Государственный контроль и административный надзор как способы обеспечения законности в государственном управлении.
Сущность и виды контроля в государственном управлении Контроль, являясь частью государственного управления, осуществляется от имени государства с использованием соответствующих властных полномочий. Он призван обеспечить строгое и неуклонное исполнение законов и подзаконных актов, соблюдение дисциплины исполнительными органами, их должностными лицами, а также физическими и юридическими лицами. Сущность государственного контроля составляют: 1. Наблюдение за функционированием соответствующего подконтрольного объекта 2. Получение объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины 3. Принятие мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины 4. Выявление причин и условий, способствующих правонарушениям 5. Принятие мер по привлечению к юридической ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины. Государственный контроль в зависимости от объема проверяемой деятельности подразделяется на общий и специальный. Общий предполагает проверку всего комплекса вопросов деятельности подконтрольного субъекта. Специальный предполагает проверку деятельности субъекта по отдельным вопросам его компетенции. В зависимости от стадии проведения контроля выделяют: 1. Предварительный Он обеспечивает предупреждение и профилактику правонарушения 2. Текущий В данном случае оценке подлежит законность совершаемых действий 3. Последующий Целью данного контроля является проверка исполнения соответствующих решений и предписаний контролирующих органов В зависимости от направленности контрольных мероприятий внутрь системы органов власти или вне ее на подведомственные структуры государственный контроль подразделяется:
1. внутренний 2. внешний. В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, и характера их полномочий выделяется контроль, осуществляемый: 1. Президентом РФ Данный контроль, как главы государства осуществляется в 2 основных формах: А) непосредственный контроль Президента Осуществляется Президентов в области подборки и расстановки кадров на федеральном уровне, в частности при формировании Правительства федерации, назначает по представлению премьер-министра на должность руководителей министерств, представителей РФ в иностранных государствах. Возможность участия в заседаниях Правительства РФ дает возможность президенту контролировать принимаемые решения этим органам; контроль за законностью актов органов исполнительной власти (Правительства РФ). В) Президентский контроль через соответствующие структуры К числу президентских структур обеспечивающих возможность осуществления государственного президентского контроля относятся: 1. Администрация Президента, важнейшей функцией которой является контроль за деятельностью органов исполнительной власти, 2. Контрольное управление президента осуществляет контроль за исполнением федеральными и региональными органами государственной власти, К РФ, ФЗ, указов и распоряжений Президента, контроль за реализацией национальный проектов и проверку исполнения поручений президента. 3. Полномочные представители президента в федеральных округах. Они обеспечивают организацию контроля за исполнением федерального законодательства, а также контроль за реализацией федеральных целевых программ и т.д. 2. Органами законодательной (представительной) власти Контроль органов законодательной (представительной) власти регламентирован К РФ. В частности Совет федерации осуществляет контроль при утверждении указов президента о введение военного положения, чрезвычайного положения, а также за решением Президентом вопроса о возможности использования вооруженных сил за пределами территорий РФ.
К числу контрольных полномочий Государственной Думы относятся: - Дача согласия Президенту на назначение председателя правительства - Решение вопросов о доверии Правительству - Выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности Одной из наиболее важных форм контроля за исполнительной властью является рассмотрение и утверждение Парламентом РФ представляемого Правительством бюджета. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет федерации и Государственная Дума образует счетную палату. Контрольные полномочия счетной палаты распространяются на государственные органы и учреждения, органы местного самоуправления, на все организации и объединения, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета, используют федеральную собственность, либо управляют ею, а также имеют какие-либо официально предоставленные льготы или преимущества.
3. Органами исполнительной власти Контроль подразделяется на: 1) Общий Осуществляется органами общей компетенции (Правительством РФ – руководит и контролирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, в том числе в сфере образования, реорганизации и ликвидации их территориальных подразделений, контролирует исполнение нормативно-правовых актов; исполнительные органы субъектов РФ). Целью осуществления общего контроля является обследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольных органов. Ведомственный контроль осуществляется федеральными министерствами, не имеющими подведомственных им служб и агентств. 2) Надведомственнный Осуществляется преимущественно органами специальной компетенции.
4. Органами судебной власти Субъектами является КС РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Содержанием данного вида контроля является правовая оценка действий и решений должностных лиц и органов исполнительной власти, выявление нарушений законности, условий и причин, порождающих нарушение законодательства, принятие мер по восстановлению нарушенных прав и привлечение виновных к ответственности.
В зависимости от времени осуществления контроля: Плановый – проводится в соответствии с заранее утверждённым графиком, Внеплановый – по следующим основаниям а. По поступлениям информации о нарушениях действующего законодательства. б. При проверке выполнения предписаний сделанных при проведении планового контроля. Административный надзор и его содержание Надзор в государственном управлении имеет выражение в 2 формах: административный надзор и надзор органов прокуратуры. Административный надзор – деятельность, специально уполномоченных на ее осуществление органов исполнительной власти и иных субъектов государственного управления в отношении неподчиненных им субъектов. Органы, осуществляющие административный надзор, не имеют широких распорядительных полномочий, в отношении внутренней деятельности поднадзорных. В отличие от контроля надзор касается только их внешней деятельности. Субъект надзора вправе применять меры административного принуждения к субъектам, в отношении которых надзор осуществляется. Виды административного надзора: 1. Осуществляемый специальными федеральными службами (федеральная служба по надзору в сфере природопользования, федеральная служба финансово бюджетного надзора, федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, РосТехНадзор) 2. Государственные инспекции, обладающие надведомственными полномочиями А) обладающих полномочиями в рамках нескольких ведомств В) обладающих полномочиями в рамках одного ведомства 3. Административный надзор милиции: а) общий б) специальный 1. Независимо от вида общей задачей для перечисленных органов является обеспечение законности в управлении, ее решение осуществляется путем предупреждения, пресечения правонарушения и привлечения виновных к ответственности. Органы административного надзора имеют право: 1. Фиксировать факты нарушения законодательства
2. Давать обязательные к исполнению указания 3. Разрешать и запрещать отдельные действий 4. Ограничивать выполнение отдельных видов работ Прокурорский надзор Прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за соблюдением К РФ и исполнением законов, действующих на территории нашей страны. В целях обеспечения законности в государственном управлении прокуратура осуществляет: 1. Надзор за исполнением законов федеральными и региональными органами исполнительной власти, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, органами местного самоуправления и военного управления, органами контроля и их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием закону издаваемым ими правовых актов 2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными и региональными органами исполнительной власти, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, органами местного самоуправления и военного управления, органами контроля и их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием закону издаваемым ими правовых актов Основными формами прокурорского реагирования при осуществлении данного вида надзора являются: 1. Протест 2. Представление 3. Возбуждение дела об административном правонарушении 4. Предостережение (допускается использование и иных форм, таких как обжалование актов органов судебной власти, их опротестование и т.д.)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|