Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исполн. власть: понятие, соотнош-е с гос. управл-ем.




Общее понятие управления и его виды.

Управление – организующее, целенаправленное воздействие на тот или иной объект или процесс для приведения его в упорядоченное состояние. (Н.Винер)

Выделяют объект, субъект и содержание управления.

Объект управления – различные системы и их составляющие (люди, явления, события и т. д.).

Субъекты управления – это всегда люди. Выделяют две группы субъектов управления:

1) единоличные;

2) коллегиальные (группы людей). Содержание управления – правоотношения, возникающие в ходе управленческой деятельности, включающие в себя воздействие на объекты путем согласования, направления различных действий, процессов субъектом управления путем применения соответствующих методов и механизмов.

Выделяют три вида управления: техническое, биологическое, социальное:

1) техническое – управление объектами на основе технических правил (физических, математических), например управление станками, сложными машинами и т. д.;

2) биологическое – управление биологическими процессами с учетом законов природы, закономерностей развития тех или иных организмов (птицеводство, селекция, животноводство и т. д.);

3) социальное – управление людьми. В данном случае в качестве объекта управления могут выступать как группы людей (трудовой коллектив, учащиеся и т. д.), так и отдельные люди. Самым сложным по своей структуре является управление государством, которое в широком смысле представляет собой объединение групп людей (трудовых коллективов, общественных объединений, наций и т. д.). Именно социальное управление является основной составляющей в содержании управления в целом. Особенностями социального управления являются:

а) объект – это всегда человек или группа людей;

б) возникающие в ходе социального управления отношения носят организованный, правовой характер;

в) социальное управление имеет властно-волевой характер, т. е. осуществляется на основе приоритета воли субъектов управления, закрепления за ними особых прав;

г) специальный субъект управления – органы власти или иное уполномоченное лицо.

Виды управления:

– государственное;

– коллективное – регулирование на уровне коллектива;

– семейное.

Социальное управление – осуществление властных, организующих функций, обеспечивающих достижение в процессе совместной деятельности людей поставленных

 

 

Сущность гос. регулирования.

Исполн. власть: понятие, соотнош-е с гос. управл-ем.

Значение и суть гос.регулирования состоит в упорядочении, налаживании, в направлении движения и развития, в подчинении определенному порядку, в установле­нии правильного взаимодействия, в создании условий нормальной работы.

Фактически регулирование по своей сути есть не­пременный элемент государственно-управленческой деятельно­сти, одна из его функций ( наряду с распорядитель­ством, организацией, координацией и контролем), т.е. основных направлений деятельно­сти. Как пра­вило, управление традиционно связывается с наличием у его субъ­ектов непосредственно подчиненных объектов, а регулирование — с воздействием преимущественно на не подчиненные субъекту управления объекты (например, на общественные объединения, негосударственные формирования, на самостоятельно действую­щие предприятия и учреждения гос. сектора и т.п.). гос. управление — более широкое понятие по сравнению с понятием государственного регулирования.

Исполнительная власть – как ветвь государственной власти представляет собой совокупность организационно-функциональных механизмов государственно-властного характера для реализации целей и задач государственной политики, изложенных и закрепленных в нормативно-правовых актах.

Признаки органов исполнительной власти:

1. Наличие админ. правоспособ-ти и дееспособности (возник. с момента образования, прекращ-ся с момента упразднения).

2. Порядок образования, деятельности и компетенция закреплены в соответствующих законах.

3. Осущ-ют организационно-распорядительную деятельность.

4. Образуются и подотчётные вышестоящим органам.

Органы исполнительной власти делятся:

Гос. управление (разновидность соц. управления) исполнительная деят-ть по орг-ции социальных процессов в обществе.

Субъекты гос-ого управления – гос-ые органы и должностные лица, наделённые властными полномочиями.

Объекты гос-ого управления – предприятия, организации и граждане, в отношении которых осуществляется организационно-распорядительная деятельность.

Признаки гос. управления -организационно-распорядит. деятельность, реализующая функции гос-ва, осущ-мая уполномоченными субъектами.

Гос. уп­равление по своему назначению представляет собой вид гос. деятельности, в рамках к-ой реализуется исполнит. власть.

Понятие «государственное управление» более широкое, нежели понятие «исполнительная власть».

 

5. Предмет административного права.

АП занимается регулированием общ. отношений, возникающ. в процессе гос.управления, с организацией и функционированием системы гос.власти.

Предмет АП – совок-ть общ. отношений, складывающ. в процессе орган-ции и деят-ти испол. власти.

