Министерство культуры Республики Татарстан
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Министерство культуры Республики Татарстан
«Национальный музей Республики Татарстан»
Дополнительная профессиональная ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «МУЗЕЙНАЯ ЭКСКУРСИЯ»
28 часов
Категория слушателей: лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие высшее образование.
Разработчик: Хисаметдинова Л. Х., старший научный сотрудник отдела научно-методической работы Национального музея Республики Татарстан
Рассмотрено и одобрено научно-методическим советом Национального музея Республики Татарстан протокол №____________________ 20___ г.
Казань-2021
Содержание 1. Пояснительная записка 2. Характеристика программы 3. Цель и задачи 4. Нормативно-правовая база реализации Программы 5. Содержание Программы 5. 1. Основные аспекты теории экскурсионной деятельности 5. 2. Особенности музейной экскурсии 5. 3. Экскурсионная методика: основное содержание и структура 5. 4. Профессиональное мастерство экскурсовода 5. 5. Методика работы с экскурсантами. 6. Режим обучения в процессе реализации Программы 7. Требования к уровню подготовки слушателя 8. Условия реализации программы 9. Оценка качества реализации программы 10. Ожидаемые результаты реализации Программы 11. Учебно-тематический план Программы 12. Календарный учебный график Программы
13. Список литературы 14. Приложения Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4
1. Пояснительная записка Экскурсия является традиционной формой культурно-образовательной деятельности музея и сохраняет свое приоритетное положение в этой сфере. Сегодня в сознании многих посетителей музейная экспозиция и экскурсия по ней почти неразделимы, так как посредством экскурсии происходит приобщение к музею. Значимость и необходимость музейной экскурсии обусловлены тем, что экскурсия является связующим звеном между экспозицией и посетителем. Только во время экскурсии может быть адекватно раскрыто содержание экспозиции – ее идеи, эмоциональные лейтмотивы, информационный потенциал экспонатов. Поэтому экскурсионная деятельность играет роль одного из ведущих каналов музейной коммуникации. Вопросы, связанные с экскурсиями и совершенствованием их поведения, традиционно являются первостепенными в научно-методической работе музеев. Тем не менее, в настоящее время выявляется ряд проблем, в числе которых следующие: · существует тенденция снижения популярности музейных экскурсий у посетителей, многие из которых предпочитают самостоятельный осмотр экспозиций; · качество музейных экскурсий в большей степени зависит от индивидуальных способностей экскурсоводов, чем от владения методикой; · далеко не всегда музейные экскурсоводы осознают специфику экскурсионного метода, его чувственно-зрительную природу (природу восприятия), что превращает экскурсию в подобие лекции и значительно обедняет ее воздействие; · методика музейных экскурсий еще не стала предметом специального рассмотрения в музееведении в свете современной социокультурной ситуации и новейших научных подходов. В силу этого необходимо оказать практическую и теоретическую помощь музейным экскурсоводам в их работе по подготовке и проведению экскурсий. При этом понимание экскурсионной методики и ее применение на практике невозможны без осмысления сущности экскурсии как единства зрительного и вербального компонентов, восприятия и познания.
Актуальность дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Музейная экскурсия» (далее – Программа) обусловлена тем, что в процессе ее реализации решаются вопросы и обозначенные проблемы, связанные с методикой проведения экскурсии. Необходимость разработки Программы обусловлена и тем, что в открывшейся 2020 году новой экспозиции Национального музея РТ «История Татарстана с древнейших времён до наших дней» в связи с большим объёмом информации, количеством экспонатов, масштабом представленных в экспозиции тем необходима организация комплексной программы подготовки экскурсоводов с целью допуска к проведению экскурсий по крупнейшему музею республики. Программа рассчитана на слушателей, желающих приобрести дополнительные знания и навыки, компетенции, необходимые для выполнения профессиональной экскурсионной деятельности. программа ориентирована на слушателей, начинающих работать экскурсоводами, включает в себя лекционные и практические занятия по теории проведения экскурсии в музее, актуальным проблемам истории края, тематике разделов экспозиции, а также учебно-методические экскурсии.
2. Характеристика Программы Освоение Программы позволит обучающимся познакомиться и дать систематизированные знания по подготовке, проведению экскурсий. Программа предусматривает изучение проблем, связанных с организацией и содержанием экскурсий, рассматривает их как важную форму обучения и воспитания обучающихся. Раскрывается содержание таких понятий, как сущность экскурсии, функции и признаки экскурсии, краткая история экскурсионного дела, классификация и тематика экскурсий, требования экскурсионной методики. Также показывается многосторонний процесс создания экскурсии, её основные этапы подготовки, даётся представление о том, как составляется индивидуальный текст, об основных методических приёмах показа и рассказа, о технике проведения экскурсий.
Основными видами учебных занятий являются: лекции, практикумы, углубленная самостоятельная работа, учебные экскурсии по городу, в музеи, с дальнейшим анализом, проведение пробных (заочных) экскурсий с использованием мультимедийных средств и завершающий этап – проведение экскурсий. Содержание Программы представлено пояснительной запиской, учебным планом, календарным учебным графиком, рабочими программами учебных предметов, планируемыми результатами освоения Программы, условиями реализации Программы, системой оценки результатов освоения программы, перечнем литературы и электронных учебно-наглядных пособий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|