Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система упражнений для обучения диалогической речи




Диалогическая речь представляет собой сложную речевую деятельность, в которой речь одного из участников зависит от речевого поведения другого.

При обучении диалогической речи нужно развить следующие умения[12]:

1. Запросить информацию, уметь задать вопрос.

2. Ответить на вопрос собеседника.

.   Понять на основании догадки незнакомый элемент в реплике собеседника (или общий смысл реплики).

.   Употреблять необходимые выражения, установленные нормами литературно-разговорного стиля речи (клише) в пределах материала учебников.

.   Выразить суждение по поводу реплики собеседника, согласие, несогласие, благодарность, приветствие и т. д.

Трудности выполнения упражнений в диалогической речи:

1. необходимость распределения внимания между слушанием реплики собеседника и подготовкой собственной реплики;

2. ограниченность времени (при долгом обдумывании ответа диалог нарушается);

.   преодоление языковых трудностей при слушании высказывания собеседника и при построении собственного ответа;

.   необходимость догадываться о том, что может сказать собеседник;

.   упреждение собственной реплики (выбор слов, грамматических структур и т. п.).

Для развития умений диалогической речи большое значение имеют условно-речевые упражнения с разными опорами.

Условно речевые упражнения - упражнения, которые формируют и развивают речевые навыки; имеющие коммуникативную задачу. Основной признак этих упражнений - грамматические действия в них совершается под управлением учащихся, с помощью подсказок (план, вопрос).

а) имитативные - многократное прослушивание и проговаривание предъявленных грамматических образцов (например, краткие ответы на вопрос, согласие, подтверждение).

б) подстановочные - предполагают другое лексическое наполнение предложенной грамматической конструкции (возразить, помочь вспомнить).

в) трансформационные - учащиеся должны вспомнить и использовать названные в исходной грамматической структуре лексические единицы в нужной форме (высказывание по аналогии, расспрос).

г) репродуктивные - ученики сами выбирают, какую лексическую единицу употребить (свободный ответ на вопрос).

Основная цель условно-речевых упражнений применительно к обучению диалогу - овладение структурами вопроса, ответа, необходимых клише и умением переносить их в другие ситуации.

Упражнения с подсказкой учителя[9]:

1. Расширение и сужение высказывания. Цель этого упражнения - умение различать ключевые слова, «смысловые вехи» от второстепенных элементов, от деталей. Сужение высказывания имеет целью научить выделять основные факты, главное в высказывании - излагать мысль без лишних деталей.

. Комбинирование двух речевых образцов. Цель упражнения - овладевать умениями комбинирования языкового материала.

3. Формулировка вопроса при помощи картинки и с подсказкой.

.   Упражнения с опорой на образец:

.   Микробеседа. Это упражнение создает ситуацию естественного общения и, приближаясь к «скрытым» приемам, дает возможность запомнить аутентичную речь, а также помогает автоматизировать навыки грамматически правильной речи.

Упражнения с эквивалентными заменами. Наша мысль может выражаться различными средствами языка. Умение выражать по-разному одну и ту же мысль очень важно при овладении речевой деятельностью.

1. Упражнения с опорой на наглядность:

2. Ответы на вопросы по картинкам.

.   Составление диалога, пользуясь картинкой или серией картин.

С опорой на ситуацию:

1. С ограниченным языковым материалом.

2. Без ограничения материала

.   Созданную при помощи изображения на фланелеграфе (или рисунка, эпифильма, диафильма).

Хорошим переходом к подлинно речевым упражнениям будет управляемый воспитателем диалог. Подлинно речевые упражнения сводятся в основном к следующему:

1. диалог в парах, подготовленный в классе по ситуации, по плану;

2. драматизация прослушанного или прочитанного текста;

.   выполнение роли персонажа фильма при: выключенном звуке;

.   беседа по обсуждению прочитанного текста (групповая работа) с подготовкой и без нее; это упражнение подразумевает умения задавать вопросы, отвечать развернутыми репликами, выражать согласие или несогласие с мнением товарища.

Все эти упражнения имеют целью развитие умения переносить в новую ситуацию выученные слова и речевые образцы, что связано с осознанным конструированием, но не лишает речевое общение его коммуникативного характера, так как осознанные действия протекают в свернутом виде. Следует широко использовать естественные ситуации общения, связанные с жизнью и интересами дошкольников.

Вывод по 2- ой главе

 

Для формирования диалогической речи мы предлагаем использовать условно-речевые и речевые упражнения.

Условно-речевые упражнения - упражнения, имитирующие условия общения и имеющие опоры порождения высказывания

Условно-речевое упражнение предназначается для формирования речевых навыков, навыков общения. Поэтому оно имитируют общение. Один из собеседников (логопед-ребенок, ребенок-ребенок) высказывает какую-либо мысль, спрашивает о чем-либо, а другой - реагирует на нее своей репликой.

Условно-речевые упражнения называются так потому, что по характеру они - речевые, что создает в процессе формирования навыков условия общения, не отрывает автоматизацию от общения и говорения, не формализует ее; по своей организации, однако, они условны, специализируемый материал периодически повторяется в каждой реплике, что в обычном процессе общения нет.

Речевое упражнение - задание, направленное на формирование самостоятельного речевого произведения с учетом приобретенных речевых навыков и умений. Речевые упражнения проводятся для того, чтобы научить детей использовать подготовленные образцы в речевом синтезе, узнавать и понимать известные конструкции в разнообразном окружении.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...