Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Построение ранжированного и интервального рядов распределения по одному факторному признаку

Курсовая работа

По дисциплине: «Статистика»

На тему: Статистико-экономический анализ эффективности производства молока по совокупности районов Калужской области (на примере Думиничского района)

 

Калуга, 2008


Оглавление

 

Введение

Глава 1. Использование метода группировок в исследовании эффективности производства молока

 1.1 Построение ранжированного и интервального рядов распределения по одному факторному признаку

 1.2 Анализ типических групп по показателям

Глава 2. Статистико-экономический анализ основных показателей выборочной совокупности

2.1 Комбинированная группировка по двум факторным признакам

2.2 Индексный анализ

 2.3 Корреляционно – регрессионный анализ зависимости результативного показателя от факторных показателей

Глава 3. Статистический анализ динамических рядов (на примере Думиничского района)

3.1 Анализ рядов динамики

3.2 Выравнивание рядов динамики

3.3 Корреляционно-регрессионный анализ

3.4 Индексный анализ

Выводы

Список использованной литературы

Фишки

Ключ к фишкам

Приложение


ВВЕДЕНИЕ

 

Тема курсовой работы актуальна, потому что в настоящее время необходимо проводить анализы эффективности производства молока и другой сельскохозяйственной продукции, тем самым выявлять тенденции развития.

Целью курсовой работы является проведение статистико-экономического анализа эффективности производства молока по районам.

Предметом исследования данной курсовой работы является производство молока, а объектами исследования являются районы Калужской области.

Задачами являются:

- Построение ранжированного и интервального ряда распределения по одному признаку;

- Анализ типических группы;

- Проведение индексный анализ;

- Создание факторной группировки по двум признакам;

- Проведение корреляционно-регрессионный анализ;

- Оценка параметры полученного корреляционного уравнения;

- Проведение аналитических методов выравнивания рядов динамики;

В курсовой работе применяются такие методы как дедуктивный индуктивный, диалектический (развитие), статистический, анализа и синтеза, а также абстрактный, расчетно-конструктивные методы, эмпирический, монографический, метод индексов, метод группировок, средних величин, корреляционно-регрессионный анализ, дисперсионный анализ и ряды динамики.

В качестве источников литературы были использованы:

-учебники;

- учебные пособия;

- научная и методическая литература.


ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ГРУППИРОВОК В ИССЛЕДОВАНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА

Построение ранжированного и интервального рядов распределения по одному факторному признаку

 

Имеются данные статистического наблюдения средней цене реализации молока, рублей за центнер по районам Калужской области в 2006 году. Нужно выделить, используя метод статистических группировок, типические группы районов с различным соотношением этих показателей и установить основные причины этих различий.

Составим ранжированный ряд по этому признаку (табл.1.1).

 

Таблица 1.1 - Ранжированный ряд распределения цены реализации молока, руб./ц

Районы

Показатель

Районы

Показатель

1

Барятинский

531

13

Износковский

650

2

Ульяновский

538

14

Дзержинский

654

3

Мосальский

546

15

Сухинический

682

4

Бабынинский

555

16

Тарусский

691

5

Спас-Деминский

557

17

Боровский

703

6

Мещовский

586

18

Думиничский

717

7

Жиздринский

596

19

Малоярославский

771

8

Хвастовический

607

20

Ферзиковский

776

9

Юхновский

614

21

Перемышельский

777

10

Козельский

634

22

Жуковский

800

11

Людиновский

645

23

Медынский

804

12

Куйбышевский

647

 

 

Для большей наглядности изобразим ранжированный ряд графически, для этого построим график, в котором на оси абсцисс укажем районы в ранжированном ряду, а на оси ординат - величину группировочного признака (рис.1.1)


Рисунок 1.1 Огива Гальтона распределения цены реализации молока, руб./ц.

 

Проанализируем полученные данные. Как видно из графика, существуют явные различия между предприятиями по цене реализации молока, руб./ц., что, прежде всего можно объяснить тем, что направления производства данных предприятий часто различаются, соответственно, уровень производства и реализации также различен, также данный факт можно обосновать различием рынков сбыта продукции и удалённостью от центра. Размах колебаний составляет от первого до последнего района 273 руб./ц. Возрастание этого соотношения от района к району, происходит скачкообразно от 1 до 2 на 7 руб/ц., от 3 до 13 на 104 руб/ц., от 14 до 17 на 49 руб/ц., от 18 до 23 на 87 руб/ц.

