Производство по делам об административных правонарушениях
Административное производство – это нормативно урегулированный порядок со-вершения процессуальных действий, обеспечивающий законное и объективное расследо-вание, рассмотрение и разрешение конкретных индивидуальных административных дел, задачей которых является установление истинности конкретного факта. Задачами произ-водства являются: • Всесторонность. • Полнота. • Объективность. • Своевременность выяснения обстоятельств каждого дела. Рассмотрение дел должно основываться на следующих принципах: • Законности. • Равенства правонарушителей перед законом. • Презумпции невиновности. • Гласности. • Родного языка. Административное производство классифицируется в зависимости от: • Компетенции. • Способа разрешения дела: o Индивидуально. o Коллективно. • Объекта (оглавление КоАП). • Видов административных наказаний. • Видов исполнительного производства. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: • Отсутствие события административного правонарушения. • Отсутствие состава административного правонарушения (4 элемента). • Действия лица в состоянии крайней необходимости. • Издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания. • Отмена закона, установившего административную ответственность. • Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. • Наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий ли-цом, в отношении которого ведется производство по делу, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу, либо наличия постановления о возбуждении уголовного дела.
Участниками производства являются: 1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, - оно вправе знако-миться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, за-являть ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью и т. д. 2. Потерпевший - физическое или юридическое лицо, которым причинен физиче-ский, имущественный или моральный вред. 3. Законные представители физического лица – осуществляют защиту прав и за-конных интересов лица, в отношении которого ведется производство по делу, или потерпевшего, являющегося несовершеннолетним либо в силу своего состо-яния лишенного возможности самостоятельно реализовывать свои права. 4. Законные представители юридического лица – руководители или полномочные представители. 5. Защитник в отношении физического лица и представитель в отношении юриди-ческого лица. 6. Свидетель – лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подле-жащие восстановлению. Права: • Свидетель вправе не свидетельствовать против себя самого, супруга и близ-ких родственников. • Свидетель вправе давать показания на родном языке или языке, которым владеет. • Бесплатно пользоваться помощью переводчика. • Делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол. • При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста 14-ти лет обязательно присутствие педагога или психолога. В необходимых слу-чаях опрос проводится в присутствии законного представителя. 7. Понятой – любое лицо, не заинтересованное в исходе дела. Их должно быть не менее 2-ух. 8. Специалист – может быть сотрудник университета. 9. Эксперт – аттестованное соответствующим образом лицо, имеющее статус экс-перта.
10. Переводчик. 11. Прокурор – имеет право возбуждать производство по делу, участвовать в рас-смотрении дел и приносить протест на постановление по делу, а также совер-шать иные действия. Выделяются основные стадии (этапы) производства по делам об административных правонарушениях: • Возбуждение дела и административного расследования. • Разрешение дела. • Исполнение постановлений по делу. Как правило каждой стадии соответствуют определенные этапы, например, стадия возбуждения дела включает: предварительную проверку, принятие решения о возбужде-нии дела, применения мер обеспечения по производству и расследования. Указанная ста-дия обеспечивает решение следующих задач: • Установление поводов. • И основания для возбуждения административного производства. Поводами к возбуждению дела являются: • Непосредственное обнаружение к уполномоченным субъектам достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. • Поступившие из правоохранительных органов, а так же из других государствен-ных или муниципальных органов, общественных объединений, материалы со-держащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. • Сообщения и заявления физических и юридических лиц в СМИ содержащие данные, указывающие на наличие события правонарушения. • Фиксация административного правонарушения в области дорожного движения специальными техническими средствами. • Подтверждения содержащихся в сообщении или заявлении собственника транс-портного средства данных о том, что в отдельных случаях транспортное сред-ство находилось во владении или пользовании другого лица. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента: 1. Составления протокола, осмотра места совершения административного право-нарушения. По общему правилу, протокол составляется немедленно после выяв-ления совершения административного правонарушения. 2. Составление первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу. 3. Составление протокола об административном правонарушении. В КоАПе уста-новлен перечень лиц и виды правонарушений в отношении которых они упол-номочены составлять протокол. В протоколе указываются: дата и место его со-ставления, должность, ФИО составившего протокол, сведения о лице в отноше-нии которого он составлен, в частности его ФИО, адрес, адреса свидетелей и потерпевших (если имеются), место время и события правонарушения, статья за-кона устанавливающая административную ответственность за данный вид пра-вонарушения, объяснение физического лица или законного представителя юри-дического лица, в отношении которого возбужденно дело и иные сведения. Протокол подписывается должностным лицом его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которого возбужденно дело. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, либо данных о физических и юридических лицах, протокол об административном правонарушении составляется в течении 2-х суток с момента его выявления.
