Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 28. Насилие и конфликт.




Насилие можно рассматривать как один из древнейших и наиболее примитивных способов разрешения социальных конфликтов. Вся история человечества представляет собой череду насильственных действий, направленных на уничтожение и порабощение одних индивидов и социальных групп другими.

По мнению П. Шихирева, историю развития социальных конфликтов и применяемых в них форм насилия можно разделить на три основных этапа. Первый связан с применением прямого физического насилия. Первобытный человек стремился уничтожить другого индивида или группу, если они мешали ему жить. В период рабовладения человек дошел до понимания того, что более выгодно не убивать противника, а заставлять его работать на себя. Второй этап — политический. Суть его заключается в доминировании одних социальных групп над другими. На этом этапе действует принцип «согласись, а то убью». Третий, экономический этап основан на широком взаимовыгодном социальном обмене. Главный принцип взаимодействия на этом этапе — «дай это, а я тебе дам то». Параллельно этим трем способам разрешения социальных конфликтов (физическому, политическому, экономическому) формировались идеологические и моральные принципы взаимодействия людей на основании этнических, религиозных, социокультурных и правовых норм.

Однако развитие мировой цивилизации не избавило человечество от массового насилия и войн. XX век побил все мыслимые и немыслимые рекорды по числу жертв насилия. Только в двух мировых войнах погибло свыше 70 млн человек, а в различных локальных конфликтах — еще около 30 млн. Насчитываются десятки миллионов жертв преступлений против личности.

Исследователи проблемы отмечают, что в настоящее время происходит эскалация насилия в большинстве стран мира, а терроризм как одна из наиболее радикальных его форм стал реальной угрозой для всего человечества. Особенно тревожная тенденция роста насилия наблюдается в современном российском обществе. В последние годы Россию буквально захлестнула волна насилия. Оно проникло во псе сферы нашей жизни и стало универсальным средством в разрешении различного рода конфликтов, в том числе и политических. Заказные убийства, криминальные разборки, взрывы жилых домов, бандитизм, захваты заложников, похищение людей, физическое устранение конкурентов, вымогательство — это лишь наиболее жестокие и явные формы физического насилия, воздействию которых подвергается все больше граждан в нашей стране. В обществе культивируются обычаи и традиции криминального мира, идеология насилия проникает в массовое сознание, насилие становится обыденным, повседневным явлением.

По количеству самоубийств на сто тысяч жителей Россия находится на втором месте в мире. Ежегодно примерно 60 тысяч россиян заканчивают жизнь самоубийством, около 35 тысяч гибнут на дорогах, примерно 40 тысяч умирают от поддельного алкоголя, около 50 тысяч пропадают без вести.

Правящий класс посредствам СМИ пытается приукрасить (скрыть) довольно мрачную картину нарастающего насилия в обществе, но это ему не удается. В октябре 2006 г. Россию (и не только ее) потрясли сразу три громких заказных убийства, которые с полным основанием можно назвать политическими. Их жертвами стали: заместитель главы Центробанка Андрей Козлов, журналист-международник Анна Политковская, кандидат в мэры г. Дальнегорска (Приморский край) Дмитрий Фатьянов.

Что же такое насилие, какова его суть и в чем особенности политического насилия? Попытаемся разобраться в этих вопросах.

В узком смысле насилие ассоциируется с нанесением человеку физических или моральных травм. В широком смысле под насилием понимается любой ущерб (физический, моральный, психологический, идеологический и другие), наносимый человеку, или любые формы принуждения в отношении других индивидов и социальных групп.

В основе насилия лежит стремление людей к господству и доминированию над другими, а также борьба за жизненные ресурсы, в том числе и за власть. Следствием насилия могут быть физические и психические травмы (побои, увечья, смерть, боль, страх, горе, унижение достоинства, стрессы и т. д.).

