Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III этап: XIX – XXвв. – в США изучались учеными-психологами поведенческие структуры личности.




Предмет психологии

 

«Психология» - означает «наука о душе» (от греч. слова psyche – «душа» + logos – «понятие», «учение»).

В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика», хотя в языке до сих пор сохранилось много слов производных от первоначального корня: душевный, одушевленный, задушевный. С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» - одно и то же. Однако с развитием культуры и особенно науки значение этих понятий разошлись.

«Психика» - общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых в психологии. (познавательная сфера личности, способности, темперамент, характер, воля и т. д.).

Психология развивалась от исследований внешнего мира к исследованию себя. Психология как самостоятельная наука произошла начиная с конца XVIII начала XIX вв. Она отделилась от философии и стала самостоятельной наукой.

Представление о предмете психологии сложилось не сразу, в несколько этапов:

I этап – V век до н. э. – термин «душа». Представления о душе были как материалистическими, так и идеалистическими. Идеалист Платон (427 – 347 г. до н.э.) считал, что душа нематериальна, бессмертна, незрима, божественна. Тело – зримо, низменно, тленно. Платон выделил 3 части души: 1. Разум- голова; 2. Мужество – грудь; 3. Вожделение – в брюшной полости.

Материалисты: Демокрит (460 – 370 гг. до н.э.), Сократ (470- 399 гг. до н.э.) считали, что душа частица природы, атом огня. Аристотель верил во всеобщую одухотворенность. «Душа, - писал он, - есть сущность живого тела, «осуществление» его бытия, так же как зрения – сущность и «осуществление» глаза как органа зрения». «Если бы глаз был живым существом, - пишет Аристотель, - то душой его было бы зрение». Аристотель по праву считается основателем психологии, а так же целого ряда наук.

Далее, с развитием естественных наук ученье о душе потерпело применение, появился дуализм – двуначалие. Стали утверждать то, что нужно изучать и дух и материю.

II этап – XVII в. В конце XVII в. Появился интерес к внутренней жизни человека. (Воображение, мышление, память). А в начале XVIII в. место души занимает - сознание.

Сознание – стало предметом изучения. Основным методом изучения была – интроспекция. (самонаблюдение) Идейным отцом метода интроспекции считается английский философ Дж. Локк (1632 – 1704 гг). Дж. Локк считал, что существуют 2 источника всех наших знаний: I источник – это объекты внешнего мира, второй – деятельность собственного ума. На объекты внешнего мира мы направляем свои внешние чувства и в результате получаем впечатления о внешних вещах. Деятельность же нашего ума к которой Д. Локк причислял мышление, сомнения, веру, познание, желания, познается с помощью особого, внутреннего чувства – рефлексии. Рефлексия по Д. Локку, - это «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность». (По Локку: у детей рефлексии почти нет, они заняты в основном познанием внешнего мира. Она может не развиваться и у взрослого, если он не проявит склонности к размышлению над самим собой и не направит на свои внутренние процессы специального внимания).

 

Итак, по Локку содержится 2 важных утверждения:

1. Существует возможность раздвоения или «удвоения» психики. Душевная деятельность может протекать как бы на двух уровнях: I уровень – восприятие, мысли, желания. II уровень – наблюдение или созерцание этих восприятий, мыслей.

2. Деятельность души I уровня есть у каждого человека. Душевная деятельность II уровня требует специальной организации. Без нее знание о душевной жизни не возможно. Эти оба тезиса, а именно возможность раздвоения сознания и необходимость организации специальной деятельности для постижения внутреннего опыта, были приняты на вооружение психологией сознания.

Далее, в интроспекции происходило игнорирование бессознательного. Таким образом наступает крах этому направлению и на смену II этапа проходит III этап.

III этап: XIX – XXвв. – в США изучались учеными-психологами поведенческие структуры личности.