Поскольку между районами различия небольшие, выделить их в типические группы на основании анализа ранжированного ряда в нашем случае невозможно. Поэтому далее необходимо построить интервальный ряд распределения районов с достаточно большим числом групп, оценить качественное состояние каждой группы путем построения промежуточно-аналитической группировки и перейти от нее к типическим группам.

Построим интервальный вариационный ряд распределения районов по цене реализации молока, руб./ц. Количество групп необходимое для построения группировки, вычислим по формуле Стержесса.

 

N=1+3,32*lgn                                                                                        (1.1)

 

где, N- Число групп;

n- Количество элементов в совокупности

 

N=1+3,32*lg 23= 1+3,32*1,36=5,512=5

 

Разделим всю совокупность районов на 6 групп, и найдем величину интервала по формуле:

 

H=(Xmax-Xmin)/n                                                                                     (1.2)

 

где, Xmax=804-максимальное значение признака в изучаемом ранжированном ряду (район №23);

 Xmin=531 - минимальное значение (район №1).

 Величина интервала составит:

 

H=(804-531)/5=54,6

 

Построим ряд распределения районов, при этой величине интервала, значение Xmin=531, тогда верхняя граница первой группы составит:

 

531+54,6=585,6; 585,6+54,6=640,2-верхняя граница второй группы и т.п.

 

Распределим организации по установленным группам и подсчитаем их число в каждой группе (табл.1.2).

 

Таблица 1.2 - Ряд распределения предприятий при величине интервала 54,6

№ группы Группы по средней цене реализации молока, ц. Число предприятий
I До 585,6 5
II 585,6 – 640,2 5
III 640,2 – 694,8 6
IV 694,8 – 749,4 2
V Выше 749, 4 5

 

Для наглядности изобразим интервальный ряд в виде гистограммы (рис.1.2).

 

Рисунок 1.2 Интервальный ряд распределения

 

Как видно из таблицы 1.2 и рисунка 1.2, распределение предприятий по группам не равномерно. Преобладают хозяйства с ценой реализацией молока руб./ц., лежащие в интервале I,II,III и V. т.е. в интервалах до 585,6;от 585,5 до 694,8 и 749,4 и выше руб./ц. В группы с более низкой ценой реализации молока входит меньше хозяйств.

Теперь покажем, какие районы входят в каждую группу (табл.1.3).

 

Таблица 1.3 - Распределение районов Калужской области по группам цены реализации молока, руб./ц.

Районы

группы

Районы

группы

1

Барятинский

I

 

13

Износковский

III

 

2

Ульяновский

14

Дзержинский

3

Мосальский

15

Сухиничский

4

Бабынинский

16

Тарусский

5

Спас-Деменский

17

Боровский

IV

 

6

Мещовский

II

 

18

Думиничский

7

Жиздринский

19

Малоярославецкий

V

 

8

Хвастовичский

20

Ферзиковский

9

Юхновский

21

Перемышльский

10

Козельский

22

Жуковский

11

Людиновский

III

23

Медынский

12

Куйбышевский

 

 

 

Анализ типических групп

 Аналитическая группировка проводится для изучения взаимосвязи между признаками, положенными в основание группировки, и признаками, используемыми для характеристики групп. Она позволяет оценить качественные особенности каждой группы интервального ряда, объединить однородные и малочисленные группы. Следует рассчитать средние абсолютные показатели: среднегодовое поголовье коров молочного стада, голов; валовый надой от коров молочного стада, ц.; количество работников в животноводстве, чел.; площадь с/х угодий, га.; количество реализованного молока, ц.; выручено всего от реализации молока, тыс.руб. Все данные запишем в табл.1.4.

 


Таблица 1.4 - Сводные данные по аналитическим группам

№ группы

Группы по цене реализации молока, руб./ц. Число районов Среднегодовое поголовье коров молочного стада, голов Валовый надой от коров молочного стада, ц Количество работников, занятых в с/х производстве, чел. Площадь с/х угодий, га. Количество реализованного молока, ц Выручено всего от реализованного молока, тыс.руб.

I

До 585,6

5

2016

41004

509

273300

30523

16705

II

585,6-640,2

5

7610

244859

1823

309400

211533

129786

III

640,2-694,8

6

6210

204590

2184

291800

173682

115513

IV

694,8-749,4

2

3362

145230

754

70400

70297

49446

V

Выше 749,4

5

13513 596758

3378

265600

531229

417844

итого

 

23

32711

1232441

8648

1210500

1017264

729294

 

Определим далее относительные показатели, которые необходимо рассчитать для выявления типических групп, результаты запишем в табл.1.5.(см. Приложение 1)

Проанализируем показатели, сопоставив их между собой и по группам, и решим вопрос об укрупнении групп. Судя по приведенным в таблице показателям видно, что I группа имеют низкие показатели, и поэтому мы можем обозначить ее как низшую типическую группу. II, III и   IV группы имеют показатели выше предыдущих, но они ниже показателей V группы. Поэтому мы их объединим и назовем средней типической группой.V группа имеет высокие показатели, поэтому ее мы назовем высшей типической группой.

