12. Календарный учебный график Программы
12. Календарный учебный график Программы
Срок освоения программы: 2 месяца Объем программы: 28 часов Режим занятий: 2 раза в неделю Нагрузка слушателей: 4 аудиторных часа в неделю (по 1 час 20 мин), в течение 2-х месяцев. Итоговая аттестация проводится в последний день обучения. Реальный график учебного процесса определяется утвержденным в установленном порядке расписанием занятий. Для всех видов аудиторных занятий учебная нагрузка устанавливается продолжительностью 1 час 20 минут. Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий: - занятия лекционного типа; - групповые, в том числе имеющих непосредственно практико-ориентированную направленность (в т. ч. проведение учебных экскурсий по экспозиции НМ РТ), консультации; - индивидуальные консультации; - промежуточная аттестация; - итоговая аттестация. Самостоятельная работа обучающихся по видам деятельности: - чтение основной и дополнительной литературы, рекомендованной по курсу; - работа с основными понятиями по теме; - подготовка обучающихся к итоговой аттестации; - работа в электронной образовательной среде.
13. Список литературы 1. Анциферов Н. П. «Непостижимый город». – Л., 1991. 2. Бакушинский А. В. Исследования и статьи. – М., 1981. 3. Вопросы экскурсионной работы. / Сборник научных трудов НИИ культуры. – М., 1973. 4. Герд В. А. Экскурсионное дело. / Сборник статей по вопросам методики экскурсий. – М. -Л., 1928. 5. Добрина Н. А. Экскурсоведение: учебное пособие / Н. А. Добрина. – 3-е изд., стер. – М: ФЛИНТА, 2013. – 288 с. – ISBN 978-5-9765-1118-7. 6. Емельянов Б. В., Экскурсоведение: учебник / Б. В. Емельянов. – 6-е изд. – М.: Советский спорт, 2009. – 216 с.
7. Культурно-образовательная деятельность музеев. / Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела РИПРИКТ РФ. – М., 1997. 8. Курило Л. В., Основы экскурсионной деятельности: учебное пособие / Л. В. Курило, Е. В. Смирнова. – М.: Советский спорт, 2012. – 208 с. 9. Матюхина, Ю. А. Экскурсионная деятельность: учебное пособие / Ю. А. Матюхина, Е. Ю. Мигунова. – Москва: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. - 224 с. 10. Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции. / Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела РИПРИКТ РФ. – М., 1999. 11. Музейная экскурсия. Методическое пособие/ Национальный музей Республики Татарстан. – Казань, 2018 – 52 с. 12. Музееведение. Музеи исторического профиля. Москва, «Высшая школа». Музеи исторического профиля. М., «Высшая школа» – 275 с. 13. Столяров Б. А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности. – СПб., 1999. 14. Экскурсионная деятельность в индустрии гостеприимства: учебное пособие для вузов / Ю. Б. Башин, А. В. Зайцев, Л. В. Баумгартен и др.; Под общ. ред. проф. Ю. Б. Башина – Москва: Вузов. учеб.: НИЦ ИНФРА-М, 2014 – 204 с. 14. Приложения Приложение 1
Рабочая программа учебного предмета «Экскурсоведение» В современных условиях развития экскурсоведения невозможно добиться успеха, если экскурсовод не владеет методикой, логикой и приемами ведения экскурсии. Экскурсовод должен сочетать показ и рассказ в экскурсии, иметь схему последовательности действий экскурсии. Основная задача изучения «Экскурсоведения» – научить обучающегося вести экскурсию самостоятельно. Тема 1. Введение. Теоретические основы экскурсоведения. Теоретические основы экскурсоведения. Представление об экскурсионном деле. Сущность экскурсии. Классификация. Функции и признаки экскурсии. Элементы психологии в экскурсии. Логика в экскурсии. Роль показа и рассказа в экскурсии. Сочетание показа и рассказа в экскурсии. Схема последовательности действий экскурсовода при показе объекта, при рассказе.
