Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функции воображения, его развитие.




Люди так много мечтают потому, что их разум не может быть «безработным». В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций.

1.Представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

2.Регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность.

3.Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события.

4.Формирование внутреннего плана действий – способность выполнять их в уме, манипулируя образами.

5.Планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

 

Память

Понятие

Это процесс отражения предметов и явлений окружающего мира действовавших раннее на наши органы чувств. В результате создается образ памяти человека, предмета, события.

Функции памяти

а). Регулятивная. Память помогает сохранять опыт, приобретаемым самим субъектом и опытом поколения. Без памяти человек существовал бы мгновение.

Память у животных существенно отличается от памяти человека. Животное обладает двумя видами памяти: генетическая и механическая.

- генетическая в форме инстинктов.

- Механическая – способность к научению, которая приобретается животным в его опыте, но с ним и исчезает.

б). Опосредованная. т.е. человек использует для запоминания средства: слова, знаки, «узелки на память».

Теории памяти.

Память самая изученная область психологии. Самое большое распрастранение имеют следующие теории памяти:

1). Ассоциативная теория памяти. (17 –19 век) Эта теория активно разрабатывается в Англии, Германии, России. Г. Эббингауз в Германии

(1850-1909). В России И.П. Павлов., И.М. Сеченов. и др.

Память-это сложная система ассоциаций:

           
     
 
 


по смежности по контрасту по сходству

 

Отдельные элементы информации запоминаются и хранятся не изолированно, а в определенных смысловых ассоциациях.

2). Гештальтпсихология. Согласно этому направлению в основе памяти лежит целостная организация элементов, а не их ассоциация. Потребность запомнить оживляет структуру гештальта и человек вспоминает объект.

3). Психоаналитическая теория памяти. Акцент делается на изучение роли эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании материала. З.Фрейд утверждал, что отрицательные эмоции способствуют забыванию материала.

4).Бихевиористическая теория памяти. Представители этого направления утверждали об ассоциативном направлении. Они подчеркивали роль подкрепления в запоминании и изучали как работает память в процессе научения.

5). В начале 20 века возникло новое направление исследования памяти смысловая теория памяти. Исследования проводились фр. ученым А. Бине, немец. ученым К. Бюллером и отечественным психологом А. С. Рубинштейном. На первый план изучения было выделено смысловое содержание. Оказалось, что смысловое запоминание подчиняется др. законам:

- прочность запоминания смысловых предложений выше, чем запоминание бессмысленных слогов.

- запоминается материал по- разному в зависимости от характера запоминания.

Память зависит от соотношения развитости мышления и речи.

(От индивидуальных особенностей).

6).Далее образовалось следующее направление в теории памяти –деятельное.

Л. С. Выготский,, А. Н. Леонтьев., А.А. Смирнов., П.И. Зинченко, Ж. Пиаже.,

Р. Рибо. Память есть особый вид психической деятельности, Важное значение в этом случае играют: цель, мотивы, средства запоминания. При запоминании имеет значение способность осуществлять мнемические действия. Человек рождается с памятью в которой нет мнемических действий, они появляются благодаря обучению и созреванию.

7).Информационно-кибернетическая теория памяти. Мозг-это сложнейшая электронно-вычислительная и аналоговая машина, которая имеет блок памяти.

Виды памяти

а). по особенностям запоминания материала:

моторная эмоциональная образная логическая память

(двигательная) (аффективная) (зрител., слух., обонят., вкус.)

переживания, чувства

 

б). по продолжительности сохранения выделяют др. виды памяти:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...