Бихевиоризм – в переводе с анг.яз. – обозначает поведение. Основная формула бихевиоризма S-R стимул – реакция. Основоположники этого направления – Д. Уотсон, Э. Торндайк – изучали поведение животных. Бихевиоризм полностью отрицал сознание. (Человек в виде машины, робота). Примерно в это же время появляются попытки по иному объяснить поведение, так в Германии появилось новое направление, которое получило название – гештальтпсихология. Это психология структуры, формы. Представитель В. Келер – суть: поведение следует рассматривать как целостную структуру или гештальт, где физическое поведение и восприятие работают совместно. Человек реагирует на пианино и звук гитары одинаково – восприятие на структуру.

Отечественные ученые-психологи: А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн. Приблизительно в этот период психология оформляется как наука и отделяется от философии. 1879 г. – год рождения психологии, как науки. В.Вундт – открыл в этом году психологическую лабораторию. Термин психология ввел В. Христианов во II половине XVIII в.

В это же время появилось еще одно направление, которое называется психоанализ. Основатель этого направления З. Фрейд (1856 – 1939 гг.) предметом изучения является бессознательное. Поведение объясняется актами бессознательного, а не стимулами гештальта.

IV этап: Развитие психологии в XX в. – интеграция учений. Появляется когнитивная психология (знание); неофрейдизм, генетическая психология – происхождение мыслительной деятельности; гуманистическая психология – главное это личность и ее потребности.(А. Маслоу) Гуманистическая психология – А. Б. Петровский – персонализация, вкладывание в других людей. Например: отношение педагога к детям. К 20 г. XX столетия – формируется диалектика материалистическое представление. Предметом психологии является психика – это особое свойство, высокоорганизованной материи субъективно отражать объективный мир. Так же было изучено происхождение психики – А.Н.Леонтьев, было доказано, что психика это результат неживой природы и живой. Например: в длительном развитии все живые организмы научились реагировать на биологически значимые раздражители (воздух, воду) – это свойство называется раздражимостью. В дальнейшем, некоторые живые организмы в связи с изменениями условий жизни научились реагировать на биологически незначимые раздражители. Это свойство называется чувствительностью, как форма психики. Механизм психического отражения состоит в том, что в этом процессе создается психический образ объектов окружающего мира, при помощи которого субъект регулирует свое действие и поведение.(Собака чувствует запах пищи – у нее возникает образ).

 

Психика имеет 2 функции:

 

1. Отражение

2. Регуляции поведения и деятельности

 

Позднее было введено понятие психической деятельности. Отечественные психологи: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А. Р. Лурия. Деятельность – это высшая и внутренняя активность человека, регулируемая сознательной целью.(опосредованная знаками)

Структура деятельности:

1. Цель 2. Мотивы 3. Действия

 

внешние внутренние

интериоризация

______________________

внешние внутренние

_______________________

 

экстериоризация

 

Познавательная сфера личности

 

Внимание

1. Понятие

Сосредоточенность, направленность сознания человека на конкретные предметы и явления или их стороны (при отвлечении от всего остального), обеспечивающие их четкое отражение называется вниманием.

 

2. Виды внимания.

а). По направленности

 

внешнее внимание внутреннее внимание

на окружающий мир направленное на себя

 

 

б). По уровню волевого усилия

       
   
 


непроизвольное произвольное

(непреднамеренное) (преднамеренное)

 

Непроизвольное внимание – возникает стихийно, легко переключается и прекращается. Непроизвольное внимание призывает: новизна, отношение к человеку и т.д.

Произвольное внимание – вызывается сознательно, связано с волевыми усилиями с постановкой задачи, при этом ведущую роль играет 2 сигнальная система – речь. При помощи речи заставляем себя быть более внимательным. Возникает оно при вхождении в деятельность, в связи с возникновением интереса к этой деятельности.

3. Закономерности и свойства внимания.

1. Привлечению внимания способствуют три фактора:

- характер раздражителя (сила раздражителя, внезапность, пауза, новизна, необычность).

- соотношение раздражителя и потребности человека.

- структурная организация деятельности.

 

Свойства внимания.

