Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Комментарии. ГЛОССАРИЙ




Комментарии

130. Халил-Султан б. Мираншах (807/1405 до 812/1409) — внук Амира Тимура, для которого он образовал государство, включив в него Грузию, Армению и Арран. Однако Халил-Султан, участвуя в последнем походе Тимура на Китай, этим не воспользовался и, будучи популярен среди войска, захватил Самарканд. Был низложен сыном Тимура Шахрухом (807/1405 — 850/1447 гг. ) — Бартольд, Место прикаспийских областей, с. 745; Босворт, Мусульманские династии, с. 217.

131. Агриман (Ахримап) — имя бога зла и властителя дивов в древней религии зороастризме.

132. Коран, II, 151(150).

133. Шайа — поселение около 8 миль к юго-востоку от Леха, на правом берегу Инда. Выше селения на холме находилась резиденция правителей Ладаха (Росс, с. 460, прим. 1).

134. Сут (Сот) — группа деревень, обычно называемых Каргил; Сут, возможно, другое название Каргил (Росс, с. 462, прим. 1).

135. Коран, II, 150(155).

136. Коран, II, 151(156).

137. Таганак — пункт на р. Йарканд (Таканак — на карте), ниже Кулан-улди (Росс, с. 464, прим. 1).

138. Вахан — историческая область по обоим берегам верхнего Пянджа и его притоков между Ваханскнм хребтом и Гиндукушем.

139. “Бустан” — известное сочинение, принадлежащее перу знаменитого персидского поэта Шейха Муслихаддин-и Са'ади-йи Ширази (ум. в 690/1291 г. ) — СВР, т. II, с. 83, № 934 и сл. ).

140. Сам Мирза б. Шах Исма'ил Сефеви (род. в 923/1517 — ум. в 984/1576 г. ) известен в истории в основном как поэт и историк литературы — его перу принадлежат жизнеописания и антология персидских поэтов “Тухфа-йи Сами” (“Самов подарок”), написанный в 957/1550 г. и представляющий собой ценный источник. (СВР, т. I, с. 128, № 308; Рипка Ян, История с. 334).

141. Мир Ходжа-йи калан — Бабур постоянно упоминает его в своих “Воспоминаниях” и пишет о нем как о близком ему и доверенном человеке. (Бабур-наме, с. 163, 254 и др. ).

142. Анвари — тахаллус выдающегося мастера панегириков Аухададдин 'Али б. Вахпдадднн Мухаммад б. Исхак Анвари (род. около 1126 г. в Абиварде; год смерти примерный — 1169). Жил и творил при дворе Сельджукида Санджара (511/1118 — 552/1157) — Рипка Ян, История, с. 195 и сл.

143. Шир хан Сур (род. прим. в 1472 или 1486 г. ), первоначальное имя Фарид — афганский вождь из южного Бихара, успешно боролся с Хумайуном, ему даже удалось изгнать его на время из Индии. После победы над Хумайуном Шир хан короновался на царство, основав династию Суридов; годы его правления — 947/1540 — 952/1545 гг. (История Индии, с. 215 и сл.; Босворт, Мусульманские династии, с. 244).

144. Рохтас — сильная крепость в Пенджабе, построенная Шир ханом (История Индии, с. 217).

145. Так во всех списках и в переводе Росса (с. 470) — по-видимому, непонятое или испорченное переписчиками Буксара (Баксара) — решающее сражение между Хумайуном и Шир ханом произошло у Чаусы близ Буксары 27 июля 1539 года. (История Индии, с. 216).

146. Коран, IV, 142(143).

147. Точная дата этого события — 27 июля 1539 года. (История Индии, с. 216).

148. Кафа — средневековый город на южном побережье Крымского полуострова — ныне Феодосия. (Бартольд, Кафа, с. 453 и сл. ).

149. День Ашура — день траура (10 мухаррама) по шиитскому имаму ал-Хусайну, погибшему в сражении при Кербела 10 октября 680 г. (Ислам, Энциклопедический словарь, с. 33).

150. Коран, LХХХIХ, 22(21).

151. Шах Хусайн Аргун — третий и последний представитель династии Аргунов; правил с 1524 по 1554 г. (Росс, с. 483, прим. 2).

152. Область Сирхинд находилась в наследственном владении семьи афганских военачальников династии Лоди. (История Индии в средние века, с 271; Бабур-наме, с. 316).

153. Саранг — здесь имя собственное (упоминается еще раз в тексте на л. 318а). Султан Саранг — глава такхаров, горных племен Пенджаба, примкнувших к Бабуру и ставших его союзниками, чтобы избавиться от ига Даулат хана, наместника Лахора. (История Индии в средние века, с. 382; Росс, с. 479, прим. 1).

