Глава 1. Теоретические аспекты формирования и развития диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Стр 1 из 9Следующая ⇒ Коррекционная работа по формированию диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Выполнил студент 62 группы О.В. Комарова ____________ «__» ________ 20__г. Специальность: Специальная дошкольная педагогика Форма обучения: заочная Научный руководитель: канд.пед.наук, доцент Л.В. Ковригина___________ «__» ________ 20__г.
Новосибирск 2012 Оглавление
Введение 1 Глава 1. Теоретические аспекты формирования и развития диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 6 Понятие диалог и различные подходы к изучению диалогической речи 6 Становление диалогической речи в онтогенезе 12 Становление и специфика формирования диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 18 Выводы по 1 главе: 33 Глава 2. Развитие диалогической речи у детей в детском саду и упражнения как способы формирования диалогической речи 36 Развитие диалогической речи у детей в детском саду 36 Система упражнений для обучения диалогической речи 40 Вывод по 2- ой главе 43 Глава 3. Исследование и выявление особенностей диалогической речи дошкольников 5-6 лет 45 Задачи, организация и методика исследования 45 Анализ результатов исследования 48 Коррекционная работа по формированию диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 58 Выводы по главе 3: 75 Заключение 78 Список литературы 81 Приложение 85 Введение диалогическая речь коррекционный детский Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения. Диалогическая речь изучается многими науками: лингвистикой, психологией, педагогикой, психолингвистикой и др. Соответственно, много ученых занималось изучением данной проблемы: Якубинский Л. П., Бахтин М. М., Лисина М. М., Капитовская О. А., Плохотнюк М. Г. и многие другие. Будучи представителями разных наук, они изучали диалог с различных точек зрения. Ряд ученых считают, что овладение элементарной диалогической речью первично по отношению к монологической. Навыки и умения диалогической речи являются основой овладения монологом. Этому помогает и связанность диалога: последовательность реплик, логико-смысловая связь отдельных высказываний между собой. В раннем возрасте формирование диалогической речи предшествует становлению монологической, а в дальнейшем работа по развитию этих двух форм протекает параллельно. Рассматривая проблему изучения диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи можно отметить, что на сегодняшний день она мало изучена и недостаточно разработаны приемы формирования диалогической речи. Недостаточная разработанность данного аспекта обусловила выбор темы нашего исследования: «Коррекционная работа по формированию диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».
Изучение особенностей диалогической речи и разработка способов ее формирования определили актуальность данной темы. Объект: диалогическая речь детей дошкольного возраста. Предмет: условно-речевые и речевые упражнения как способы формирования диалогической речи. Цель исследования: изучение коррекционной работы по формированию диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Гипотеза: поэтапное использование условно-речевых и речевых упражнений позволяет успешно корректировать развитие диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Задачи исследования: исследовать степень разработанности в современной литературе проблемы изучения диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи; рассмотреть особенности использования условно-речевых и речевых упражнений для формирования диалогической речи у дошкольников; провести коррекционную работу по развитию диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Методы исследования: .Теоретический (анализ литературы по проблеме исследования). .Социолого-педагогический (изучение медико-педагогической документации, беседы с воспитателями и учителями). .Экспериментальный (проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов). .Статистический (качественная обработка данных). База исследования: детский сад компенсирующего вида МДОУ д/с №25 г. Новосибирска и МДОУ детский сад № 27 г. Новосибирска. В эксперименте принимали участие дети старшей группы. Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проблемы исследования, а так же в обосновании применения игр-драматизаций в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Практическая значимость: результаты данной работы можно использовать в работе логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов и родителей. Структура, объем и содержание работы определены целью и задачами исследования. Дипломнаяработа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, состоящего из источников, приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования и развития диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|