Таким образом, в данной совокупности на основании анализа промежуточной аналитической группировки следует выделить три типические группы: низшую, в которую входят 5 районов; среднюю – 13 районов; высшую – 5 районов.

Отразим эти данные в таблице 1.6.

 


Таблица 1.6 - Показатели интенсификации

Название показателей

Типические группы

В среднем по совокупности

низшая

средняя

высшая

1. количество районов 5 13 5  
2. валовый надой на 1 корову, ц.

20,3

34,2

44,2

33,3

3. Валовый надой на 1 работника, занятого в с/х производстве, ц

80,6

124,5

176,7

126,3

4. Валовый надой на площадь с/х угодий, ц

0,2

1,0

2,2

1,1

5. Выручено на 100 га с/х угодий, тыс.руб.

6,1

45,2

157,3

61,1

6. Выручено на 1 корову, тыс.руб. 8,3 17,4 30,9 18,4
7.Выручено на 1 работника, занятого в с/х производстве, тыс.руб. 32,8 61,9 123,7 69,0
8. Количество коров на 1 работника, занятого в с/х производстве, гол 4,0 3,6 4,0 3,8
9. Количество коров на 100 га с/х угодий, гол 0,7 2,7 5,1 2,8
10. Количество реализованного молока на 1 работника, занятого в с/х производстве, ц 60,0 95,6 157,3 101,3
11. Количество реализованного молока на 1 корову, ц 15,1 26,8 39,3 27,0

 

Проанализируем показатели таблицы 1.6. Оценим распределение районов по типическим группам. Сопоставим одноименные показатели между группами. Сравним крайние группы. Валовый надой на 1 корову, ц. в III группе больше, чем в I 44,2-20,3=23,9 ц, или в 2,2 раза; валовый надой на 1 работника, ц на 176,7-80,6=96,1 ц, или в 2,2 раза; валовый надой на площадь с/х угодий, ц. на 2,2-0,2=2 ц или в 11 раз; выручка на 100 га с/х угодий, тыс.руб. на 157,3-6,1=151,2 тыс.руб. или в 25,8 раз; выручка на 1 корову, тыс. руб. на 30,9 – 8,3=22,6 тыс.руб. или в 3,7 раза.; выручка на 1 работника, тыс.руб. на 123,7- 32,8=90,9 или в 3,8 раза; количество коров на 1 работника, гол на 4,0-4,0=0 гол. или в 1 раз (т.е. не изменилось); количество коров на 100 га с/х угодий, гол. на 5,1-0,7=4,4 гол. или в 7,3 раза; количество реализованного молока на 1 работника, ц на 157,3-60,0=97,3 ц. или в 1,7 раза; количество реализованного молока на 1 корову, ц. на 39,3-15,1=24,2 ц. или в 2,6 раза.

Теперь сравним II и I типические группы.

Валовый надой на 1 корову, ц. во II группе больше, чем в I на 34,2-20,3=13,9 ц, или в 1,7 раза; валовый надой на 1 работника животноводства, ц на 124,5-80,6=43,9 ц, или в 1,5 раза; валовый надой на площадь с/х угодий, ц. на 1,0-0,2=0,8 ц или в 5 раз; выручка на 100 га с/х угодий, тыс.руб. на 45,2-6,1= 39,1 тыс.руб. или в 7,4 раза; выручка на 1 корову, тыс. руб. на 17,4-8,3=9,1 тыс.руб. или в 2,1 раза.; выручка на 1 работника животноводства, тыс.руб. на 61,9-32,8=29,1 тыс.руб. или в 1,9 раза; количество коров на 1 работника животноводства, гол на 3,6-4,0=-0,4 гол. или в 0,9 раз (т.е. уменьшилась); количество коров на 100 га с/х угодий, гол. на 2,7-0,7=2 гол. или в 3,9 раза; количество реализованного молока на 1 работника, ц на 95,6-60,0=35,6 ц. или в 1,6 раза; количество реализованного молока на 1 корову, ц. на 26,8-15,1=11,7 ц. или в 1,8 раза.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...