Вопрос. Характеристика и структура учебной мотивации.
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, — организацией образовательного процесса; в-третьих,— субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); в-четвертых,— субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу; в-пятых, — спецификой учебного предмета. Учебная мотивация, как и любой другой ее вид, системна. Она характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Так, в работах Л.И. Божович и ее сотрудников, на материале исследования учебной деятельности школьников отмечалось, что она побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ребенка занять определенную позицию в системе общественных отношений. При этом с возрастом происходит развитие взаимодействующих потребностей и мотивов, изменение ведущих доминирующих потребностей и их иерархизации. Соответственно при анализе мотивации учебной деятельности необходимо не только определить доминирующий побудитель (мотив), но и учесть всю структуру мотивационной сферы человека. Рассматривая эту сферу применительно к учению, А.К. Маркова подчеркивает иерархичность ее строения. Так, в нее входят: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес.
В структуре мотивации той или иной деятельности обычно выделяют позитивную мотивацию, связанную с общим принятием деятельности, а также негативную мотивацию, связанную с неприятием этой деятельности, а также с выполнением ее по принуждению, из-за страха и т.п. В первом случае ученик в процессе УД является источником своего поведения, в то время как в случае преобладания негативной мотивации ученик ощущает себя лишь объектом воздействий. Позитивные учебные мотивы, в свою очередь, подразделяют на внутренние (учебно-познавательные) и внешние (социальные). Первые (внутренние или учебно-познавательные) — порождаются самой учебной деятельностью и выражают непосредственный интерес школьника или студента к содержанию или процессу учения. К ним относятся познавательные интересы, потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями. Внутренние (познавательные) мотивы подразделяются на мотивы, связанные с содержанием и мотивы, связанные с процессом учебной деятельности. Каждая из этих подгрупп имеет разные уровни выраженности. Так, интерес к содержанию учебной деятельности проходит путь от совершенно недифференцированного интереса к любой новизне (т.е. от любопытства) – к любознательности (недифференцированному интересу к любым знаниям), а затем – к собственно познавательному интересу (это уже дифференцированный интерес, для которого характеры глубина, интерес к причинам явлений, длительное эмоциональное удовлетворение при его наличии). Процессуальная учебная мотивация, в свою очередь, проходит путь от интереса к повторению, репродукции – к поисковому интересу, а затем – к интересу творческому (ориентация на создание совершенно нового произведения или продукта).
Вторые (внешние или социальные) возникают на основе взаимоотношений ребенка с окружающей средой и связаны с потребностями человека в общении с людьми, их оценке и одобрении, желаниями ученика занять определенное место в системе доступны: ему общественных отношений. Эти мотивы внешние по отношению к содержанию и процессу учебной деятельности. Они ориентированы на достижения в учебной деятельности. В этом плане они утилитарные, в некоторой мере «корыстные». Ну, например, я стараюсь учиться, чтобы заслужить похвалу. В широком смысле к социальным мотивам учения относятся долг, ответственность, необходимость получить образование. Это придает определенный смысл учебной работе. Но главным среди социальных мотивов является мотив статусный, или позиционный, связанный с подтверждением школьником своего статуса, с самоутверждением в группе сверстников. Собственно-учебную или позитивную УМ достаточно чаще подразделяют на внутреннюю (познавательную) и внешнюю (социальную, мотивацию достижения в УД).
(тоже самое, но вкратце) Внутренняя (интеллектуально-познавательная) УМ – «бескорыстный» интерес непосредственно к содержанию и процессу УД. В ней выделяют т.наз. содержательную и процессуальную мотивацию. В свою очередь, в рамках «содержательной» мотивации выделяют такие ее формы, как любопытство (недифференцированный интерес к любой новизне, типичный для дошкольника), любознательность (недифференцированный интерес к знаниям, характерный для мл/школьника и подростка), а также собственно познавательный интерес, для которого характерны глубина, дифференцированность (невозможно всем одинаково глубоко заниматься), устойчивость и неизменно положительные эмоции в процессе его удовлетворения. Основой внутренних мотивов является познавательная потребность. Внешняя (социальная) УМ – совокупность побудителей к УД, связанная с ориентацией на достижения, социальное признание через УД. Среди внешних УМ выделяются следующие: Широкие социальные мотивы (ШСМ) по Л.И.Божович это мотивы долга, ответственности, патриотизма, служения, соблюдения традиций семьи. Мотивы вознаграждения (получения одобрения, отметки, подарков и т.п.). Соревновательные мотивы, мотивы самореализации – соревнование с другими (быть первым, среди лучших или – не хуже других) - соревнование с самим собой, связанные с мотивами самопостроения (по В.А.Петровскому). В основе внешних, социальных мотивов УД – социогенные потребности (достижения, самореализации и др.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|