Мгновенная кратковременная долговременная оперативная
сенсорная память хранение информации функционирует Это сохран. (удержание информации в течении короткого спустя некоторое инфор. на только что воспринятого промежутка времени. Время после вос- определен. материала). Объем кратковрем. приятия материала. Заданное памяти 7+2 ед. инфор. Это время необхо- время. От димо для перекоди-нескольких рования информ. до несколь- из образных кодов ких дней в смысловые.
в). По характеру активности субъекта выделяют: непроизвольную произвольную (автоматическая память, (целенаправленное, с участием воли.) запоминание происходит без усилий).
Они не являются противоположными видами по качеству, оба вида памяти необходимы и эффективны. Особенности процессов памяти. Память существует в виде процессов: запоминания, сохранения, забывания, воспроизведения. Запоминание – это кодирование информации, т. е. Выделение информации которая будет хранится. (Лучше запоминается организованное логическое целое материала). Сохранение – это накопление материала в памяти. Годфруа называет архивацией. Забывание – процесс «стирания» информации в памяти человека, сложный психофизиологический процесс, приводящий к затруднению, а иногда и к потере возможности воспроизведения информации. Механизмы забывания: - стирание следов за счет старения следа во времени. - стирание путем наложения новой информации.
Воспроизведение – извлечение информации из памяти. Воспроизведение связано с постановкой цели при запоминании.
Развитие памяти. Закономерности развития памяти. В филогенезе память совершенствуется за счет общественного прогресса. В процессе филогенеза последовательно развиваются следующие виды памяти: двигательная, аффективная, образная, логическая.(П.П. Блонский ученый психолог (1884-1941гг.).
В онтогенезе, память развивается в том же порядке. С первых дней двигательная, к 6-ти мес. аффективная, к 2 годам образная, в 3-4 года зачатки логического запоминания. Развитие памяти связано с мышлением. Механическая память дополняется и замещается логической, растет доля произвольной памяти. Л.С. Выготский связывал память с улучшением средств запоминания, главную из которых считал речь: письменную и устную. А.Н. Леонтьев показал, что с возрастом меняется сам принцип запоминания. С непосредственного на опосредованное. Средства сначала выступают как внешние «узелки на память», затем становятся внутренними. Он показал, что непосредственная и опосредованная память развивается параллельно, приближаясь друг к другу во взрослом состоянии. (Параллелограмм развития памяти.)
Мышление Понятие. Знания о предметах действительности, их внутренней, непосредственно не данной в ощущениях и восприятии сущности, человек может постичь мышлением – высшей, абстрактной формой познания. Мышление как форма отражения действительности характеризуется рядом особенностей: Первая особенность: выражается в опосредованном характере мысленного отражения действительности. Непосредственно увидеть строение атомного ядра, химическую реакцию, физиологические процессы, которые происходят в живой клетке, ультрафиолетовое излучение и т. п. Чтобы раскрыть все эти свойства, человек размышляет привлекает вычисления, эксперименты и т.д. Вторая особенность: отражение в предметах существенные их признаки и свойства. Существенные признаки и отношения выражают суть предметов и явлений, их причинно-следственные зависимости. Третья особенность: обобщающий характер в отражении действительности. При помощи мышления человек познает существенные признаки, общие для родственных в том или ином отношении предметов.
Виды мышления. 1.По форме выделяют три группы мышления: а). Наглядно-образное (мышление с опорой на образы восприятия). б). Словесно-логическое (это отвлеченное мышление с опорой на понятия и рассуждения). в). Наглядно-действенное(характеризуется тем, что в нем решение задачи непосредственно включается в саму деятельность). 2.По характеру решаемых задач мышление может быть двух видов: -теоретическое (на решение общих теоретических задач, нахождения закономерностей). -практическое (решение задач в практической деятельности). 3.По степени новизны и оригинальности мышление выделяют двух видов: -репродуктивное (решение проблем по образцу). -творческое мышление –это мышление обнаруживает новое, вырабатывает новые стратегии).
4.По степени развернутости мышление может быть: а) дискурсивным – развернутым б) интуитивным – свернутое, одномоментное. Интуиция –это особая форма бессознательной деятельности мозга. Интуиция возникает только на основе настойчивых размышлений и накопления опыта. 5.По числу участков выделяют два вида мышления: - индивидуальное -коллективное Американский ученый А. Осборн, предложил особый вид мышления –«мозговой штурм» («Брейнсторминг»). Суть: 1).Для решения какой то проблемы приглашаются специалисты разных направлений. (Врачи, техники, юристы). Этой группе предъявляется проблема и просят каждого выдвинуть гипотезы. Причем гипотезы могут быть самыми невероятными, их критиковать нельзя. Члены группы работают наравне. И все эти гипотезы записываются на магнитофон. 2).На 2 этапе организуется группа генерации, куда входят специалисты высшего класса этого направления. Они прослушивая записи гипотез, вычерпывают информацию. Формы мышления Мышление функционирует в форме понятий, суждений и умозаключений, которые в реальных процессах образуют рассуждения. а). Понятие – мысль о существенном, которая выражается в значении слова, оно не наглядно. Понятия могут быть: 1.житейскими 2. Научными. Понятия усваиваются в процессе обучения и воспитания. Понятия возникают и развиваются в процессе науки и техники. В них люди фиксируют результаты опыта и познания. Понятия выражаются в определениях.
б). Суждение – это акты мысли в котором отражаются связи явлений, суждение выражается предложением или несколькими предложениями. Суждения могут быть общими или частными. Суждения могут быть истинными и ложными. Суждение это результат опыта многих поколений, а не практического опыта индивида. Суждения приобретаются, усваиваются в процессе умственного развития, а не присуще человеку от рождения.
в). Умозаключение – это связь двух или нескольких суждений. Умозаключение позволяет решать проблемы не имея непосредственной чувственной информации. Умозаключение может быть истинным и ложным. г). Мышление существует так же в форме рассуждений. Рассуждение – это несколько логических связанных между собой суждений и умозаключений. Рассуждение может быть двух видов: индуктивное и дедуктивное. Индукция – это рассуждение от частного к общему. На основе частных посылок, делается частное заключение. Дедукция – это от общего к частному. На основе общей посылки делаются частные заключения. Рассуждения могут быть истинными и ложными.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|