Админ. правонарушение: понятие и признаки.
Административное правонарушение – противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность Признаки административного правонарушения: · А.п. – это деяние, т.е. действие или бездействие – т.е. осознанный, волевой акт человеческого поведения, выраженного в подконтрольном сознанию мотивированном действии или бездействии, предусмотренном конкретной статьей КоАП; · Общественная опасность – в результате совершения административного правонарушения причиняется ущерб (урон) правам и законным интересам граждан, общества и государства. Это объективный признак административного правонарушения. Критерием отграничения админ. правонарушения от преступления может быть лишь степень общественной опасности; · Противоправность – указывает, что в результате совершения деяния нарушаются правовые запреты, установленные нормами административного, финансового, трудового и других отраслей права. Административно-правовые санкции охраняют отношения в различных областях человеческой деятельности, что указывает на их универсальный характер. Это субъективный признак правонарушения, так как зависит от воли законодателя; · Виновность – деяние признается админ. правонарушением в том случае, если оно совершено виновно, т.е. совершено умышленно или по неосторожности (проявление воли и разума лица); · Наказуемость – за совершение административного правонарушения следует применение предусмотренных законодательством мер административной ответственности. Админ. правонарушение: юридический состав.
Административное правонарушение – противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность Юридический состав – это совокупность элементов юр-кого хар-ра, позволяющая осмыслить его внутреннюю структуру. Состав административного правонарушения – совокупность объективных и субъективных для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного правонарушения. Элементы состава админ. правонарушения: 1.Объект, 2.Объективная сторона, 3.Субъект, 4.Субъективная сторона Значение состава административного правонарушения состоит в том, что он является основанием для административной ответственности. Объект А.п. – общественные отношения в сфере государственного управления, регулируемые нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Виды объектов А.п: · Общий объект Родовой объект Видовой объект Непосредственный объект · Объективная сторона а.п – внешнее выражение адм правонарушения, характеризующееся деянием, наступающими последствиями и причинно-следственной связью между ними. Элементы объективной стороны: · Противоправное деяние (в форме действия или бездействия, Общественно вредные, Причинно-следствен. связь между Д. и наступивш. последствиями; · Факультативные элементы: 1.Время, 2.Место, 3.Способ, 4.Обстановка Субъект а.п – это физ. и юр. лицо, совершившее админ. правонарушение и способное нести админ. ответственность. Виды субъектов: 1.Индивидуальные, 2.Коллективные Виды индивидуального субъекта: · Общий субъект Специальный субъект Особый · Субъективная сторона – это психическая деятельность лица, совершившего адм. правонарушение в связи с совершением им общественно опасного деяния.
Элементы субъективной стороны: · Вина (обязательный элемент) – сознательное волевое отношение субъекта к совершенному им обществ. опасному деянию и к наступившим последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности; · Мотив, цель (факультативные элементы); 48. Понятие административной ответственности. Админ. ответственность - вид юр. ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом адм. взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Основные черты: 1. АО устанавливается как законами, так и подзаконными актами, либо их нормами об адм. правонарушениях. Сл., она имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы АО образуют самостоятельный институт АП. В отличие от этого уг. ответственность устанавливается только законами, дисциплинарная - законодательством о труде... 2. основанием АО является адм. правонарушение. Уг. - преступление. 3. субъектами АО могут быть как физ. лица, так и коллективные образования. Уголовной - физические. 4. за адм. правонарушения предусмотрены адм. взыскания. За преступления - уголовные наказания. 5. адм. взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (судьями). 6. адм. взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей. 7. применение адм. взыскания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо считается имеющим адм. взыскание в течение установленного срока. 8. меры АО (взыскания) применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об адм. правонарушениях. Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. 52 Давность привлечения к админ. ответственности. Постановление по делу об админ. правонарушении не может быть вынесено по истечении 2-х месяцев со дня совершения админ. правонарушения, а за нарушение законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне, таможенного, антимонопольного, валютного зак-ва, зак-ва об охране окруж. природной среды, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе, о лотереях, о выборах и референдумах, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма по истечении 1 года со дня совершения админ. правонарушения.
При длящемся админ. правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения админ. правонарушения. За админ. правонарушения, влекущие применение админ. наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к админ. ответ-ти не позднее 1 года со дня совершения админ. правонарушения, а при длящемся админ. правонарушении - 1 года со дня его обнаружения. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков админ. правонарушения сроки начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уг. дела или о его прекращении. В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об админ. правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к админ. ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об админ. правонарушении. Сроки привлечения к админ. ответственности следует отличать как от сроков админ. наказания, так и от сроков их исчисления. Последние находят закрепление в статьях, которыми установлены виды админ. наказаний. Так, согласно ст.3.9 срок админ. ареста исчисляется сутками, а в соответствии со ст.3.8, 3.11 лишение специального права и дисквалификация - годами, месяцами. 51.Административная ответственность военнослужащих. В ст. 2.5 КоАП выделяется два вида субъектов: 1. военнослужащие (т.е. лица, проходящие военную службу в кадрах ВС РФ) и призванные на военные сборы граждане. Они несут ответственность за админ. правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами;
2. сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, Гос-ной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов несут ответственность за админ. правонарушения в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах Они несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, установленным общевоинскими уставами и спец. нормативными актами. КоАП закрепляет ряд составов правонарушений, за совершение к-х названная категория лиц несет ответственность на общих основаниях (нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима uос. границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Гос. границу РФ, а также за админ. правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об админ. правонарушении). Но несмотря на то, что за указанные правонарушения военнослужащие и иные указанные в статье лица привлекаются к админ. ответственности в порядке, предусмотренном КоАП, к ним не может быть применено админ. наказание в виде админ. ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также и админ. штраф.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|