Формула адм. отнош-й «власть-подчинение». Обязат. субъект - властный субъект (субъект исп-й власти, способный в силу предоставленных ему юридически-властных полномочий подчинять поведение иных участников этих отношений своим односторонним волеизъявлениям).

Предмет АП охватывает общ. отношения:

а) управленч.отн-я, в рамках кот-х непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исп. власти;

б) уп. отн.внутриорганизационного хар-ра, возникающие в процессе деят-ти субъектов законод-й и судебной власти, и органов прокуратуры;

в) уп. отн., возникающие с участием субъектов местного самоупр-ия;

г) отдельные уп.отн., возникающие в сфере «внутренней» жизни общ.объединений.

АП -отрасль российской правовой системы, представляющая собой сов-ть правовых норм, предназначенных для регулирования общ. отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исп. власти.

6. Метод админ. права: понятие, особенности.

Метод АП - совокупность правовых средств или способов осуществления регулирующего воздействия права на общественные отношения.

Фактически право использует следующее:

Предписание – прямая юридическая обязанность совершить то или иное юридически значимое действие.

Запрет – также предписание, но иного юридического содержания. Его суть – воздержаться от совершения юридически значимого действия.

Дозволение – юридическое разрешение на совершение юридически значимого действия.

Особенности метода:

Одна сторона выступает в роли управляющей, другая – в роли управляемой, т. е. отсутствует юридическое равенство сторон. Для административно-правового регулирования наиболее характерны предписания и запреты, т. к. налицо реализация принадлежащих исполнительному органу юр-ки властных полномочий.

Адм.-правовое регулирование исходит из того, что ведущая роль отводится волеизъявлению одной стороны.

Для решения возникающих воросов в сфере госуправления определяется официальная инстанция, решающая вопросы на основе закона.

Во взаимоотношениях органов исполнительной власти действует принцип вертикальной соподчиненности.

Юридическая обязательность не тождественна принуждению.

Стороны имеют возможность выбора одного из вариантов должного поведения.

Правовые нормы могут предоставить сторонам возможность действовать по своему усмотрению.

7.Функции и принципы административного права.

АП – отрасль права, нормы кот. регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации и реализации исп. власти.

АП выполняет регулятивную функцию, т.е. создает определенный правовой режим организации и деятельности органов исполн. власти, а также обеспечивает правомерное поведение участников регулируемых обществ. отношений. Ад.-прав. регулирование управленческих общественных отношений может иметь различную целевую нагрузку и, соответственно, три важнейших проявления регулятивной функции:

1. Правоисполнительная функция. Главное содержание адм.-прав. регулир-ия находит свое выражение в обеспечении свойственными ему средствами проведения в жизнь (исполнения) требований действующего рос. законодательства.

2. Адм-прав.регулирование выражается в том, что соответствующие субъекты исп. власти полномочны самостоятельно, но на подзаконной основе творить правовые нормы – это правотворческая функция адм. пр. Эти нормы являются конкретной нормой правоисполнения. Так, Правительство РФ издает прав. акты, имеющие норматив. характер, на основании и во исполнеие Конституции РФ, федеральных законов и норм. Указов Президента РФ

Правоохранительная функция служит обеспечению соблюдения установленного правового режима и защиту законных прав и интересов участников регулируемых общ. отношений. При осущ-ии шир. круга контр.-надзорных полномочий и применения мер адм. принуждения испол. органы практически обеспечивают правовую защиту многих обществ. отношений, регулируемых иными отраслями действующего права.

Принципы, приоритета личности, разделения властей,законности, гласности,прозрачности, ответственности, федерализма

11. Понятие и виды административно-правовых норм.

А-п. нормы – устанавливаемые государством правила поведения, целью которых явл – ся регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере функционирования механизма исполнительной власти (в сфере гос. управления).

Классификация норм:

1. по целям содержащихся в них юр-ки властных предписаний:

- материальные – определяют объем и содержание обязанностей и прав конкретных участников регулируемых общественных отношений. Особенностью мат-х норм АП явл-ся то, что ими закрепляются юридические возможности того или иного участника управленческих отношений в статичном варианте, т.е. до стадии практической реализации этих возможностей.

- процессуальные нормы определяют порядок (процедуру) практической реализации участниками управленч-х отношений закрепленных за ними нормами материального права обязанностей и прав. Это уже динамика управленческих отношений.

2. по конкретному юридическому содержанию

- обязывающие, содержащие юридически властное предписание на обязательное совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой

- запрещающие, содержащие юридически властное предписание, запрещающее совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой.

