители Нуску, кем была его жена и дети, шумерские мифы не дают ответа. Среди древне-греческих историков божество плодородия и пьяного разгула Пан считался одним из самых древних богов Египта2. Нуску также был самым древним полубогом. Прометеевы муки Нуску возможно были ни чем иным, но серьёзным нарушением работы печени, которая не выдержала его постоянных попоек.


1 Пан Ликейский был самым древним богом у аркадцев - Дионисий Галикарнасский. Рим. древности I 32, 3.

2 "У египтян Пан - самый древний бог, один из сонма так называемых восьми первых богов" (Геродот. История II 145). Первые 8 богов, это - Гермопольская Огдоада, в которую входили четыре пары космических божеств. Боги изображались с головами лягушек, а богини -- с головами змей.


Родня у Гильгамеша была "бесовской"

 


Из полубогов по популярности, равной популярности Нуску, были известны советник и привратник Энки двуликий Изимуд (на илл.) и Лугальбанда.


Двуликий Изимуд в мифах всегда появляется рядом с Энки1, нет отдельных посвящений только для него, какие имеет Нуску. Он всегда был как-бы в тени. После смерти Энки он удалился в Рим и стал там Янусом - двуликим богом дверей, проходов и выходов.


А вот о Лугальбанде мы знаем несколько больше. Из известных нам легенд о Лугальбанде мы узнаём, что он был товарищем Энмеркара (Нимрода)2, ответственным за стол богов3. Кому он приходился сыном, нам тоже неизвестно. Однако то обстоятельство, что он накрывал стол для богов, даёт основание полагать, что он заменил Нуску на его посту после того, как тот был низвержен (или спился).


Сыном Лугальбанды был герой Гильгамеш, который гордился тем, что он на 2/3 бог, рождённый от богини Нинсун (Бау) и "святого Лугальбанды"4. Получается, что Лугальбанда был только наполовину богом (или полубогом) и был служителем при дворце бога.

 

Илл.: Гильгамеш. Лувр.


1 Enki and Ninhursa; Enki's journey to Nibru; Inana and Enki; Ninurta and the turtle; The lament for Eridug; The heron and the turtle.
2
Lugalbanda and the Anzud bird.
3
Lugalbanda in montain cave, 371-393; Lugalbanda, 50-89.
4
Gilgameš and Huwawa.

 

Поэтому Лугальбанда мог быть либо сыном Изимуда, либо сыном Нуску. Никакой связи между Лугальбандой и свитой Энки не прослежено. Cледовательно, скорее всего, Лугальбанда был сыном Нуску-Пана Силеном 1. Мы знаем, что Пан и Силен были друзьями Диониса-Нимрода и сопровождали его в его походах, включая поход Диониса в Индию 2 3.


1 Силен - сын Пана и нимфы. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.299-301.
2
Силен - воспитатель и кормилец Диониса, сопровождал его в походах. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 4, 3; Нонн. Деяния Диониса XIII 45.
3
Пан сопровождал Диониса-Осириса в его походах. Диодор Сицилийский Историческая библиотека I 18; Нонн. Деяния Диониса XIV 95.


Лугальбанда (военачальник Онн) был сотрапезником, другом Нимрода-Энмеркара-Осириса-Диониса и часто сопровождал его в военных походах. Потому логично предположить, что Нуску был Паном/Прометеем, а Лугальбанда - его сыном Силеном. Кроме них, Диониса в его походах сопровождали несколько сатиров, которые изображались как козлоногие и рогатые существа. Силен (Лугальбанда) изображался как человек с конским хвостом и оттопыренными ушами.



Илл.: краснофигурный стамнос, V в.до н.э.:

1. Силен с двойной флейтой Пана, видимо, доставшейся ему от отца по наследству.
2. Дионис и Силен.

 

На артефактах около Гильгамеша иногда изображалась голова Лугальбанды. На печати ниже: Гильгамеш убивает зверей и около него голова Лугальбанды.


Ниже показаны Гильгамеш со своим другом Энкиду (изображён с рогами и копытами); рядом с ними храмовая проститутка, выведшая Энкиду из леса. Около Гильгамеша - опять облик Лугальбанды.

 

Илл.: 1. Из Edith Porada. "Syrian Seals From the Late Fourth to the Late Second Millennium." Harvey Weiss. Editor. Ebla to Damascus, Art and Archaeology of Ancient Syria. Washington DC.. 1985, p. 92;

2. Peter M. M. G. Akkermans & Glenn M. Schwartz. The Archaeology of Syria. Cambridge University Press. 2003, p. 242.


В Египте эта же голова изображалось около Гильгамеша-ребёнка. Там Лугальбанда был полубогом Бесом (сравните изображения Беса на двух стелах - ниже).


На илл.:

1. Египетский Бес. (Википедия. Автор фото Archeologo);
2. Защитная стела с ребёнком Гильгамешем и лицом Беса-Лугальбанды наверху. Музей Гизы.


Может быть, детство Гильгамеша прошло в Египте, поскольку никаких легенд о его детстве в Шумерах нет. Изображениям Гильгамеша-ребёнка приписывались магические и лечебные свойства, поскольку его мать Нинсун (Бау, Кибела) была богиней магии и медицины1. Праздники в честь Силена-Лугальбанды, Великой матери Кибелы-Бау (его жены) и Диониса-Нимрода (его компаньона) проходили с одинаковыми пьяными оргиями, развратом и дикостью, и, возможно, что вначале проводились в честь их троих сразу.