154. Чак и Макри — два влиятельных дома в Кашмире, начиная с середины XIV столетия с начала правления первых исламских султанов (Шах Мир) соперничество которых было причиной наибольших беспорядков. (Росс, с. 482, прим. 1).

155. Наушахр — селение у подножия холмов Раджаори (Росс, с. 483, прим. 1).

156. Коран, III, 25(26).

157. Андаркул — по мнению Илайеса правильное произношение “Индракот” и находилось это место, по-видимому, недалеко от современной Барамулы. (Росс, с. 485, прим. 2).

158. Коран, LXI, 13(13).

159. Коран, II, 250(249).

160. Коран, ХХХШ, 22(22).

161. Хронограмма дает 938 год, что расходится с упомянутым выше самим автором 948 годом (л. 320 6).

ГЛОССАРИЙ

Авмак (аймак, омак) — восточно-тюркское слово, имеющее примерно одинаковое значение со словом “иль” и чаще встречающееся в тюркских диалектах. Первоначально оба слова означали “племя”, но позже употреблялись и для обозначения больших племенных союзов как политических объединений.

Ансары (мн. ч. от “насир” — арабск. “помощник”) — сподвижники Мухаммада, а именно жители Ясриба (Медины), поддержавшие Мухаммада после хиджры и предоставившие убежище ему и другим мусульманам, переселившимся из Мекки — мухаджирам

Арк — цитадель, крепость.

Асхабы — сподвижники Мухаммада (см. ансары).

Атабек — наставник, опекун наследных принцев.

Аталик — букв., “заступивший место отца”, высшее должностное лицо при наследнике престола.

Ахтачи — одна из десяти учрежденных Чингиз ханом придворных должностей “заведующего поставок овец”; у Рашидаддина то же самое лицо именуется конюшим придворных табунов.

Бадж — дань, а также дорожная пошлина (в XVI — XVIII вв. известная также под словом “рахдари”).

Бакавул — придворная должность стольника, следившего за исправным состоянием государевой кухни.

Бахадур — со времен Чингиз хана один из титулов феодализированной военно-кочевой знати; употреблялся и в первоначальном исконном значении — “богатырь”, “герой”.

Бахши — термин многозначен. Одинаково прилагался как к уйгурским писцам, находившихся при дворе Тимуридов вплоть до последних представителен этой династии, так и к буддийским монахам.

Берат — документ, выдававшийся ханом сборщикам налогов и дававший право на сбор с населения установленного количества налога в пользу казны.

Вакф — недвижимое имущество или иная собственность, завещанные на богоугодные и благотворительные дела.

Вилайат — административная единица; область, в которой имелся правитель — хаким, назначавшийся главой государства.

Газ (гяз) — мера длины, приблизительно равная 90 см.

Газават — священная война за мусульманскую веру.

Гази — воин, сражавшийся за мусульманскую веру, участник газавата (см. газават).

Газ-и мата — мера измерения длины материи.

Гиджак — народный смычковый инструмент с тремя, четырьмя и семью струнами.

Гулам — название воина личной гвардии халифа, а также местных владетелей на Востоке. Гвардия в основном формировалась из купленных рабов (гуламов).

Гураган — от монг. слова “зять”; так называл себя Тимур и некоторые из его потомков, породнившиеся, следуя его примеру, с домом Чингиз хана.

Гурхан — титул правителя кара-китаев.

Гушаки — угол комнати, отгороженный материей, куда в день свадьбы усаживали жениха и невесту.

Даруга — правитель, ханский наместник в городе; в обязанности даруги входило общее управление, наблюдение за правильным поступлением налогов и исполнением повинностей. В XV — XVI вв. термин “даруга” употреблялся в более широком значении — правитель, управляющий, заведующий вообще.

Дастархан — обеденная скатерть, низкий обеденный стол.

Дервиш — общин термин для обозначения члена суфийского братства, синоним термина суфий. Дервиши делились на две большие группы: бродячие, постоянно странствовавшие, жившие в обители под руководством “святого старца” (шайх пир), или дома, которые занимались своими делами, но были обязаны отправлять особые молитвы братства и присутствовать на общем зикре в обители.

Дехкане — в тот период этот термин означал собственника земли, и мелкого и крупного.

Джанпа — название кочевого населения Тибета.

Джариб — единица измерения земельной площади, в средневековом Иране различная для разных местностей. По Хамдаллаху Казвини — 2 900 м 2.