4. Вынесение прокурором постановления о возбуждении дела, вынесение опреде-ления судьей о возбуждении дела, при необходимости проведения администра-тивного расследования. 5. Вынесение постановления по делу об административном правонарушении, в случае назначения административного наказания, без составления протокола. Административное расследования – совокупность процессуальных действий, осу-ществление которых необходимо для получения дополнительных сведений и материалов, необходимых для правильного разрешения вопроса о возбуждении дела об администра-тивном правонарушении. Указанная стадия (расследования) имеет 7 этапов: 1. Принятие решение о проведении административного расследования. 2. Установление обстоятельств дела. 3. Приостановление административного расследования. 4. Процессуальное оформление его результатов. 5. Направление протокола об административном правонарушении на рассмотрение компетентного органа. 6. Дополнительное расследование. 7. Повторное направление материалов дела для рассмотрения.
Административное расследование может проводиться только в тех случаях, когда необходимо после выявления правонарушения проведение экспертизы, иных процессу-альных действия продолжительных по времени. Решение о возбуждении дела и проведе-нии расследования принимает должностное лицо уполномоченное составлять протоколы. Административное расследование не может проводиться в сроки более чем 1 месяц с мо-мента возбуждения дела, в исключительных случаях указанный срок может быть продлен. По окончанию составляется протокол или отказывается в возбуждении дела. Назначение первой стадии сводится к тому, что уполномоченные субъекты осуществляют установле-ние неочевидных обстоятельств дела. Вторая стадия непосредственно связана с деятель-ностью уполномоченных субъектов на рассмотрение дела. Условно ее можно подразде-лить на подготовку к рассмотрению дела (относится ли данное дело к компетенции субъ-екта, имеются ли основания для отказа в производстве, достаточность материалов, а также наличие отводов и ходатайств). По результатам рассмотрения дела выносится определе-ние: 1. О передаче дела уполномоченному субъекту. 2. О придаче дела по подведомственности, если выяснено что рассмотрение дела не относится к компетенции судьи должностного лица. 3. Исполнение постановления завершающая стадия и на ней осуществляется реа-лизация административного наказания, выделяется 2 этапа: • Обращение. • Непосредственное исполнение. Производство по исполнению может быть выполнено добровольно и принудительно. Постановление подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу и является обязательным для исполнения всеми субъектами. Если постановление по делу не было обжаловано или опротестовано, оно наполняется уполномоченному субъекту к исполнению в течении 3-х суток, со дня его вступления в законную силу. При наличии обстоятельств, в следствии которых исполнение постановления о назначении наказания в виде административного ареста, лишения специального права или административного штрафа невозможно, в установленные сроки субъект вынесший такое постановление может отсрочить его исполнение на срок до 1 месяца. С учетом материального положения лица, уплата штрафа может быть рассрочена судьей, должностным лицом, органом вынесшим постановление на срок до 3-х месяцев. Субъект, вынесший постановление может приостановить его исполнение, в случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление до его рассмотрения. О приостановлении выносится определение, которое не медленно направляется субъектам исполнения. Исполнение подлежит прекращению в следующих случаях:
• Амнистия. • Отмена или признание утратившими силу закона или его положения устанавли-вающих ответственность за содеянное. • Смерти лица привлеченного к административной ответственности. • Истечение сроков давности исполнения постановления (1 год). • Отмена постановления. • Вынесение постановления о прекращении исполнения. Факультативная стадия также выделяется пересмотр постановлений и решений, включает следующие этапы: • Определение субъекта, которому подается жалоба. • Подача жалобы или принесение протеста. • Подготовка к рассмотрению жалобы, протеста. • Их непосредственное рассмотрение. • Решение по протесту, жалобе и его оглашение. • Пересмотр решения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|