 


На илл.: Бес на персидской печати периода Ахеменидов. Он побывал везде, где был Нимрод.

 

 

1Многие дети Бау стали лекарями. Помимо Гильгамеша-ребёнка, лекарями были Нинурта (как Аполлон), Забаба (как нубийский ребёнок-бог Шед, который считался ипостасью Решефа, кем и был Забаба; на илл. ниже), Нингижзида (как бог медицины Асклепий).


Поскольку Лугальбанда-Силен был везде с Энмеркаром-Дионисом (Нимродом) и был его военачальником, он и был генералом Онном, первым мужем Семирамиды. Из рассказа Диодора о Нине и Семирамиде следует, что Лугальбанда-Бес-Силен умер перед женитьбой Нимрода на Семирамиде.



Божественные монстры


Мифы повествуют, что Кассиопея (Нисаба) сказала, что её дочь Андромеда (Нанайя) красивее Амфитриты (Нингикуги, которая была богиней красоты Афродитой первой). Чудовище Кето (Нингикуга) захотела за это убить Андромеду (Нанайю), но её спас Персей (Уту) и женился на ней. Нингикуга и её дети стали богами подземного мира и чудовищами. Дочери её были превращены в старух грай, горгон и сирен, а сыновья - в других монстров.

 


На коринфской вазе: Персей борется с Кето (Нингикугой), защищая Андромеду.


Отверженные аннунаками боги неизменно превращались в чудовищ. Поэтому не стоит воспринимать описанный в мифах мир буквально: многие, хотя не все, из тех монстров были нисколько не страшнее самих богов. И превращения прекрасных девушек или юношей в чудовищ происходили только в умах правящего клана богов и купленных ими сказителей.


Так, истории с побеждением драконов - это почти всегда одна и та же аллегория: победа над Тиамат, Мардуком, Намтаром или другим нефилимом, не согласным с правлением Зевса, причём аллегории разыгрываются в многочисленных вариациях.

Смерть Мардука изображалась как смерть Урана от руки Крона-Ана, как смерть злого великана Тифона от руки Зевса-Энлила, как смерть кровожадного египетского царя Бусириса, приносящего в жертвы странников, от руки Геракла-Нинурты и пр. После Тиамат и Мардука чудовищем стала Нингикуга (Кето) и её дети, принявшие участие в заговоре против Зевса.


В ежегодном вавилонском фестивале Акиту, посвящённом Мардуку (ссылка), а также в тексте "MARDUK'SORDEAL", дошедшем до нас в очень повреждённом виде, рассказывается о том, что Мардук был заточён богами в темницу. Его жена ("леди Вавилона", или Нанайя) просила Сина и Шамаша (Уту) заступиться за него. Однако Мардук всё же был убит. Вместе с ним была убита одна из дочерей Ана 1, которой, вероятно, и была Нингикуга. Видимо, Нингикуга хотела воспользоваться помощью заключённого Мардука, чтобы добиться верховной власти, но просчиталась.

1 Marduk's Ordeal, 11 ссылка.

 

Две Артемиды


После Деметры 1-ой-Нингикуги Деметрой 2-ой (дочерью Крона-Ана и Реи-Нинхурсаг) стала Бау. Дочь Бау Нунгал стала Персефоной/Артемидой. Нунгал вышла замуж за бога подземного мира Нергала (в тексте: указано его другое имя - Бирду), т.е. как Персефона она была украдена богом подземного мира Аидом/Нергалом и должна была проводить полгода в Аиде, а другую половину года она могла жить в мире живых. Когда Нунгал стала Персефоной/Артемидой, ещё была жива дочь Нингикуги Персефона/Артемида- Нингал (Селена).

Нингал в Шумере была богиней тростника, а также, как ночная демоница Лилит с совиными ногами, она владела священным древом хулуппу (ивой). Миф о древе Хулуппу (ссылка) повествует о том, как Лилит свила себе гнездо в дереве, из которого Инанна хотела сделать для себя трон и кровать. Инанна просила Лилит уйти, но та не уходила. Тогда Инанна обратилась за помощью к своему брату Уту, чтобы освободить для неё древо, но он не захотел ей помочь. Потом ей помог Гильгамеш, который прогнал Лилит и отдал древо Инанне. В мифе Инанна говорит о том, что дерево уже росло 10 лет в её саду после того как Эрешкигал (т.е. Нингикуга) спустилась в подземный мир. Возможно, что это означает, что Нингал была убита через 10 лет после смерти Нингикуги.


Мифы говорят, что как Ехидна (дочь Кето-Нингикуги и Форкия-Энки) Нингал была убита Беллерофонтом (Думузидом) позже своей матери Кето-Нингикуги, поэтому какое-то время существовали две Артемиды: Нингал и Нунгал. Одна была богиней-девой, другая - богиней-матерью. К ним мы вернёмся позже.


Но и Нунгал с Бау умерли не своей смертью. И причиной тому тоже стала неуёмная страсть к власти. Похоже, что не было ни одного ануннака, который бы в какой-либо части света не объявил себя главным богом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...