По мнению А. В. Дмитриева и И. Ю. Залысина, при исследовании политического насилия необходимо рассматривать «преимущественно физическое принуждение, осуществляемое в процессе властвования», «поскольку в противном случае трудно ограничить предмет рассмотрения». Приведенная точка зрения имеет серьезные основания, так как выявить и определить меру таких видов насилия, как психологическое, структурное, культурное, идеологическое и другие, весьма сложно. Но все эти (и иные) виды насилия могут «входить» в политическое насилие. Поэтому, на наш взгляд, их также необходимо учитывать при исследовании политического насилия.

Типология насилия весьма обширна и многообразна. Можно классифицировать насилие по видам причиняемого ущерба, например физическое и психологическое насилие; по формам насильственного взаимодействия (убийство, террор, изнасилование и т. д.); по субъектам конфликтного взаимодействия (насилие в межличностных, межгрупповых, межгосударственных и иных конфликтах). Крайними формами проявления насилия являются различного рода войны, геноцид, террор, массовые убийства людей.

 

Вопрос 29. Особенности политического конфликта.

В понимании особенностей политического конфликта у исследователей существуют разные (частично совпадающие) точки зрения. Проанализировав и обобщив различные варианты особенностей политического конфликта, предлагаем свой вариант, на наш взгляд, наиболее существенных из них. 1.

Публичность и открытый характер проявления противоборства сторон. Реальная политика — это сфера разрешения противоречий между большими социальными группами. Поэтому политический конфликт предполагает апелляцию сторон к самим социальным группам и к широкой общественности. Кроме того, привлечение повышенного внимания к решаемым проблемам (объекту) придает субъектам конфликта дополнительную значимость и способствует накоплению ими политического капитала. 2.

Всеобщая значимость. Политический конфликт непосредственно или опосредованно затрагивает интересы больших сопи- альных групп, социальных слоев, классов, общества в целом. Поэтому субъекты политического конфликта (политические организации, институты элиты и отдельные лидеры) всегда выступают от имени определенной социальной общности (социального слоя, класса, этноса, группы интересов, всего общества). 3.

Обусловленность властью (властными отношениями). Основным (интегральным) объектом в политическом конфликте является политическая власть. В качестве предмета политического конфликта могут выступать властные полномочия, способы и результаты реализации власти. Причинами политических конфликтов могут быть противоречия, возникающие как в политической сфере, так и в других сферах общества, но трансформировавшиеся в политическое противоборство в отношении к власти. Политическую власть также называют «специфическим ресурсом», которому нет «справедливого эквивалента, как бы велика ни была предлагаемая взамен сумма»72. 4.

Идеологический характер мотивации конфликта. Политический конфликт, как правило, имеет определенные идеологические основания. Политическая идеология представляет собой духовное образование, специально предназначенное для целевой и идейной ориентации политического поведения граждан. Она выполняет функции организации, идентификации и мобилизации субъектов и участников политического конфликта. Политическая идеология, как правило, воплощается в программу непосредственной политической борьбы со своими специфическими целями, задачами и способами захвата власти. 5.

Институциональная организованность субъектов конфликта. Чтобы реально претендовать на власть и властные полномочия в обществе или на международной арене, субъект политического конфликта должен быть организационно оформленным, т. е. представлять собой общественную организацию, политическую партию, государственный институт или являться легитимным представителем этих органов. 6.

«Символическая» идентификация. Существенную роль в идентификации, организации и мобилизации масс в политическом конфликте играют идеологические символы, поэтому их тоже можно причислить к его особенностям. Например, основным символом пролетарской революции считается красное знамя-, на президентских выборах в Украине (конец 2004 — начало 2005 г.) проправительственный блок во главе с В. Януковичем в качестве своего символа выбрал синий цвет, а оппозиция во главе с В. Ющенко — оранжевый. Символы используются как способ и средство самоидентификации и противоставления сторон в политическом конфликте. 7.