- уполномочивающие, или дозволительные, такие административно-правовые предписания, которыми предусматривается возможность действовать в пределах предусмотренных нормами условий по своему усмотрению

- стимулирующие, такого рода нормы, в кот. закреплены соответствующие средства материального или морального воздействия на участников управленческих отношений с целью обеспечить их должное поведение.

3. по признаку адресата. Выделяют нормы, регламентир-щие:

- административно-правовой статус граждан;

- организацию и деятельность органов исполнительной власти;

- правовое положение госуд. служащих;

- основы функционирования госуд. предприятий и учреждений;

- отдельные стороны организации и деятельности различного рода коммерческих структур, включая частные;

- администр.-правовой статус общественных объединений.

4. с учетом федеративного устройства РФ различен масштаб действия этих норм:

- нормы, устанавливаемые на федеральном уровне;

- нормы, устанавливаемые на уровне субъектов Федерации.

5. по объему регулирования управленческих отношений:

- общие,

- межотраслевые,

- отраслевые

- местные нормы.

6. Нормы могут иметь внутрисистемный характер, либо общеобязательный, т.е. распространяться на все виды участников регулируемых управленческих отношений, либо быть адресными, т.е. регулировать деятельность отдельных участников этих отношений.

12.Источники админ. права: понятие, система.

Источники АП - внешние формы выражения админ.-правовых норм. Это нормативные акты различной юри­дической силы.

Наиболее значительна роль следующих источников АП:

1. Конституция РФ, конституции и уста­вы субъектов РФ. Многие из содержащихся в них норм имеют прямую админ.-правовую значимость. Ими определяются основы организации системы исп. влас­ти, компетенция ведущих звеньев такой системы, принципы раз­граничения предметов введения и полномочий между федераль­ными органами исп. власти и такими же органами субъектов Федерации.

2. законодательные акты РФ и ее субъектов. Напр., ФЗ от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной служ­бы РФ»; ФЗ от 31 мая 1996 г. «Об обороне» и др. Законодат. актами являются также фе­деральные кодексы, например Налоговый кодекс РФ.

3. норматив­ные акты Президента РФ, а также аналогич­ные правовые акты глав государств либо глав исп. власти (например, президентов республик) в субъектах РФ. Принципиальное значение имеют Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исп. власти» от 17 мая 2000 г., Положение о ФСБ (утверж. 16 июля 1998 г.) и др.

4. нормативные постановления Правительства РФ (Положение о гос. энергетическом надзоре в РФ от 12 августа 1998 г., Положение о гос. санитар­но-эпидемиологической службе РФ от 24 июля 2000 г. и т.п.) аналогичные акты правительств республик, входящих в состав РФ, а также правительств или администраций иных субъектов РФ.

5. в отраслевом и межотраслевом масштабе - нормативные акты фе­д. органов исп. власти (министерств), а также аналогичные акты таких же органов в субъектах РФ. Напр., решения к/л органа по вопросам, отнесенным к его компетенции, обя­зательны для органов исп. власти, юр. и фи­зических лиц.

6. межгосударственные соглашения (например, в рамках СНГ).

7. нормативные акты руководителей гос. пред­приятий и учреждений можно считать локальными (внутриорганизационными) источниками норм АП.

8. В случае наделения исп. органов системы местного самоуправления необходимыми гос. пол­номочиями исходящие от них нормативные акты обоснованно мо­гут быть включены в число источников АП.

Необходимые сведения об источниках АП можно получить в «Российской газе­те» и Собрании законодательства РФ, в профильных, отраслевых либо предметных бюллетенях.

 

8.Админ.-правовые отношения: понятие, особенности.

Админ.-правовые отношения – обществ. отношения, регулируемые нормами АП, которые складываются в сфере гос. управления.

Особенности:

1. Это властеотношение, отношение по поводу реализации гос. власти;

2. Наличие специального субъекта управления, наделенного государственно-властными полномочиями; неравенство субъектов;

3. Эти отношения складываются преимущественно в особой сфере государственной и общественной жизни — в сфере государственного управления, то есть в сфере исполнительной власти;

4. Наличие обязательной стороны, без стороны наделенной государственно-властными полномочиями нет и административно-правового отношения. Гражданин не может быть стороной административного правоотношения по отношению к другому гражданину;

5. Это организационные отношения;

6. Возникают по инициативе любой стороны, согласие другой стороны не требуется; в том числе по инициативе гражданина, например, когда он требует от властей исполнения своих прав на пенсию;

7. Споры разрешаются преимущественно в порядке подчинения;

8. Ответственность стороны-нарушителя наступает перед государством, а не перед другой стороной, как в гражданских отношениях.

