Условия состоятельности аналогий
Условия состоятельности аналогий
Две главных причины несостоятельности аналогий заключаются в:
1) несущественности признаков, служащих основанием аналогии; 2) отсутствии связи между признаками, служащими основанием аналогии и переносимым признаком.
В примере аналогии свойств, связанном с перенесением признака " писать замечательные сказки" с Клайва Льюиса на Джона Толкиена, признаки, входящие в основание аналогии, являются существенными для этих предметов. Однако все эти признаки не имеют внутренней связи с признаком " писать замечательные сказки" . Можно привести сколько угодно примеров, в которых предмет обладает признаками, входящими в мснование аналогии, и не обладает переносимым признаком. Недостоверность этой аналогии связана также с тем, что в ее основании используются скорее родовые, или видовые признаки этих предметов. Действительно, оба писателя британцы, однако один ирландец, а другой - католик, оба они литературоведы, однако один - с оттенком морального писателя, а другой - специалист по средневековой литературе. Конечно, приведенная аналогия несостоятельна, однако - и в этом парадокс аналогии - исходная интуиция нас не подвела, и наш субъект аналогии - Джон Толкиен - как раз обладает переносимым признаком, достаточно вспомнить его сказочную эпопею " Властелин кольца".
Ненадежность умозаключений по аналогии и малая пригодность их как средства обоснования суждений вызывает потребность в повышении степени обоснованности умозаключений по аналогии. В связи с этим в логике разрабатываются методы повышения вероятности заключений аналогий. Повышение вероятности заключений, полученных по аналогии, можно обеспечить, выполняя следующие требования:
1. Число общих для образца и субъекта аналогии признаков должно быть возможно большим. 2. Признаки, служащие основанием аналогии, должны быть существенными для сравниваемых предметов. 3. Общие признаки должны охватывать различные стороны сравниваемых предметов. 4. Переносимый признак Q должен принадлежать к тому же типу, что и признаки Р1, ..., Рn , составляющие основание аналогии, и быть связанным с ними.
Выполнение этих требований повышает вероятность заключения, полученного при помощи аналогии, хотя и не делает его достоверным.
Аналогия и моделирование
Умозаключения по аналогии - одна из основных составляющих распространенного в теоретической и прикладной науке метода моделирования. Метод моделирования заключается в том, что для изучения какого-либо объекта-оригинала конструируется другой объект, подобный оригиналу в некоторых существенных отношениях, и называемый моделью, модель исследуется, а затем результаты исследования этой модели переносятся на оригинал. В методе моделирования модель играет роль образца аналогии, а оригинал - роль субъекта аналогии. Распространенность метода моделирования связана с недоступностью многих объектов научных исследований непосредственному экспериментированию. Это связано с космическими объектами, микрообъектами, обществом и т. п. Большое распространение в ХХ веке приобрели знаковые модели исследуемых явлений. К этой области относится математическое моделирование объектов самой разной природы - от элементарных частиц до психических и общественных процессов и логическое моделирование рассуждений, модели мира, свойственные различным культурам, компьютерные модели разнообразных явлений. В моделировании играют свою роль оба вида умозаключений по аналогии - аналогия свойств и аналогия отношений. Аналогия отношений по преимуществу используется на этапе конструирования модели, когда необходимо построить аналогичный оригиналу объект, часто используя материал совершенно иной природы. Аналогия отношений позволяет в данном случае построить модель, в которой основные соотношения между существенными для решаемой задачи параметрами тождественны или, по крайней мере, в значительной степени подобны отношениям, существующим в объекте-оригинале.
На этапе перенесения результатов исследования модели на оригинал главную роль играет аналогия свойств. Метод моделирования, в силу использования умозаключений по аналогии, разделяет с ними основные познавательные характеристики, в частности, результаты моделирования всегда носят вероятностный характер.
Глава 15. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И ОПРОВЕРЖЕНИЯ
§ 1. Доказательство
Логика изучает рассуждения, правильность которых зависит только от их формы. Если в посылках умозаключения встречаются суждения, у которых четко выявлена их логическая форма, то умозаключение осуществляется независимо от того, понимаем ли мы эти суждения или нет, истинны ли эти суждения или нет. В свое время в главе 2 нам это показал пример с эпузами. Однако в обычном, научном, а также и в других видах общения мы интересуемся истинными суждениями и тем, что из них следует. Вводя в рассмотрение требование истинности посылок наших рассуждения, мы переходим от логических выводов и умозаключений к доказательствам и опровержениям. Доказательства и опровержения постоянно встречаются в нашей жизни. Нас часто приходится употреблять такие выражения: «Да, ты прав, потому что …», или «Нет, ты не прав, потому что …». Как только мы высказали что-либо похожее, мы вступаем в область доказательств и опровержений. Однако ест области человеческой жизни в которых доказательства и опровержения играют первостепенную, может быть, центральную роль. Это – наука, переговоры и судоговорение. С последнего мы и начнем рассмотрение учения логики о доказательстве. Рассмотрим речь обвинителя на уголовном процессе, где слушается дело о поджоге склада, в котором обвиняется гражданин И. Обвинитель строит свою аргументацию по следующей схеме:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|