Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 8.  Ранние представления о конфликтах.




Вопрос 5. Функции политической конфликтологии.

Социальная функция (от лат. /ипсйо — исполнение, назначение) — это роль, которую выполняет тот или иной элемент социальной (политической) системы в обществе или социальной общности. Например, функция института семьи заключается в том, чтобы регулировать брачно-семейные отношения в обществе; функция политических институтов — управление социальными и политическими отношениями. Следовательно, функция политической конфликтологии — исследовать, выявлять, предупреждать и разрешать социальные (политические) конфликты.

Основные функции политической конфликтологии. 1.

Познавательная. Это определенный способ познания (изучения) природы политического конфликта, его структуры и закономерностей развития в целях предупреждения, разрешения политического конфликта и управления им. 2.

Диагностическая. Проводится анализ (мониторинг) социальной (политической) реальности с целью выявления потенциальных конфликтов и анализ конфликтной ситуации с целью ее разрешения. 3.

Прогностическая. Вырабатываются научно обоснованные прогнозы о тенденциях (перспективах) развития политических противоречий и предупреждения возможных негативных явлений. 4.

Организационно-технологическая. Создаются технологии и организационные структуры для предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций в политической сфере. 5.

Управленческая. Конфликтологические исследования используются для разработки и принятия управленческих решений.

Инструментальная. Проявляется в совершенствовании имеющихся и разработке новых методов исследования социальных (политических) конфликтов. 7.

Идеологическая. Состоит в использовании конфликтологических знаний и результатов исследования в интересах общества, социальной общности, правящего класса. 8.

Прагматическая (прикладная). Теоретические и прикладные методы конфликтологии используются для решения возникающих в обществе противоречий.

Вопрос 8.  Ранние представления о конфликтах.

Конфуций (Кун Цзы, 551—479 до н. э.) — знаменитый философ и педагог Китая, один из основателей философско-этической концепции политики. В основе его политического учения лежали принципы строгого порядка, основанного не столько на законодательных актах, сколько на моральных нормах. Стабильность в обществе и порядок в государстве, по мнению Конфуция, могут быть обеспечены лишь при строгом соблюдении каждым своих прав и обязанностей.

Идеи добродетели, справедливости и гуманности — важнейшие в этическом учении Конфуция. Он считал, что интересы государства не должны противоречить интересам народа и что всякое насилие над человеком неминуемо вызовет в нем столь же сильное противодействие. По его мнению, богатство государства измеряется богатством его подданных, и нельзя допускать чрезмерного имущественного неравенства, которое чревато общественными потрясениями.

Гераклит (конец VI — начало V в. до н. э.) — древнегреческий философ-диалектик, высказавший идею непрерывно происходящих изменений («все течет, все изменяется»), считал, что изменения происходят через борьбу противоположностей — «все происходит через борьбу и по необходимости».

Сократ (469—347 до н. э.) — древнегреческий философ, принципиальный сторонник законности и моральной политики. Он первым в истории сформулировал идею разрешения возникающих между индивидом и государством конфликтов посредством договорных отношений. Так, если гражданин, достигший совершеннолетия, не согласен с действующими в государстве порядками, то он вправе покинуть пределы государства со всем своим имуществом. Но остающиеся граждане должны выполнять все веления государства и его органов.

Платон (427—347 до н. э.) — выдающийся древнегреческий философ, один из величайших мыслителей в истории человечества. Основу его учения об обществе и государстве составили диалоги «Государство», «Политика», «Законы».

Развивая идеи Сократа о различных формах государственного устройства, Платон выделяет такие неправильные формы власти, как: тимократия (власть честолюбцев), олигархия, демократия и тирания. К правильным формам он относит монархию и аристократию.

Как противоположность этим формам Платон выдвигает и описывает теорию идеального государства, согласно которой власть в идеальном государстве должна принадлежать философам, так как только им доступны истинные знания и добродетель. Второй социальный слой в идеальном государстве составляют стражи и воины, охраняющие государство. Третий слой — крестьяне и ремесленники, обеспечивающие материальный достаток государства. При этом каждый должен заниматься своим делом, тогда все в государстве преисполнятся «благополучием и радостью».

По мнению Платона, люди, находящиеся у власти, должны подчиняться законам даже с большей готовностью, чем те, кто подчиняется этой власти. Власть деспота развращает и поработителей, и порабощенных. Поэтому борьба с деспотизмом — первейшая задача людей.

Аристотель (384—322 до н. э.) — выдающийся древнегреческий философ, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Свои основные социально-политические взгляды он изложил в работе «Политика». По его мнению, началом политики является этика, поэтому она должна быть добродетельной и справедливой. «Политическая справедливость» рассматривается как всеобщее благо, но она возможна только между свободными и равными людьми (не рабами).

Аристотель одним из первых в научной теории предпринял попытку описания социальной структуры реального общества. Он делил общество на три сословия: высшее, среднее и низшее. При этом в качестве важнейших источников возникающих в обществе конфликтов и распрей Аристотель называл имущественное неравенство людей и неравенство получаемых ими почестей. Он был противником чрезмерной концентрации богатства в руках олигархов и считал, что они всегда стремятся узурпировать власть и деньги. Также он был против чрезмерной нищеты, ибо она ведет к восстаниям из-за передела собственности. Источником социальной стабильности Аристотель считал людей среднего достатка: чем больше таких людей в обществе, тем более стабильно оно развивается. А политическую стабильность в идеальном государстве должны обеспечивать правильные законы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...