Джете — букв, “разбойник”, “скиталец”. Пренебрежительное название моголов Чагатаями, осевшими в Мавераннахре, за то, что те сохраняли кочевой, “варварский”, “разбойничий” образ жизни.

Джизна — подушная подать с иноверцев в мусульманских государствах.

Джубба — верхняя одежда, халат.

Диван — термин, заимствованный у сасанндской Персии, для обозначения счетоводства и канцелярии. Слово “диван” употреблялось также в значении собрания документов, которые удостоверяли права отдельных родов или категорий лиц на содержание из казны. Диван — также собрание стихотворений какого-либо поэта.

Диванхана — помещение, где размещался диван. Диваны располагались обыкновенно в здании, где жил государь.

Динар — название монеты, претерпевшей эволюцию от золотой (примерно до XIV в. ) и серебряной до медной (с конца XV в. ). Золотой динар содержал в среднем 4, 25 гр. золота.

Дирхем — серебряная монета и мера веса.

Дутар — старинный двухструнный музыкальный инструмент.

Закат — налог с имущества, взимаемый, согласно шариату, в пользу бедных.

Зикр — в обычной молитве верующих зикр — многократное поминание Аллаха. Суфийские братства создавали свой ритуал зикра.

Зиндан — тюрьма, представлявшая собой обычно глубокую яму, вырытую в земле.

Икта — “отрезок”, “надел” — система земельных пожалований служилой военно-феодальной знати.

Имам — духовный руководитель, глава мусульманской общины, а также почетное прозвище видных религиозных авторитетов, руководителей крупных общин, основателей религиозных направлений, толков и школ.

Инша — сборники писем, представлявших образцы эпистолярной прозы.

Ислими — название орнамента, основанного на соединении вьюнка и спирали. Канонизированная орнаментальная форма — растительные и геометрические арабески.

Ихрам — одеяние, надеваемое при входе в пределы Каабы в Мекке — кусок материи, которым паломник обертывает свое тело.

Йангалик — обычай, когда брат женился на жене своего умершего брата. Этот обычай наблюдал и Скрайн, совершивший поезку в Синьцзян в 1921 — 1924 гг.

Йулпа — название оседлого населения Тибета.

Ка'аба — главная святыня ислама, здание в центре двора мекканской ал-Масджид ал-Харам.

Казакование — словом “казак” в Центральной Азии в XV в. называли как мятежных претендентов на престол, которые во главе своих сторонников вели жизнь искателей приключений, так и отряды кочевников, отделившихся от своих государей и находившихся с ними в состоянии войны.

Каландар — бродячий и нищенствующий дервиш, исполнявший минимум религиозных предписаний. Синонимом термина “Каландар” в Центральной Азии служило слово “дервиш”.

Канун — струнный музыкальный инструмент.

Караунас (“метис”) — пренебрежительное название моголами осевших в Мавераннахре Чагатаев после распада улуса Чагатая за смешение их с местным оседлым населением и утрату кочевых традиций.

Касаба — селение, район. В раннем средневековье в Центральной Азии это слово употреблялось для обозначения админстративных центров округов.

Кедхуда — хозяин дома (“кед” — “дом”).

Кибла — направление к Мекке, сторона, в которую мусульмане обращаются при молитве.

Кинтар — мера веса, приблизительно равная 45 кг.

Кукалдаш (кукилташ) — молочный брат. Кукалдаши весьма почитались и часто приравнивались к ближайшим родичам хана, позднее кукалдаш был одной из близких к хану должностей.

Курултай — съезд, совещание наиболее влиятельных представителей правящего дома и феодальных группировок по вопросам первостепенной государственной важности.

Курул — термин, которым обозначали ханское кладбище в качестве запретного места. В монгольскую эпоху в Центральной Азии словом “курук” обозначалось все заповедное и запрещенное, куда был закрыт доступ посторонним — дворец государя, его гарем, участки земли, составлявшие частную собственность. Ныне им обозначают заповедники.

Курух — мера измерения расстояния, равная одной третьей части фарсанга, приблизительно около 2 км.

Куфи — вид почерка арабского письма.

Кушун туг — войсковое знамя.

Мазар — мавзолей и место погребения; гробница, могила.

Мал — в качестве налогового термина употреблялся в двух значениях: налог вообще и поземельная подать (синоним хараджа).

Ман андижанский — мера веса. Как указывает сам автор, один андижанский ман состоял из 64 чариков, а один чарик — из 400 мискалей. Один мискал равен 4, 6 гр. Следовательно, андижанский ман равен, по подсчетам, 117, 760 кг.