 

Сила Широта Динамика
1.Концентрация 2.Интенсивность   3.Объем 4.Распределение 7+2 5.Устойчивость 6.Колебание 7.Переключение

 

 

1. Концентрация – это сосредоточенность внимания на определенном объекте.

Это способствует углубленному изучению объекта.

2. Объем – это количество объектов воспринимаемых одновременно. Увеличение объема достигается укрупнением информационных единиц.

3. Распределение – это рассредоточение внимания на нескольких объектах.

4. Устойчивость – это способность поддерживать уровень сосредоточенности и способности сопротивляться отвлекающим обстоятельствам.

5. Колебание внимания – попеременное ослабление или усиление внимания. При повторном усилении внимания человек замечает новое.

6. Переключение – это переход от одного объекта на другой в связи с изменением задач деятельности человека. Быстрота зависит от сосредоточенности, от интереса, от важности объекта.

Развитие внимания

 

С возрастом внимание существенно изменяется. Вначале оно непроизвольно и зависит от внешних причин. Постепенно возрастает и устойчивость внимания.

В 2-3 годика ребенок учиться слушать сказки. В дошкольном возрасте 4-6 лет – сильнее нарастает произвольность, самоконтроль, но еще слабо развито распределение и узок объем внимания.

В младшем школьном возрасте внимание существенно меняется, повышается концентрация, легче сосредоточиться на предметах внешнего мира, чем на собственных мыслях, но внимание остается неустойчивым, непроизвольным. Объем внимания зависит от опыта. Слабое распределение внимания.

Внимание подростков противоречиво: устойчивое и неустойчивое внимание. Увеличивается объем и развивается произвольное внимание. Устойчивость внимания у подростков сочетается с умением распределять внимание. (Пример: учащийся может слушать объяснение учителя одновременно переговариваться с соседом и позже правильно повторить объяснение педагога.) К концу обучения в школе – развитие внимания связано со становлением личности школьника.

Юношеский возраст – это вершина развития внимания, к этому возрасту формируется внимательность, как качество личности.

В пожилом возрасте снижается: устойчивость, объем, длительность сосредоточения.

 

 

Ощущение

Понятие.

 

Ощущение – это психический процесс отражения отдельных свойств, предметов и явлений окружающего мира и внутреннего состояния организмов действующих в данный момент на наши органы чувств. Ощущения являются основным источником знаний об окружающем мире.

 

Функции ощущений.

 

а). Сигнальная функция.

Ощущения позволяют воспринимать сигналы, отражать признаки внешнего мира, состояния организма; доводить эту информацию до центральной нервной системы, которая и регулирует нашу деятельность. Например, красный цвет светофора – сигнализирует – «стой».

 

б). Регулятивная функция.

Ощущение регулирует действие – согласно полученной информации. Например, если дотронуться до горячего, то импульс через ц. н. с. поступает в головной мозг; далее, происходит решение о поступившей информации, и через афферентные нейроны информация поступает на рабочий орган. И руку отдергиваем.

Через зрение, мы получаем 90 % всей информации. 5 % информации, мы слышим. В основном, мы слышим сильные звуки, слабые не слышим. 2% занимает информация, связанная с обонянием. Многие запахи сильнее действуют на подсознание, чем на сознание. И только 3% на все остальные органы чувств.

 

Природа ощущений состоит в том, что ощущения являются результатом воздействующей материи на наши органы чувств. Это положение вызывало сомнение в истории философской мысли. Отвергалось: положение о том, что связывает человека с внешним миром. Это положение было выдвинуто представителями идеалистической философии: Беркли, Юм, Мах, Мюллер. Их теория носила название – теория специфической энергии органов чувств. Согласно данной теории, каждый орган чувств отражает не воздействие внешнего мира, а собственную специфическую энергию, которая возбуждается любым воздействием из внешнего мира. Например, глаз отражает свет.

