Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Теоретические аспекты формирования и развития диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи




Коррекционная работа по формированию диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Выполнил студент 62 группы

О.В. Комарова ____________ «__» ________ 20__г.

Специальность: Специальная дошкольная педагогика

Форма обучения: заочная

Научный руководитель: канд.пед.наук, доцент

Л.В. Ковригина___________ «__» ________ 20__г.

 

 

Новосибирск 2012


Оглавление

 

Введение 1

Глава 1. Теоретические аспекты формирования и развития диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи  6

Понятие диалог и различные подходы к изучению диалогической речи 6

Становление диалогической речи в онтогенезе   12

Становление и специфика формирования диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 18

Выводы по 1 главе: 33

Глава 2. Развитие диалогической речи у детей в детском саду и упражнения как способы формирования диалогической речи 36

Развитие диалогической речи у детей в детском саду  36

Система упражнений для обучения диалогической речи 40

Вывод по 2- ой главе 43

Глава 3. Исследование и выявление особенностей диалогической речи дошкольников 5-6 лет  45

Задачи, организация и методика исследования   45

Анализ результатов исследования    48

Коррекционная работа по формированию диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 58

Выводы по главе 3: 75

Заключение    78

Список литературы 81

Приложение  85


Введение

диалогическая речь коррекционный детский

Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения.

Диалогическая речь изучается многими науками: лингвистикой, психологией, педагогикой, психолингвистикой и др. Соответственно, много ученых занималось изучением данной проблемы: Якубинский Л. П., Бахтин М. М., Лисина М. М., Капитовская О. А., Плохотнюк М. Г. и многие другие. Будучи представителями разных наук, они изучали диалог с различных точек зрения.

Ряд ученых считают, что овладение элементарной диалогической речью первично по отношению к монологической. Навыки и умения диалогической речи являются основой овладения монологом. Этому помогает и связанность диалога: последовательность реплик, логико-смысловая связь отдельных высказываний между собой. В раннем возрасте формирование диалогической речи предшествует становлению монологической, а в дальнейшем работа по развитию этих двух форм протекает параллельно.

Рассматривая проблему изучения диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи можно отметить, что на сегодняшний день она мало изучена и недостаточно разработаны приемы формирования диалогической речи. Недостаточная разработанность данного аспекта обусловила выбор темы нашего исследования: «Коррекционная работа по формированию диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».

Изучение особенностей диалогической речи и разработка способов ее формирования определили актуальность данной темы.

Объект: диалогическая речь детей дошкольного возраста.

Предмет: условно-речевые и речевые упражнения как способы формирования диалогической речи.

Цель исследования: изучение коррекционной работы по формированию диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Гипотеза: поэтапное использование условно-речевых и речевых упражнений позволяет успешно корректировать развитие диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Задачи исследования:

исследовать степень разработанности в современной литературе проблемы изучения диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи;

рассмотреть особенности использования условно-речевых и речевых упражнений для формирования диалогической речи у дошкольников;

провести коррекционную работу по развитию диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Методы исследования:

.Теоретический (анализ литературы по проблеме исследования).

.Социолого-педагогический (изучение медико-педагогической документации, беседы с воспитателями и учителями).

.Экспериментальный (проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов).

.Статистический (качественная обработка данных).

База исследования: детский сад компенсирующего вида МДОУ д/с №25 г. Новосибирска и МДОУ детский сад № 27 г. Новосибирска. В эксперименте принимали участие дети старшей группы.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проблемы исследования, а так же в обосновании применения игр-драматизаций в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Практическая значимость: результаты данной работы можно использовать в работе логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов и родителей.

Структура, объем и содержание работы определены целью и задачами исследования. Дипломнаяработа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, состоящего из источников, приложения.

 


Глава 1. Теоретические аспекты формирования и развития диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...