Медресе — высшее мусульманское учебное заведение.

Мил-и шар'и — шариатский мил, равен 4000 шагам.

Мискал — мера веса, равная 4, 6 гр.

Михраб — ниша во внутренней стене мечети, указывающая направление на Мекку.

Муамма — логогриф.

Муджтахид — ученый-богослов, имевший право выносить самостоятельные решения по важнейшим вопросам фикха.

Мулазим — букв, “неизменно находившийся при ком-либо”; низший служитель, исполнявший различные поручения при крупном должностном лице.

Муршид — духовный наставник у суфиев.

Мухтасиб — должностное лицо, важнейшая функция которого — контроль за торгово-ремесленной деятельностью и поведением людей в общественных местах.

Мюрид — последователь, ученик суфийского шейха.

Нагара — вид музыкального инструмента, литавры.

Наиб — заместитель, наместник.

Най — флейта.

Намаз — молитва.

Насх — название почерка в арабском письме.

Нуйан, нуйаны — феодал; термин по значению соответствует арабскому “эмир” и тюркскому “бек”.

Пир — духовный наставник, глава суфийского ордена.

Рабат — первоначально укрепленное место на границе мусульманских владений, куда стекались “борцы за веру”, впоследствии небольшие укрепления и даже караван-сараи.

Ра'ийаты — податное сословие, т. е. оседлое земледельческое население, а также низшие и средние слои горожан.

Риджал ал-Аллах (“люди Аллаха”) — суфии, дервиши.

Руд — музыкальный инструмент.

Саз — струнный щипковый музыкальный инструмент.

Сетар — струнный музыкальный инструмент.

Суйургал — удел, даваемый государем в потомственное владение своим вассалам, феодальное пожалование, дар, подарок.

Сульс — вид почерка арабского письма.

Сунна — постановления и предписания Мухаммада, его действия и слова, сохраненные в преданиях и служащие руководством для мусульман-суннитов.

Такбир — провозглашение формулы “Аллаху акбар” (“Аллах велик”).

Тарикат — путь духовного совершенствования суфия.

Тугра — турецкий термин для обозначения печати, заимствован персидской бюрократической системой.

Туман (основное значение — десять тысяч) — в качестве термина употреблялся в значении крупной войсковой части, которая в свою очередь подразделялась на хазаре (тысяча), сада (сотня) и даха (десяток). Позже на этой основе возникло административное деление территории на туманы — округа, с которых вербовались десять тысяч (обычно менее) воинов, либо взимались налоги на содержание такого их количества.

Туман туг — т. е. знамя десятитысячного войска.

Тура — название уложения Чингиз хана; закон, обычай, обычное право.

Уд — струнный музыкальный инструмент.

Улемы — богословы.

Улус — коллектив или группировка, составлявшие, как правило, этно-политическое целое; улусы у кочевников выделялись в удел представителям правившей династии.

Улусбеги — должность правителя улуса.

Фарсах — мера измерения расстояния, равная 6 — 7 км.

Фатиха — название первой суры Корана.

Фетва — юридическое заключение муфтия, основанное на шариате.

Фидаи — букв, “жертвующий жизнью” — представитель одной из шиитских сект (исмаилиты), широко использовавшей в практике политической борьбы террор.

Хадж — паломничество в Мекку.

Хакан — верховный правитель, глава тюркских племен.

Халифа — преемник, заместитель. У суфиев наместник пира или ишана в определенной местности.

Ханака — обитель дервишей.

Харадж — натуральный поземельный налог, доходивший иногда до 2 /3 урожая.

Харвар — тяжесть, поднимаемая одним ослом.

Хафиз — человек, знающий и читающий наизусть весь Коран.

Хачирбар — тяжесть, поднимаемая одним мулом.

Хирка — власяница; обычная одежда дервиша.

Хутба — проповедь, которая произносится во время пятничной молитвы, праздников жертвоприношения и в особых случаях.

Чанг — старинный струнный музыкальный инструмент, напоминающий арфу.

Шагирдпиша — термин, обозначал представителей служилого сословия без чинов и званий, находившихся в услужении для разных мелких поручений при военно-административных чинах (правителях областей и т. п. ), которые за усердную службу получали звания и переходили в сословие чиновных лиц (амалдаран).

Шариат — мусульманское право.

Шииты — общее название разных группировок мусульман, признающих 'Али б. Аби Талиба и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Мухаммада.

Шустман — роспись, осуществляемая двумя способами: кончиком кисточки (дамшуи) и всей кистью плашмя (мийаншу).

Юрт — территория кочевого племени.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...