Тема 2. Методика проведения экскурсий. Методика проведения экскурсий. Профессиональное мастерство экскурсовода. Экскурсовод – профессия. Мастерство экскурсовода. Культура речи. Умения и навыки. Мимика экскурсовода, внешний облик, манеры. Требования к экскурсоводу. Тема 3. Методика рассказа и показа. Использование «портфеля» экскурсовода. Методика рассказа, показа. Использование «портфеля» экскурсовода. Требования экскурсионной методики. Технология подготовки новой экскурсии. Документация, необходимая для каждой темы (карточки объектов, включенных в маршрут, контрольный текст экскурсии, индивидуальные тексты экскурсовода, схема маршрута, «портфель экскурсовода», методическая разработка на тему, список литературы. ) Тема 5. Проведение методической обзорной экскурсии по экспозиции НМ РТ «История Татарстана с древнейших времен до наших дней». Итоговый контроль – 4 учебных часа. Методика разработки экскурсионных маршрутов и проведения экскурсий Экскурсия: понятие, признаки, тематика, классификация. По содержанию: обзорные (многоплановые), тематические. По составу участников: а) для взрослых б) для школьников и студентов. По месту проведения: а) городские, б) загородные, в) музейные. По способу передвижения: а) пешеходные, б) транспортные, в) комбинированные (пешеходно-транспортные). Тематика экскурсий. Развитие тематики экскурсий, ее зависимость от экскурсионных возможностей города, от наличия и характера экскурсионных объектов. Обзорные (многоплановые) экскурсии. Тематические экскурсии. Историко-революционные, исторические, архитектурно-градостроительные, литературные, искусствоведческие и другие. Вариантность обзорных (многоплановых) и тематических экскурсий для различного контингента экскурсантов. Задачи методики проведения экскурсии. Вопросы психологии и логики в проведении экскурсий. Методические приемы ведения экскурсии. Экскурсионный показ объектов. Подготовка экскурсантов к восприятию показываемых объектов. Методические приемы показа экскурсионных объектов. Предварительный обзор объекта; экскурсионный анализ объекта; детальный показ объекта; зрительная реконструкция; сравнения.
Экскурсионный рассказ. Основные требования к рассказу в экскурсиях: тематическая направленность, достоверность, конкретность, лаконичность, доступность, доходчивость и яркость изложения материала. Раскрытие темы через экскурсионные объекты. Логические переходы, их роль в изложении экскурсионного материала. Методические приемы экскурсионного рассказа. Объяснение; описание (характеристика) объекта; комментирование; экскурсионная справка; воссоздание исторических событий, обстановки, эпохи; литературный монтаж: цитирование: прием локализации исторических событий. Вступление и заключение на экскурсии. Обобщения и выводы. Методические приемы, активизирующие познавательную деятельность экскурсантов: беседа, задания, элементы исследования, наблюдения. Подведение экскурсантов к самостоятельным выводам и обобщениям. Движение в экскурсии как методический прием. Техника проведения экскурсии. Основные этапы подготовки экскурсии, их последовательность. Организация предварительной работы и непосредственная разработка самой экскурсии. Определение цели и темы экскурсии. Работа над содержанием экскурсии. Составление библиографии. Сбор материалов по теме. Изучение литературы (произведении, исторической, географической, краеведческой, художественной, мемуарной, справочной, специальной и другой литературы). Изучение архивных материалов, экспозиций, фондов музеев и выставок. Отбор материалов. Консультации специалистов. Выявление и отбор экскурсионных объектов. Их количество в экскурсии. Изучение экскурсионных объектов. «Портфель экскурсовода». Технологическая карта экскурсии. Определение маршрута экскурсии, его объезд (обход). Уточнение экскурсионных объектов и остановок. Выбор мест экскурсионного показа. Составление текста экскурсии. Требования, предъявляемые к тексту экскурсии.
Соотношение общего и локального материала. Раскрытие темы экскурсии через подтемы и экскурсионные объекты. Логическая взаимосвязь раскрываемых тем экскурсии. Отбор наиболее целесообразных методических приемов проведения экскурсии. Объезд маршрута, хронометрирование по времени экскурсии. Контрольный текст экскурсии. Изучение интересов и запросов туристов в области экскурсионного обслуживания. Дифференцированный подход к организациям и содержанию экскурсионного обслуживания различных групп туристов. Принципы формирования различных групп экскурсантов. Особенности подготовки, организации и методики проведения экскурсий, их зависимость от возраста, психологических особенностей возрастных групп, уровня знаний и степени подготовленности к восприятию экскурсионного материала. Экскурсии для групп, экскурсии для индивидуальных туристов. Особенности проведения экскурсий для различных групп туристов. Формирование мировоззрения экскурсантов в процессе экскурсий. Правила оформления коммерческой документации Современные информационные технологии в сфере туризма
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|