Анализ результатов исследования
Мы сравнили данные, полученные в ходе обследования диалога детей, и сделали выводы, которые представлены в таблице, а также в приложении. По данным эксперимента выявлено, что дети из обеих групп достаточно легко идут на контакт, дети отзывчивы и открыты. Анализируя полученные диалоги с точки зрения речевой деятельности, мы выделили следующие составляющие речевой деятельности и их особенности, характерные для данных групп: Тематичность - то есть соответствие реплик определенной теме. Рассматривая данный аспект можно выделить следующие особенности: реплики детей из контрольной группы больше соответствуют главной теме диалогов. А в экспериментальной группе встречаются диалоги, в которых тематичность не соблюдается: Выписка из протокола Данила Л. и Максима С. -пошли сюда, на горку…Нюша, иди сюда…Нюша, а что ты убежала?...Нюша, тебе, что рояль купили? пошли ко мне в гости смотри, какое диско у меня! смотри, какой у меня бильярд! что? Нюша, давай я тебя научу…танцор диско …ты же не умеешь! Нюша, посмотри на меня! Это может быть связано с тем, что не развито умение вступать в позицию говорящего и слушающего, либо с тем, что не могут выделить главную тему, либо легко отвлекаются: Выписка из протокола Сони Г.: Кораблик? Это не кораблик, это ручеек. Все девочки меня в группе обожают. За что? Хорошенькая. Повторяют за мной все.(далее рассказывает про свою бабушку) Давай еще кораблик нарисуем. Рассматривая реализацию и развитие главной мысли, можно отметить, что данные аспекты речевой деятельности более развиты у детей из контрольной группы: Выписка из протокола Салми С. и Ксюши Т: · Привет! · Привет! · Давай сходим куда-нибудь погулять.
· А куда? · Давай просто погуляем по улице · Ну, давай. · А какое у тебя сегодня настроение? · У меня сегодня настроение хорошее, веселое настроение! · Давай побегаем…(жестами изображают бег) · Идем покачаемся. · Давай, на качелях. · Клево гулять вместе! · Знаешь, я очень устала, я пойду домой. Хорошо? · Хорошо. Пока! · Пока. Тогда как детям из экспериментальной группы зачастую приходится помогать. Анализируя характер диалогов, отмечается преобладание репродуктивного характера в экспериментальной группе, это согласие во всем с лидером (особенно в диалогах с логопедом): Выписка из протокола Даши К. и Даши С.: - привет… - здра…привет (длительная пауза проследовала, нужно им примеры приводить, стимулировать их активность) - пойдем в гости ко мне…(жесты) - давай сходим … к тебе в гости… чай пить - заходи, Копатыч - давай В диалогах контрольной группы наблюдается реконструктивный (когда есть встречные предложения) характер диалога: Выписка из протокола Салми С. и Ксюши Т.: - рисуй по больше цветы. вот на этой стороне рисуй маленькие, а на этой - большие, хорошо? - хорошо - давай поменяемся местами, чтобы и мне было удобно (меняются) - Ксюша, дай мне или черный, или коричневый - ты что будешь рисовать? я нарисую травку повыше и по гуще, хорошо? нужно темнее цвет взять. Высокую травку нарисую…так, густо-густо, часто-часто…где-то выше, где-то ниже… Есть диалоги, где присутствуют не только одиночные встречные предложения, а они выдвигаются на протяжении всего диалога. Выписка из протокола Артема М. и Данила К.: -привет, Копатыч! - привет, Нюша! как поживаешь, Нюша? - хорошо, правда платье новое порвала - а как у тебя дела? - нормально. Тыкву сегодня посадил, а гусеница пришла и все съела! - пошли в гости - к кому? - к тебе, потом ко мне…(идут) - чем тебя угостить? у меня ничего нет - ну, дай хотя бы огурец…