Конфликт взаимных намерений сторон в политическом конфликте. Так, если на обычном рынке конкурируют и конфликтуют реальные товары и услуги, то на политическом предлагаемая продукция (идеи, лозунги, программы, заявления), как правило, носит символический характер. Конкурирующие и конфликтующие стороны предлагают «товары» и «услуги», которые не поддаются адекватной оценке, их нельзя взвесить или попробовать на вкус. В политическом конфликте на первый план выходит не качество самого товара, а эффективность его рекламирования — политические РЯ-технологии, политический маркетинг. Так, например, первая чеченская война (1994—1996 гг.) во многом была проиграна федеральными войсками из-за плохо организованной РГ1-кампании.

8.

Наличие легитимных лидеров. Важную роль в политическом конфликте играют политические лидеры. Политическое противостояние, как правило, трансформируется в противостояние политических лидеров, а сами лидеры нередко становятся символами политического движения и гарантами выполнения данных обещаний. В условиях политического рынка, когда приходится оперировать символической продукцией, от личностных качеств и популярности политического лидера во многом зависит исход политического конфликта. Поэтому противники стремятся любыми (законными и незаконными) способами дискредитировать не столько идеи и программы оппонента, сколько носителя и гаранта этих идей — «поражать не только идеи, но и саму личность противника»73. Так, в предвыборной кампании 1999 г. против таких политических лидеров, как Е. Примаков и Ю. Лужков, были применены самые безнравственные технологии. 9.

Правовые коллизии политического конфликта. Институционализация политического конфликта является одним из важнейших условий его урегулирования и разрешения, и в этом плане он во многом схож с юридическим конфликтом. Однако если для урегулирования юридического конфликта (юридической составляющей политического конфликта) предполагается привлечение узкого круга юристов-профессионалов, то противоборствующие стороны политического конфликта стремятся заручиться поддержкой (вовлечь в конфликт) максимально возможного количества «непосвященных».

Здесь, по сути, речь идет о соотношении (столкновении) таких понятий и явлений, как законность и легитимность: первая апеллирует к юридическим нормам права; вторая — к социальной (политической) справедливости. 10.

Односторонняя «законность» насилия. Особенностью политического конфликта является также то, что применение насилия считается законным только со стороны правящего режима. В иных случаях оно воспринимается как девиация и преследуется законом. Однако в режимных политических конфликтах оппозиционная сторона может игнорировать существующие правила политической борьбы, требовать их изменения, действовать незаконными методами, подстрекать широкие слои населения к массовым выступлениям и неповиновению властям. В этой борьбе законность и незаконность носят взаимопереходящий характер. Незаконные действия оппозиции в случае ее победы приобретают законность, а законные действия потерпевшей поражение правящей элиты становятся незаконными. Примером манипулирования законностью может служить революция 1917 г. в России. 11.

Национальные и социокультурные особенности политического конфликта. История и повседневная практика показывают, что в разработке теории политического конфликта и в практическом ее применении необходимо учитывать «местные» и «временные» особенности. Так, например, попытка ускоренной реформации всей бывшей социалистической политической системы по западному образцу привели Россию к трагическим последствиям; попытки внедрения разработанного на Западе сценария «цветной революции» в таких странах, как Белоруссия, Узбекистан, Казахстан, не имели успеха. В Сербии, Грузии, Украине сценарий цветных революций был осуществлен, но ее результаты для народов этих стран оказались далекими от ожидаемых.

Итак, политические события, в том числе и конфликты, всегда имеют свою национальную, социокультурную, «цивилизационную» специфику. Разные страны отличаются друг от друга в выборе политических режимов, по-разному совершают революции, разными путями идут к решению своих политических конфликтов74. 12.

Возможность трагических последствий. Широкомасштабный политический конфликт способен до основания разрушить политическую и социальную структуру общества и ввергнуть страну в пучину «смутного времени», что не раз случалось в истории России. Мировые войны приводят к гибели десятков миллионов людей, колоссальным разрушениям и материальным затратам. Наличие ядерного оружия и других средств массового уничтожения в случае их применения может привести к глобальной мировой катастрофе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...