Не существует сходство между ощущениями и предметами внешнего мира. Ощущения являются символами, условными знаками этих внешних предметов. Изучение эволюции органов чувств показывает, что в процессе длительного исторического развития сформировались органы чувств, которые специализируются на отражении особых видов материи. Например, кожа приспособилась к механическому воздействию. Слух к звуковым воздействиям.

 

 

Механизмы ощущений.

 

Существуют две теории:

рецепторная, рефлекторная.

 

  1. Согласно рецепторной теории процесс ощущения считается пассивным. Органы чувств пассивно отвечают на раздражители. Этот ответ и есть ощущение.
  2. Согласно рефлекторной теории – ощущение есть ни, что иное, как – рефлекс. Физиологической основной являются нервные процессы возникающие при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. Главный механизм – это рефлекторное кольцо. Ощущение безответной реакции организма невозможно. Кроме того, акт ощущений включает всегда двигательные компоненты: сужение сосудов, кожи, поворот глаз, напряжение мышц и т.д. Без этого не может быть построен психический образ ощущений.

 

Виды ощущений.

 

Существуют следующие виды ощущений:

  1. По видам анализатора, выделяют: зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные.

Зрительные – через зрение, мы получаем 90 %информации. Зрительная система решает задачи:

а). сигналит – что-то появилось, есть объекты.

б).опознает – к какому классу это относится – подвижный или неподвижный, живой или неживой, и т. д.

в).описывает увиденное во всех мельчайших подробностях.

 

Слуховые – через слух, мы получаем 3 % информации о предметах, ситуациях и т.д. Это происходит по тому, что звук свободно огибает препятствие и может рассказать о том, что мы не видим. Благодаря слуху мы можем выделять отдельные звуки из шума.

 

Тактильные ощущения или осязание – именно осязание дает информацию о человеке и других объектах в процессе непосредственного контакта. Большую информацию для общения дает рукопожатие. В частности, о физических возможностях человека, кожа дает информацию о давлении, температуре, боли. Импульсы сигнализирующие о действиях на кожу поступают в момент соприкосновения, а потом прекращаются. Например, мы не ощущаем одежду, которую носим. Ощущение возможны только при движениях.

 

Вкусовые ощущения – (личные чувства) ощущение вкуса происходит за счет вкусовых сосочков, которые располагаются по кромке языка. Их примерно около10.000. У ребенка есть эти сосочки и на центральной части языка и на небе, которые являются защитой для ребенка. Вкус человека может обостряться.

 

 

Обоняние – «слух носом». Человек может отличать более 100000 запахов. Установлено семь чистых запахов:

1. мускусный

2. цветочный

3. мятный

4. эфирный

5. гнилостный

6. острый

7. комформный

 

Запах помогает определять качество пищи, ощущать удовольствие. Классификации обоснованной нет. Через обоняние поступает 2 % информации и эта информация действует на нас подсознательно.

  1. По участию в построении образа мира и регуляции поведения выделяют:

а). ощущения дающие образы внешнего мира. (экстероцепторы)

 

 

экстероцепторы

 

дистантные контактные

(зрител., слух., обонятел.) (осязат., вкусовая, температ.)

 

б). ощущения дающие образы внутреннего мира. (о собственных обменных процессах)

 

интероцепторы

 

Эти ощущения являются основой регулятора баланса внутреннего процесса обмена.

 

проприоцепторы

 

Ощущение собственно двигательного аппарата: мышц, сухожилий. Это ощущение равновесия, статичности. (стоит или сидит и т.д.) Периферические рецепторы этого вида находятся в мышцах, сухожилиях, связках и имеют форму особых нервных телец. Нарушение чувствительности влечет к невозможности определить, например, положение руки в пространстве, конечности кажутся непомерно большими и затрудняются в движениях.

 

 

Кроме этих видов выделяют интермодальные ощущения, которые занимают среднее место между отдельными ощущениями. Например, между осязанием и слухом – вибрационное ощущение.

