Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мгновенная кратковременная долговременная оперативная




сенсорная память хранение информации функционирует Это сохран.

(удержание информации в течении короткого спустя некоторое инфор. на

только что воспринятого промежутка времени. Время после вос- определен.

материала). Объем кратковрем. приятия материала. Заданное

памяти 7+2 ед. инфор. Это время необхо- время. От

димо для перекоди-нескольких

рования информ. до несколь-

из образных кодов ких дней в смысловые.

 

в). По характеру активности субъекта выделяют:

       
   


непроизвольную произвольную

(автоматическая память, (целенаправленное, с участием воли.)

запоминание происходит

без усилий).

 

Они не являются противоположными видами по качеству, оба вида памяти необходимы и эффективны.

Особенности процессов памяти.

Память существует в виде процессов: запоминания, сохранения, забывания, воспроизведения.

Запоминание – это кодирование информации, т. е. Выделение информации которая будет хранится. (Лучше запоминается организованное логическое целое материала).

Сохранение – это накопление материала в памяти. Годфруа называет архивацией.

Забывание – процесс «стирания» информации в памяти человека, сложный психофизиологический процесс, приводящий к затруднению, а иногда и к потере возможности воспроизведения информации.

Механизмы забывания:

- стирание следов за счет старения следа во времени.

- стирание путем наложения новой информации.

 

Воспроизведение – извлечение информации из памяти. Воспроизведение связано с постановкой цели при запоминании.

 

Развитие памяти.

Закономерности развития памяти.

В филогенезе память совершенствуется за счет общественного прогресса. В процессе филогенеза последовательно развиваются следующие виды памяти: двигательная, аффективная, образная, логическая.(П.П. Блонский ученый психолог (1884-1941гг.).

В онтогенезе, память развивается в том же порядке. С первых дней двигательная, к 6-ти мес. аффективная, к 2 годам образная, в 3-4 года зачатки логического запоминания. Развитие памяти связано с мышлением. Механическая память дополняется и замещается логической, растет доля произвольной памяти.

Л.С. Выготский связывал память с улучшением средств запоминания, главную из которых считал речь: письменную и устную.

А.Н. Леонтьев показал, что с возрастом меняется сам принцип запоминания. С непосредственного на опосредованное. Средства сначала выступают как внешние «узелки на память», затем становятся внутренними. Он показал, что непосредственная и опосредованная память развивается параллельно, приближаясь друг к другу во взрослом состоянии. (Параллелограмм развития памяти.)

 

Мышление

Понятие.

Знания о предметах действительности, их внутренней, непосредственно не данной в ощущениях и восприятии сущности, человек может постичь мышлением – высшей, абстрактной формой познания.

Мышление как форма отражения действительности характеризуется рядом особенностей:

Первая особенность: выражается в опосредованном характере мысленного отражения действительности. Непосредственно увидеть строение атомного ядра, химическую реакцию, физиологические процессы, которые происходят в живой клетке, ультрафиолетовое излучение и т. п. Чтобы раскрыть все эти свойства, человек размышляет привлекает вычисления, эксперименты и т.д.

Вторая особенность: отражение в предметах существенные их признаки и свойства. Существенные признаки и отношения выражают суть предметов и явлений, их причинно-следственные зависимости.

Третья особенность: обобщающий характер в отражении действительности. При помощи мышления человек познает существенные признаки, общие для родственных в том или ином отношении предметов.

Виды мышления.

1.По форме выделяют три группы мышления:

а). Наглядно-образное (мышление с опорой на образы восприятия).

б). Словесно-логическое (это отвлеченное мышление с опорой на понятия и рассуждения).

в). Наглядно-действенное(характеризуется тем, что в нем решение задачи непосредственно включается в саму деятельность).

2.По характеру решаемых задач мышление может быть двух видов:

-теоретическое (на решение общих теоретических задач, нахождения закономерностей).

-практическое (решение задач в практической деятельности).

3.По степени новизны и оригинальности мышление выделяют двух видов:

-репродуктивное (решение проблем по образцу).

-творческое мышление –это мышление обнаруживает новое, вырабатывает новые стратегии).

 

4.По степени развернутости мышление может быть:

а) дискурсивным – развернутым

б) интуитивным – свернутое, одномоментное. Интуиция –это особая форма бессознательной деятельности мозга. Интуиция возникает только на основе настойчивых размышлений и накопления опыта.

5.По числу участков выделяют два вида мышления:

- индивидуальное

-коллективное

Американский ученый А. Осборн, предложил особый вид мышления –«мозговой штурм» («Брейнсторминг»).

Суть:

1).Для решения какой то проблемы приглашаются специалисты разных направлений. (Врачи, техники, юристы). Этой группе предъявляется проблема и просят каждого выдвинуть гипотезы. Причем гипотезы могут быть самыми невероятными, их критиковать нельзя. Члены группы работают наравне. И все эти гипотезы записываются на магнитофон.

2).На 2 этапе организуется группа генерации, куда входят специалисты высшего класса этого направления. Они прослушивая записи гипотез, вычерпывают информацию.

Формы мышления

Мышление функционирует в форме понятий, суждений и умозаключений, которые в реальных процессах образуют рассуждения.

а). Понятие – мысль о существенном, которая выражается в значении слова, оно не наглядно. Понятия могут быть: 1.житейскими 2. Научными.

Понятия усваиваются в процессе обучения и воспитания. Понятия возникают и развиваются в процессе науки и техники. В них люди фиксируют результаты опыта и познания. Понятия выражаются в определениях.

б). Суждение – это акты мысли в котором отражаются связи явлений, суждение выражается предложением или несколькими предложениями. Суждения могут быть общими или частными. Суждения могут быть истинными и ложными. Суждение это результат опыта многих поколений, а не практического опыта индивида. Суждения приобретаются, усваиваются в процессе умственного развития, а не присуще человеку от рождения.

 

в). Умозаключение – это связь двух или нескольких суждений.

Умозаключение позволяет решать проблемы не имея непосредственной чувственной информации. Умозаключение может быть истинным и ложным.

г). Мышление существует так же в форме рассуждений. Рассуждение – это несколько логических связанных между собой суждений и умозаключений. Рассуждение может быть двух видов: индуктивное и дедуктивное. Индукция – это рассуждение от частного к общему. На основе частных посылок, делается частное заключение. Дедукция – это от общего к частному. На основе общей посылки делаются частные заключения. Рассуждения могут быть истинными и ложными.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...