- на ананасик - спасибо - пошли теперь ко мне в гости - пошли лучше к Барашу, у него всё есть. - нет, у него только стихи есть - а что у тебя есть? - конфеты -нет, от конфет у меня болят зубы - пошли на море купаться! - пошли! (жесты, обозначающие купание) - я устал, пойду домой, пока - пока! Творческий характер диалога не присутствует в диалогах ни экспериментальной, ни контрольной групп. Теперь рассмотрим полученные диалоги с точки зрения речевого поведения: 1. Особенности активности участника. Дети из контрольной группы более активны, заинтересованы. Как следствие и диалоги у них получаются длиннее, более информативные, с использованием различных видов реплик. Тогда как детей из экспериментальной группы необходимо сначала замотивировать, помочь в выборе темы (предлагая различные варианты), так же стимулировать во время диалога (повторяя вопросы, предыдущие реплики, задавая наводящие вопросы): Выписка из протокола Тахира Б.: - Каким цветом будет снег? - белым - что еще нарисуем? - Землю - Солнце какое? - Яркое - Что делает солнце весной? - Светит … ярко светит - А что мне можно нарисовать? В диалогах со сверстниками у детей из экспериментальной группы так же можно отметить пассивность, в большей степени одного из участников: Выписка из протокола Даши К. и Даши С.: - привет… - здра…привет (длительная пауза проследовала, нужно им примеры приводить, стимулировать их активность) - пойдем в гости ко мне…(жесты) - давай сходим … к тебе в гости… чай пить - заходи, Копатыч - давай - Копатыч, тебе какие игры нравятся? - шашки - идем, тогда поиграем… 2. Рассмотрим реакцию на участников диалога, отношение к партнеру по диалогу: Если партнер по диалогу - это сверстник, то можно отметить спокойное отношение. А в контрольной группе - положительные, доверительные отношения. Если же в качестве партнера по диалогу выступает взрослый, то можно отметить некоторый страх, робость, особенно это заметно в экспериментальной группе. Иногда можно отметить некоторое недоверие к партнеру, особенно когда была нацеленность на результат (совместное рисование картины за ограниченное время): Выписка из протокола Даши К. и Даши С.: - я не знаю, что нарисовать… я вначале слегка буду делать…
- я домик - домик? какой же (это) домик?... Даша, тогда рисуй будку лучше…а это, что дом называется? - бывают такие домики - рисуй будку лучше…а если мы не успеем…а если мы не успеем… - я нарисую цветочек - рисуй будку лучше…Даша, у нас должна (быть- пропущена) одна картина….такие домики вообще не бывают - бывают, …у нас такой на огороде - у нас нет -у нас на огороде такой - не обманываешь?...Даша красиво раскрашивай…м-м-м-м-м…я хочу скорей -я хочу успеть -дай, ну не мешай! - я машинку - это машинка что ли?... что же ещё нарисовать? - придумай что-нибудь - попробуй только мне помешай! - ты мне - ты мне - не успею…не успею…не успею - успею - дома ты не красиво рисуешь - я старый домик вообще-то рисую - значит, у вас на огороде нет такого дома?! - это старые времена - все - я все. 3. Особенности речевых высказываний (их длина, сложность, распространенность/нераспространенность): Экспериментальная группа не умеет развернуто отвечать на вопросы, хотя в диалоге зачастую используются короткие и лаконичные реплики, но у детей экспериментальной группы пропускались некоторые слова, от чего смысл сказанного искажался. Дети обеих групп используют вопросительные предложения, но в экспериментальной группе дети часто на поступающие вопросы не отвечают. В диалогах данного возраста (в обеих группах) часто встречаются просьбы, побуждения. В экспериментальной группе встречаются грамматические ошибки: Выписка из протокола Андрея К.: - у меня же много игров (повторялось неоднократно) Выписка из протокола Кирилла А. и Андрея К.: · что ты делаешь? · Играю с друзьями · В чего? · Вышибалы (пропущен предлог) Лексика детей экспериментальной группы близка к норме. Синтаксическое оформление предложений детей обеих групп схожее, только дети из экспериментальной группы больше используют простые нераспространенные предложения, не отражают причинно-следственых связей. Дети из контрольной группы давали достаточно полные ответы: Выписка из протокола Салми С. и Ксюши Т.:
· а какое у тебя сегодня настроение? · У меня сегодня хорошее, веселое настроение! В контрольной группе есть реплики-рассуждения: Выписка из протокола Димы К. и Аланы Х.: Д.: так, у нас ведь Пин рабочий. Я нарисую ему гаечный ключ, потому Дети из контрольной группы отвечают более распространенными предложениями, отражая и причинно-следственные связи, используя вводные слова («да, кстати», «значит…») . Особенности использования речевой этики (умение вступить в беседу, окончить беседу, поговорить): Речевой этикет знают дети обеих групп: приветствуют друг друга в начале диалога, прощаются в конце диалога (некоторые дети из экспериментальной группы забывают), а вот слово «спасибо» прозвучало только однажды в диалоге детей из контрольной группы. Умение вступить в беседу более развито у детей из контрольной группы, тогда как дети из экспериментальной группы не могут отойти от примеров, приведенных экспериментатором. Так, особенно в ходе озвучивания диалога между игрушками («смешариков») дети из экспериментальной группы затруднялись найти тему для разговора, приходилось приводить примеры, хотя все дети знают данных мультипликационных героев и многое способны про них рассказать. По данным обследования было выявлено что, дети экспериментальной группы для стимуляции собеседника на высказывание чаще используют вопросы, например: · что ты делаешь? Или · как дела? Также дети данной группы часто используют предложение, например: · пойдем ко мне в гости. Или · идем тогда поиграем. Дети экспериментальной группы не используют для стимуляции собеседника на высказывание просьбы и утверждения. Анализируя наиболее распространенные типы диалогических единств в данной группе, то можно выделить «вопрос-утверждение»: Выписка из протокола Андрея К. и Кирилла А.: · что ты делаешь? · Играю с друзьями. · В чего? · Вышибалы · Можно с вами? · Пошли. Рассматривая третий оцениваемый навык, можно сказать, что дети экспериментальной группы испытывают трудности в развертывании реплики-ответа до придания высказываниям характера беседы. Кроме этого в экспериментальной группе можно выделить еще важные особенности: в процессе ведения диалогов бывали очень длительные паузы, когда дети не знали, что еще сказать, зачастую им приходилось помогать, стимулировать их к деятельности. Не зная, что сказать дальше, дети из экспериментальной группы часто повторяют одну и ту же фразу (собственную или дублируют собеседника) для продолжения диалога, иногда, возможно, это связано с трудностями актуализации слов.
Выписка из протокола Андрея К. и Кирилла А.: · я пока заварю чай…мы попьем чай…будем чай · я вы…играл,…я выиграл · на нажимай дальше…и там будет дальше…игра · выиграл · игра…и всё…ты у всех прошёл уровни, значит, уровни… я пошел заварю чай. Выписка из протокола Даши К. и Даши С.: · попробуй только мне помешай · ты мне · ты мне · не успею…не успею… · успею Дети из экспериментальной группы испытывают также трудности при завершении диалога: часто диалог просто обрывается (не имеет конца): Выписка из протокола Даши К. и Даши С.: · а мне ещё ляпки нравятся · я в домике · нет, ты меня не заляпала,…догони меня, догони меня…я в домике была. (диалог завершился) Выписка из протокола Андрея К. и Кирилла А.: · ты скоро будешь? · Последний уровень · Да… пить чай (завершение диалога) 5. Особенности использования паралингвистических средств в диалоге (интонация, мимика, жесты, взгляды): Дети из экспериментальной группы чаще пользуются повествовательной и вопросительной интонацией, тогда как дети из контрольной группы используют также часто и восклицательную интонацию. Мимику и жесты дети из экспериментальной группы используют тогда, когда сложно выразить словами действия и признаки действия (когда их герои играли, купались и т.д.)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|