Такие ощущения могут быть не специфическими - т.е, некоторые люди могут воспринимать сверхсильный цвет, запахи, вкус, слух, обоняние, зрение. К неспецифическим ощущениям относятся фото чувствительность кожи. Чувствовать расстояние между преградами, тепловые волны. Ощущение звуковых волн и тепловых волн на расстоянии.

 

 

Свойства и закономерности ощущений

 

Свойства ощущений – относятся: качество, интенсивность, продолжительность, пространственная локализация.

 

а). слуховые ощущения отличаются: по высоте, тембру, громкости.

б). зрительные: по насыщенности, цветовому тону и. т. д.

в). Интенсивность – это количественная характеристика, которая определяется силой раздражителя. Например, не всякий раздражитель на нас действует – вызывает ощущение. (мы не ощущаем пыли на одежде).

 

Е – сила раздражителя

 

Самая маленькая сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение называется абсолютным порогом чувствительности.

 

Р – порог ощущения

 

Е = _1_ Е = _1_ Е = _1_

Рн Рн в Р в

 

Е – чувствительность или сила раздражителя.

 

Нижний порог меняется, может происходить привыкание к раздражителю. Верхний порог – это максимальная величина раздражителя, за пределами которого раздражитель не воспринимается, либо заменяется болевым ощущением. Для каждого вида ощущений имеются свои пороги. Например, для зрения: 28 км 1 горящая свеча в темноте – это теоретически. Для слуха: тиканье часов в полной тишине на расстоянии 6 м. Для вкуса: 1 чайная ложка сахара в 8 л воды. Запах: 1 капля духов в 6-ти комнатной квартире. Осязание – движение воздуха при падении крыла мухи на поверхность кожи с высоты 1 см.

 

Кроме абсолютного порога ощущений, существует относительный или дифференциальный порог ощущений.

 

(Ф-ла const)

Отношение прибавки силы раздражителя к силе этого раздражителя – есть величина постоянная.

 

Постоянная Вебера – Фехнера

 

График.

 

в). Продолжительность.

 

Время действия раздражителя и его интенсивность. При воздействии раздражителя ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время - это латентный период. Этот период разный для разных видов ощущений. Для тактильного ощущения 130 мил.сек. Для боли – 370 мил.сек. Для вкуса – 50 мил.сек. Ощущение исчезает тоже не сразу, происходит инерция ощущений. От зрительного раздражителя остается последовательный образ.

 

г). Пространственная локализация раздражителя.

 

Информацию дают зрительные, слуховые, т.е. дистанционные рецепторы. Контактные ощущения: тактильные, болевые, вкусовые – соответствует той части тела на которые воздействует раздражитель.

 

д). Ощущения имеют индивидуальные особенности.

 

Зависит от типа высшей нервной деятельности. Сильный менее чувствительный тип. Имеет значение – возраст. Острота зрения растет – до 30 лет. Острота слуха – до 14 лет. Женщины более чувствительны к высоким звукам. Мужчины более чувствительны к низким звукам. Нервные эмоциональные люди имеют сильно развитое обоняние.

 

 

Законы или закономерности ощущений

 

 

I. Изменение чувствительности.

 

 

а). адаптация

Изменение чувствительности под влиянием действий раздражителя, т.е. полное исчезновение ощущения в результате длительного воздействия раздражителя. Например, легкий груз перестает ощущаться, вкус, или запах.

 

Снижение чувствительности под действием сильного раздражителя. Например, темная комната, мы из нее переходим в светлую комнату и ничего не видим. Повышение чувствительности под влиянием слабых раздражителей. Например, в темноте начинаем видеть. Нагретая рука при погружении в воду с той же самой температурой, кажется холодной. Разные анализаторы имеют разные адаптационные периоды. Для тактильных ощущений быстро. Для слухового анализатора – 15 сек. Для зрения – медленно – через 30-40 сек. Адаптация предохраняет органы чувств от необычно сильных раздражителей: к боли, холоду.

 

 

б). изменение ощущений за счет условий действия раздражителя. Например, в темноте глаз более чувствителен к: зеленому, синему, голубому; а днем к оранжево-красному. Чувствительность зависит от утомления. Сначала повышается, а затем, понижается.