Субъект права - это носитель прав и обязанностей (органы исп. власти, должностные лица, граждане, общественные организации).

В структуре статуса имеются элементы: админ. правоспособ-ть, админ. дееспособность, права, обязан-ти, национальность (гражданство), др.

Субъективная сторона админ. правоотношения выражается в отношении субъекта к своему правоотношению, воля, умысел, вина.

Объект - предусмотренный законодательством круг охраняемых общественных отношений. Конкретный объект - предмет правоотношения. Объектом админ.-правового отношения являются все разновидности связей субъекта сгруппированных наиболее четко в разделах КоАП: общественный порядок, порядок управления и д.р.

Объективная сторона — внешнее проявление данного правоотношения: действие или бездействие. Объективная сторона административного правоотношения проявляется во вне в виде реального действия или бездействия субъекта права (когда он явно выраженно обязан к совершению каких-либо действий, а не тогда, когда он только замыслил какие-либо действия).

9. Виды административно-правовых отношений.

Админ.-правовые отношения – урегулированное админ.-правовой нормой управленческое общественное отношение, в к-м стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных админ.-правовой нормой. Виды АПО :

1. В зависимости от особенностей админ.-правового регулирования общественных отношений:

· основные (властеотношения);

· неосновные (отнош-я, непосредственно не связанные с управляющим воздействием на тот или иной объект, но связанные с его осущ-нием).

2. В зависимости от юр. характера взаимодействия участников:

· вертикальные (возникают между соподчиненными сторонами, юридически неравными между собой);

· горизонтальные (в рамках к-х стороны фактически равноправны).

3. В зависимости от особенностей участников АПО:

· между соподчиненными субъектами ИВ, наход-ся на различном организационно-правовом уровне (вышестоящие и нижестоящие органы);

· между несоподчиненными субъектами ИВ, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (2 минист-ва, администрации 2-х областей);

· между субъектами ИВ и находящимися в их организационном подчинении гос. объединениями, предприятиями и учреждениями;

· между субъектами ИВ и не находящимися в их организационном подчинении гос. объединениями, предприятиями и учреждениями (финансовый контроль, адм. надзор);

· м-ду субъектами ИВ и испол. органами системы местного самоупр-я;

· между субъектами ИВ и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями и учреждениями;

· между субъектами ИВ и общественными объединениями;

· между субъектами ИВ и гражданами.

4. В зависимости от государственного устройства:

· между центральными ФОИВ и исполнит. органами субъектов РФ;

· между исполн. органами субъектов РФ, находящ-ся на одном уровне;

· между исполн органами субъектов РФ, стоящих на разных уровнях.

5. В зависимости от характера юридических фактов:

· порожденные правомерными действиями;

· порожденные неправомерными действиями.

6. В зависимости от содержания:

· материальные (регулируемые материальными нормами АП);

процессуальные (регулируемые процессуальными нормами).

10. Административная правосубъектность.

Админ. правосубъектность – способность гражданина быть субъектом ад. права. Предполагает такие качества физических и юридических лиц, которые в соответствие с действующим законодательством дают им право быть участни­ками (сторонами) регулируемых АП управленческих общественных отношений.

Элементы:

- админ. правоспособность,

- админ. дееспособность.

Админ. правоспособность – способность гражданина иметь в силу норм ад. права субъективные права и нести юр. обязан-ти, возникающие с момента рождения и прекращаемые смертью.

Обстоятельства, определяющие объем ад. правоспособности граждан: - возраст, - состояние здоровья, - уровень образования, - квалификация, - семейное положение

Ад. дееспособность – способность гражданина в силу норм ад. права своими действиями приобретать права и создавать для себя юр. обязанности в сфере гос. управления. Виды:

- полная (с момента совершеннолетия)

- частичная (с 6 до 14 – малолетние, с 14 до 18 – н/летние)

- ограниченная – состоит в ограничении дееспособности в силу решения суда (психи, хроники, наркоманы…)

Для органов исполнительной власти, должностных лиц, яв­ляющихся государственными служащими, административная право- и дееспособность наступают одновременно, т.е. с момента образования и закрепления компетенции органа либо назначения должностного лица.

Административная правоспособность граждан возникает с момента рождения, а адми­нистративная дееспособность, как правило, по достижении 16-летнего возраста.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...