Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Административные наказания: понятие, цели и виды




Административное наказание – это установленное государевом мера ответственно-сти за совершение административного правонарушения. Целью его применения является предупреждение совершения правонарушений непосредственно правонарушителем и иными лицами. Не допускается при применении административных наказаний унижение человеческого достоинства, причинение ему физических страданий и нанесение вреда деловой репутации юридического лица. Дополнительной целью применения администра-тивных наказаний является профилактика уголовно наказуемых деяний. Исчерпывающий перечень административных наказаний содержится в ч.1 ст. 3.2 КоАПа, которые могут устанавливаться и применяться за совершение административных правонарушений.

Основные:

1. Предупреждение

2. Административный штраф

3. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонару-шения (и также как дополнительное)

4. Лишение специального права предоставленного физическому лицу

5. Административный арест

6. Административное водворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства (и также как дополнительное)

7. Дисквалификация

8. Административное приостановление деятельности

 

В отношении юридических лиц могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1, 2, 4, 9.

 

Все административные наказания могут устанавливаться только в КоАП РФ, зако-нами субъектов РФ только предупреждение и административный штраф. За одно админи-стративное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополни-тельное наказание.

 

Предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, выносится только в письменной форме, в устной не допускается.

Административный штраф – это денежное взыскание, устанавливаемое в рублях РФ. Для граждан его размер не должен превышать 5 000 рублей. Для должностных лиц 50 000 рублей. Юридических лиц максимальный размер 1 млн. рублей. Размер минималь-ного штрафа 100 рублей. Размер штрафа может выражаться в кратной величине относи-тельно:

• Стоимости предмета административного правонарушения (не может превышать трехкратный размер ее стоимости, при мелком хищении пятикратный размер).

• Суммы неуплаченных и подлежащих уплате налогов, сборов и т.д. (не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного право-нарушения).

• Суммы выручки правонарушителя от реализации товара (размер штрафа не мо-жет превышать 1/25 совокупного размера суммы выручки).

• Суммы выручки правонарушителя вследствие неправомерного завышения регу-лируемого государством цен (максимальное двухкратная величина).

• Начальной цены государственного или муниципального контракта при разме-щении соответствующих заказов.

 

Конфискация орудия совершения или предмета административного правона-рушения является принудительное безвозмездное обращение в федерльную или регио-нальную собственность не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается только судьей. Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица совершившего административное правонарушение орудия совершения и предмета правонарушения:

• Подлежащих возвращению их законному собственнику.

• Изъятых из оборота.

• Находившихся в противоправном владении лица совершившего правонаруше-ние.

• По иным причинам..

 

Лишение специального права применяется физическому лицу, совершившему ад-министративное правонарушение, которому ранее было предоставлено такое право. Дан-ный вид наказания применяется за грубое или систематическое нарушение правил реали-зации специального права.

Различают следующие виды специальных прав:

• Право охоты.

• Лишение права управления транспортными средствами.

 

Данная разновидность может применяться в отношении физических лиц, отказав-шихся исполнить законные требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Сроки лишения определяются санкциями отдельно статьи не менее 1-го месяца и не более 3-ех лет. Назначение данного вида наказания допускается только судьей.

Лишение специального права управления транспортными средством не допускается, если оно используется в связи с инвалидностью, за исключением управления в состоянии опьянения, уклонения от прохождения освидетельствования, а также оставлении указанным лицом места ДТП, участником которого он являлся. Лишение права охоты не может применяться в случаях, когда охота является законным и основным источником средств существования.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изо-ляции от общества. Данный вид наказания связан с ограничением конституционного пра-ва граждан на свободу и личную неприкосновенность, свободу передвижения и в этой связи может назначаться только судьей.

 

Помимо судебного рассмотрения устанавливают:

• Лицо содержится в изоляции.

• Сроки ареста не должны превышать 15 суток при нарушении требования режима ЧП или режима контртеррористической операции до 30 суток, в срок административного ареста входит срок административного задержания.

• Не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей до 14 лет, лицам, не достигшим 18 лет, инвалидам 1й и 2й групп и иным специаль-ным субъектам.

• При его назначении присутствие лица, в отношении которого ведется производ-ству по делу является обязательным.

 

Административное выдворение применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства, выражается в их принудительном и контролируемом перемещении за пределы страны в отдельных случаях контролируемом самостоятельном их выезде из РФ. Назначение данного наказания допускается в судебном порядке, за исключением случаев, когда указанные субъекты совершают административное правонарушение при въезде в РФ.

Дисквалификация применяется в отношении физических лиц и выражается в ли-шении его права замещать должности в федеральной и региональной должности граждан-ской службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в Совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, сроки не менее 6 месяцев и не более 3х лет, назначается исключительно судьей.

Содержание административного приостановления деятельности сводится к вре-менному прекращению деятельности физических лиц, осуществляющих предпринима-тельскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их струк-турных подразделений, агрегатов, объектов, зданий, сооружений, а также осуществления отдельных видов деятельности. Судья может приостановить деятельность при наличии следующих обстоятельств:

• Существует угроза жизни или здоровья людей.

• Возникновения эпидемии.

• Существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

 

В случае нарушения административного правонарушения в области градостроитель-ной деятельности, оборота наркотических и других веществ, порядка управления, обще-ственного порядка и безопасности, правил привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности на торговых объектах, противодействие легализации доходов и другое. Применяется только в случая установленных КоАПом, назначается если иной вид менее строгий, не может обеспечить достижение цели административного наказания. Максимальный срок приостановления деятельности составляет 90 суток. Судья, на основании ходатайства лица, деятельность которого приостановлена досрочно прекращает исполнение наказания, если будет установлено, что устранены обстоятельства, в связи с которыми был назначен данный вид наказания.

 

Общие положения назначения административного наказания

Административное наказание назначается в пределах установленных действующим законодательством. Наказание правонарушителю назначается с учетом общих и специ-альных обстоятельств. К общим относится:

• Характер совершенного правонарушения.

• Имущественное положение.

• Обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответствен-ность.

К специальным для физического лица относится характеристика личности, а для юридического лица финансовое положение.

К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность относится:

• Раскаяние лица.

• Добровольное сообщение лицом о совершенном им правонарушением.

• Предотвращение лицом совершившим правонарушение вредных последствий своего деяния, а также добровольное возмещение причиненного ущерба или причиненного вреда.

• Совершение правонарушения в состоянии сильного душевного волнения, аф-фекта либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств.

• Совершение правонарушения несовершеннолетним от 16 до 18 лет.

• Совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной имеющего малолетнего ребенка.

Отягчающие обстоятельства:

• Продолжение противоправного поведения, несмотря на требования уполномо-ченных на то лиц прекратить его.

• Повторное совершение однородного правонарушения, если за совершение пер-вого правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек 1 год.

• Постановление ВС РФ О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАПа об однородных правонарушениях, понимается правонарушение, имеющее единый родовой объект.

• Вовлечение несовершеннолетнего к совершению правонарушения.

• Совершение правонарушения группой лиц.

• Совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах.

• Совершение правонарушения в состоянии опьянения.

Уполномоченный субъект на применение административного наказания может не признавать указанные обстоятельства отягчающими в зависимости от характера правона-рушения. Уполномоченные субъекты не могут назначать административные наказания, не предусмотренные КоАПом или законами субъектов РФ, а также ниже низшего предела. При установлении малозначительности совершенного административного правонарушения виновное лицо может быть освобождено от административной ответственности, ограничивается устным замечанием.

Малозначительное административное правонарушение – действие или бездействие формально содержащее признаки состава, но с учетом характера правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых правоотношений.

Важное значение при назначении административных наказаний играют сроки давности, в пределах которых допускается привлечение правонарушителя к административной ответственности. Давность привлечения определяется определенными периодами времени. Выделяются общий и специальный сроки привлечения. По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 2-ух месяцев со дня его совершения. Указанный срок не распространяется на нарушение законодательства об экспортном контроле, таможенного, патентного законодательства, антимонопольного и т. д., когда для них установлен годичный срок давности. Как правила его исчисления начинаются со дня совершения правонарушения. Если правонарушения носят длящийся характер, начинают исчисляться со дня обнаружения правонарушения сроки. Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение отдельных правил антимонопольного законодательства начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства. При отказе в возбуждении уголовного дела или его прекращения, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении. При применении дисквалификации учитывается то, что она может быть применена к лицу не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, при длящемся – одного года со дня его обнаружения.

В административно-правовой литературе отмечается, что сроки давности привлече-ния к ответственности исчисляются по общим правилам исчисления сроков: со дня, сле-дующего за днем совершения или обнаружения правонарушения. Если правонарушения совершается в форме бездействия срок исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Допускается приостановление течения срока давности. Это возможно в случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу, о рассмотрении дела по месту его жительства. В этом случае срок давности приостанавливается с момента удовлетворения данного заявления до момента поступления материалов дела субъекту, уполномоченному рассматривать дело по месту жительства правонарушителя. Срок, в течении которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, составляет 1 год со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Повторное совершение административного правонарушения в указанный период (состояния административной наказанности) при совершении может повлечь назначение более сурового административного наказания. При применении административного наказания, исчисляемого определенным сроком, день окончания исполнения наказания указывается в постановлении о его назначении. Судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении ущерба одновременно с назначением административного наказания самостоятельно решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Если наказание назначается иным субъектом, то есть не судьей, возмещение имущественного ущерба осуществляется исключительно в судебном порядке в соответствии с гражданским судопроизводством. До недавнего времени квалифицирующими признаками, позволяющими отграничить административное правонарушения от преступления, служили повторность, неоднократность, систематичность совершения административных правонарушений при условии назначения за них административных наказаний, то есть впервые совершенное правонарушение влекло административную ответственность, а повторное – уголовную, предусмотренную уголовным законом, поэтому в УК до 1996 года содержалось значительное количество составов преступлений с так называемой административной преюдицией. Однако УК 1996 года более не содержит таких составов, следовательно в указанном смысле административную преюдицию на сегодняшний день законодатель полностью исключает. В рамках процессуальных актов, например, в ст. 169 АПК РФ, появились тенденции распространения общей процессуальной преюдициальности на рассмотрении дел об административных правонарушениях. В этом смысле преюдиция рассматривается как предрешенность некоторых фактов, которые не нужно доказывать. ВАС в одном из своих постановлений отмечает: «Преюдициальное значение имеют факты, установленные решениями судов первой инстанции, а также постановлениями апелляционной и надзорной инстанций, которыми приняты решения по существу дела. Факты, установленные по ранее установленному делу, не доказываются вновь при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица». Если в этом деле участвуют другие лица, для них эти факты не имеют преюдициального значения и уста-навливаются на общих основаниях.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...