 

 

в).обострение чувствительности за счет упражнения. Профессиональный опыт может повышать чувствительность. Например, художники могут отличать до 60 цветов. В каждой профессии свой уровень чувствительности.

 

 

II. Взаимодействие.

 

1. Сенсибилизация – это повышение чувствительности за счет взаимодействие анализаторов. Слабая боль может повышать: зрение, слух, тактильные, обонятельные ощущения. Например, слабый цвет – усиливает слух. Например, сумерки. Сенсибилизация – это необходимость компенсации. Сильные раздражители понижают чувствительность. Сильный шум понижает зрение, сильный свет – ухудшает слух.

2. Синестезия – это возникновение ощущений характерных для 1 анализатора при раздражении другого. При раздражении слухового анализатора – могут возникнуть зрительные ощущения. Например, цветомузыка. Синестезия распространена, но ей обладают не все люди.

 

Д и а г н о с т и к а о щ у щ е н и й.

 

В большинстве своем методы исследований ощущений аппаратурные.

Психология установки

Психологическая установка – теория, разработанная грузинским психологом Д.М. Узнадзе. Эта теория раскрывает закономерности неосознаваемой регуляции психических состояний, что обеспечивает человеку готовность к действию.

В классическом варианте установка человека – это первичная, неосознанная реакция на ситуацию, в которой он осознает и решает задачи.

Следовательно, основным условием создания актуальной установки являются: а). потребность, б). ситуация и в). процесс удовлетворения потребности или решения задачи. В случае возникновения одних и тех же условий, установка способна закрепляться, и тогда создается фиксированная установка, которая и освобождает сознание человека от акта принятия решения действовать так, а не иначе.

В зависимости от того, на какой компонент деятельности направлена установка, выделяют три типа регуляции деятельности человека:

1).смысловые установки, когда их предметом становится мотивация деятельности.

2).целевые установки – осознание продукта, который должен быть создан действиями.

3). Операционные установки – способность осуществлять регуляцию деятельности, соответственно условиям ее осуществления.

Функции установки, ее эффекты и содержание раскрываются в саморегуляции деятельности. А именно:

Во-первых, установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный процесс осуществления действий, то есть является механизмом стабилизации, который сохраняет их направленность в беспрерывно меняющихся условиях деятельности.

Во-вторых, фиксированная установка освобождает сознание человека от необходимости принимать решение и произвольно контролировать действия в стандартных условиях.

В-третьих, установка может стать фактором, который обусловливает инертность, возбудимость действий, их скованность, что создает трудности в приспособлении к новым условиям выполнения деятельности.

Отечественная психология своими исходными позициями считает принципы целостности психической жизни личности, взаимосвязи психических процессов и свойств, развития личности в процессе обучения и воспитания, социальной обусловленности психической жизни человека

Восприятие

Понятие

Непосредственно контактируя с окружающим миром, человек получает информацию не только об определенных свойствах и качествах, присущих тем или иным объектам или явлениям, ощущая их, но и знания о самих предметах как целостностях. Целостное их отражение человеком характеризуется процесс чувственного познания – восприятие.

Восприятие – это психический процесс отражения человеком предметов и явлений в целом, в совокупности всех их качеств и свойств при непосредственном действии на органы чувств.

Процесс восприятия происходит во взаимосвязи с другими психическими процессами человека: мышлением (мы осознаем объект восприятия), языком (называем его словом), чувствами (проявляем свое отношение к нему), волей (сознательным усилием организовываем перцептивную деятельность.)

Важную роль в восприятии играют эмоциональные состояния человека, его стремления, переживания содержания воспринятого. Эмоции возникают как мотив, внутреннее влечение к познанию предметов и явлений.

Практические действия- это одна из главных предпосылок адекватного восприятия предметов и явлений объективной действительности.

Виды восприятия

В чувственном познании ощущения и восприятие проявляются в единстве. Восприятия вне ощущений не бывает.

