Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Индивидуальные особенности мышления.




Индивидуальные отличия мышления людей обусловлены, прежде всего, особенностями их жизни, характером деятельности, обучением. Определенное влияние на особенности мышления оказывает тип нервной деятельности, соотношение первой и второй сигнальных систем. Наиболее существенными качествами, в проявляются индивидуальные отличия мышления, являются его самостоятельность, критичность, гибкость, глубина, широта, последовательность, скорость.

Самостоятельность мышления характеризуется умением человека ставить новые задачи и разрешать их, не обращаясь к помощи других людей. Самостоятельность мышления основывается на учете знаний и опыта других людей, но человек, которому свойственно это качество, творчески подходит к познанию действительности, находит новые, собственные пути и способы решения познавательных и иных проблем.

Все качества мышления человека формируются и развиваются в деятельности. Содержательная и организованная в гармоническую целостность деятельность способствует развитию ценных качеств мышления человека.

Список литературы.

1.Брушлинский А.В. Продуктивное мышление и проблемное обучение.-М.,1983г.

2.Выготский Л.С. Мышление и речь//Собрание сочинений:В 6 т. М., Педагогика, 1982г.

3.Немов Р.С. Психология - М., Просвещение, 1995г.

4.Общая психология./Под ред. А.В. Петровского - М., Просвещение,1996г.

5.Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении М., Педагогика,1972г.

6.Тихомиров О.К. Психология мышления, - М.,1984г.

7.Якиманская М.С. Знание и мышление школьника. – М., 1985 г.

 

Методы психологии

В отечественной психологии существуют три группы методов:

1. Эмпирическая группа методов (при помощи опытов) – сбор материала

2. Организационная группа методов

3. Коррекционная группа методов (исправление)

Эмпирическая группа методов

Наблюдение – интроспекция (самонаблюдение)

Психодиагностические методики

а). тесты

б). опросники (анкетирование, интервью, беседа)

в). социометрия

1.3. Эксперимент

I.Наблюдение

Древнейший метод познания. Каждый человек ежедневно пользуется его примитивной формой – житейскими наблюдениями. Так же наблюдение – это научный метод исследования – переход от описания факта к объяснению его внутренней сущности.

Наблюдение бывает 2-х видов: а).объективное; б).самонаблюдение

Объективное наблюдение может осуществляться только при наличии опыта самонаблюдения. Наблюдение самый простой и нужный способ.

Самонаблюдение или интроспекция – может быть непосредственное или отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал).

Практические психологи

Процедура наблюдения складывается из следующих процессов:

1. Целенаправленность, определение задачи и цели (например, исследуется тип темперамента, предварительно выдвигается гипотеза исследования)

2. Выбор объекта, предмета и ситуации; плановость и систематичность (избирательный характер, за кем и когда мы будем наблюдать)

3. Регистрация фактов (протокол, дневник, техника, видео)

4. Гипотезы (переход от регистрации фактов к гипотезе с тем, чтобы проверить на новых наблюдениях)

5. Наблюдение должно быть в естественных условиях

6. Обработка и интерпретация полученной информации

Ошибки наблюдения:

1. Субъективность – предвзятость

2. Не точные записи

3. Логические ошибки

4. Ошибки предубеждений или установок

Достоверное наблюдение – можно использовать несколько наблюдателей (происходит беседа в результате наблюдения за человеком).

Беседа – Это психологический метод, который предусматривает получение от изучаемого сведений о его деятельности. В этих сведениях проявляются свойственные изучаемому психологические проявления.

Сведения могут быть получены различными способами: прямо или косвенно, устно или письменно. Существуют следующие виды бесед:

- непринужденная беседа;

- интервью;

- анкетирование;

-сбор анамнеза (сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или от хорошо знающих его лиц)

Требование к беседе как к методу: непринужденность, двусторонность

 

II. Психодиагностические методики

Служат не для сбора информации, а служат для определения степени выраженности тех или иных психических процессов, или психических качеств.

Тесты – (в переводе с английского «испытание», «проверка», «проба») – это стандартизированные краткие и чаще всего ограниченные во времени испытания, предназначенные для устан6овления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий.

Тесты можно классифицировать в зависимости от того, какой признак взят за основание деления. Наиболее значительными представляются следующие три основания для классификации:

 

- форма психологического тестирования;

- содержание психологического тестирования;

- цель психологического тестирования.

 

1. Форма: - индивидуальные и групповые тесты;

- устные и письменные;

- бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные

- вербальные и невербальные

2. Содержание: - тесты интеллекта;

- тесты способностей;

- тесты достижений;

- тесты личности

3. Цель – правильная оценка и интерпретация результатов психологического тестирования должны основываться на знании того, для какой цели они используются.

Достоинства тестов: можно охватить большое число людей. Их можно повторять многократно. Тесты поддаются математической обработки – это дает возможность сравнить результаты.

Недостатки тестов: выпадение процесса решения (ошибка допущена случайно или действительно сделали ошибку), таким образом, результат может быть недостоверным.

Тесты бывают разных видов:

- личностные тесты:

Т. Розенцвейга (20 картинок) – по определению агрессивности;

тест незаконченные предложения

тест Люшера

методика Кеттелла

несуществующего животного

тест семьи.

- тесты на интеллект:

Г.С. Айзенк, Диагностика интеллекта Равенна, ШТУР.

 

Социометрический метод

Социально-психологический метод предложенный Я. Морено, позволяющий определять структуру межличностных отношений в группе по числу взаимных выборов ее членов.

III. Эксперимент

Эксперимент является одним из основных методов в психологии. Особенность его состоит в том, что исследователь сам создает необходимые условия, следит, как необходимо и закономерно возникает исследуемое явление. Существуют несколько видов психологического эксперимента: лабораторный, естественный, формирующий эксперименты.

Лабораторный эксперимент:

- протекает в специальных условиях;

- используется специальная аппаратура;

- действия испытуемого определяются инструкцией;

- испытуемый знает, что проводиться эксперимент, но может до конца эксперимента не знать его истинного смысла.

- этот вид эксперимента можно проводить многократно с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие математико-статистически достоверные закономерности развития психических явлений.

Естественный эксперимент: проводят в естественных условиях жизни, учебы, труда людей. Люди не подозревают об эксперименте, но результаты должны быть незаметно зафиксированы. Такой вид эксперимента не может проводиться многократно, но он позволяет выявить более достоверную информацию.

Проведение естественных экспериментов в последнее время считается неэтичным и не обеспечивается надлежащей законодательной базой, так как использование записывающей и следящей техники может быть осуществлено только с согласия испытуемых.

Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности – соответствия жизни.

Формирующий эксперимент: этот вид эксперимента используется в педагогической психологии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...