а). восприятия различают по сенсорным особенностям:

- зрительные, слуховые, вкусовые, кинестетические, болевые и т.д.

б). по отношению к психической жизни:

- интеллектуальные, эмоциональные, эстетические.

в). по сложности восприятия:

- восприятия пространства, движения, времени.

Сенсорное восприятия предметов и явлений действительности происходит в комплексе, во взаимодействии органов чувств: зрения и кинестетических ощущений, зрения и слуха и т.п. При этом одна модальность восприятия является ведущей, а другие как вспомогательные. (Пример: в музыкальной деятельности, ведущую роль играет слух, а затем кинестетическая чувствительность.)

Восприятие по отношению к психической жизни человека приобретает особенное значение. В объекте восприятия может специфически отразиться интеллектуальная или эмоциональная сторона познаваемого предмета или явления.

Восприятие по сложности – восприятие пространства: происходит с участием зрительного, кинестетического и слухового анализаторов. Восприятие горизонтальных линий точнее, чем восприятие вертикальных. В восприятии пространства большую роль играет глазомер. На слух человек достаточно точно успешно воспринимает направление звуков в пространстве: далеко, близко, вверху, внизу, справа, слева. Восприятие расстояния, глубины и рельефности происходит по-разному при монокулярном и бинокулярном зрении. В восприятии пространства важную роль играют аккомодация и конвергенция органа зрения. Аккомодация – это изменение выпуклости кристаллика в соответствии с расстоянием до предмета, а конвергенция – обращение глаз к предмету восприятия. Восприятие движения – это отражение изменения положения предметов в пространстве. Восприятие движения зависит от того, как воспринимается движущийся предмет относительно другого неподвижного или движущегося предмета. Пример: движение самолета на фоне безоблачного неба кажется замедленным. Восприятие времени заключается в отражении продолжительности и последовательности действия раздражителя на организм. Важную роль в восприятии времени играют различные органические изменения, их ритмичность (дыхание, серцебиение). Восприятие последовательности происходит благодаря перерывам в продолжительности действия раздражителей на анализаторы. Восприятие интересного вызывает иллюзию ускорения хода времени, а восприятие неинтересного, неприятного, вынужденного ожидания создают иллюзию его замедления.

Свойства восприятия

1. Предметность.

Выполняет ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности. Обычно мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с их практическим назначением или их основным свойством.

2. Целостность.

В отличии от ощущений, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. Единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека действуют отдельные свойства или отдельные части объекта. (бархат, мрамор).

3. Структурность.

Если человек слушает какую–нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в уме, когда поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т.е. воспринимает ее структуру в целом. Аналогичен процесс восприятия ритма.

4. Константность.

Это относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении его условий.

 

Три параметра константности.

 

Константность цвета Константность величиныКонстантность формы

1. К. цвета – относительная неизменность видимого цвета при изменении освещения. (Пример: кусок угля в летний солнечный полдень посылает примерно в 8-9 раз больше количества света, чем мел в сумерках.)

2. К. восприятия величины предметов – относительное постоянство видимой величины предметов при их различной удаленности. При сравнительно небольших удалениях предметов восприятия их величины определяется не только величиной образа на сетчатке, но и действием ряда факторов, одним из которых является напряжение глазных мышц, приспосабливающихся к фиксированию предмета на разных расстояниях.

3.К. восприятия формы предметов – заключается в относительной неизменности ее восприятия при изменении их положения по отношению к линии взора наблюдателя. С каждым изменением положения предмета относительно глаз форма его изображения на сетчатке меняется. (Смотрит прямо, сбоку).

Свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта. Без константности восприятия человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире.

Осмысленность восприятия

Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением. Сознательно воспринимать предмет значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной группе, классу.

Апперцепция

Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности. (Пример: при предъявлении испытуемым незнакомых фигур уже на первых фазах восприятия они ищут эталоны, к которым можно было бы отнести воспринимаемый объект.)Один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...