Система упражнений для обучения диалогической речи
Диалогическая речь представляет собой сложную речевую деятельность, в которой речь одного из участников зависит от речевого поведения другого. При обучении диалогической речи нужно развить следующие умения[12]: 1. Запросить информацию, уметь задать вопрос. 2. Ответить на вопрос собеседника. . Понять на основании догадки незнакомый элемент в реплике собеседника (или общий смысл реплики). . Употреблять необходимые выражения, установленные нормами литературно-разговорного стиля речи (клише) в пределах материала учебников. . Выразить суждение по поводу реплики собеседника, согласие, несогласие, благодарность, приветствие и т. д. Трудности выполнения упражнений в диалогической речи: 1. необходимость распределения внимания между слушанием реплики собеседника и подготовкой собственной реплики; 2. ограниченность времени (при долгом обдумывании ответа диалог нарушается); . преодоление языковых трудностей при слушании высказывания собеседника и при построении собственного ответа; . необходимость догадываться о том, что может сказать собеседник; . упреждение собственной реплики (выбор слов, грамматических структур и т. п.). Для развития умений диалогической речи большое значение имеют условно-речевые упражнения с разными опорами. Условно речевые упражнения - упражнения, которые формируют и развивают речевые навыки; имеющие коммуникативную задачу. Основной признак этих упражнений - грамматические действия в них совершается под управлением учащихся, с помощью подсказок (план, вопрос). а) имитативные - многократное прослушивание и проговаривание предъявленных грамматических образцов (например, краткие ответы на вопрос, согласие, подтверждение).
б) подстановочные - предполагают другое лексическое наполнение предложенной грамматической конструкции (возразить, помочь вспомнить). в) трансформационные - учащиеся должны вспомнить и использовать названные в исходной грамматической структуре лексические единицы в нужной форме (высказывание по аналогии, расспрос). г) репродуктивные - ученики сами выбирают, какую лексическую единицу употребить (свободный ответ на вопрос). Основная цель условно-речевых упражнений применительно к обучению диалогу - овладение структурами вопроса, ответа, необходимых клише и умением переносить их в другие ситуации. Упражнения с подсказкой учителя[9]: 1. Расширение и сужение высказывания. Цель этого упражнения - умение различать ключевые слова, «смысловые вехи» от второстепенных элементов, от деталей. Сужение высказывания имеет целью научить выделять основные факты, главное в высказывании - излагать мысль без лишних деталей. . Комбинирование двух речевых образцов. Цель упражнения - овладевать умениями комбинирования языкового материала. 3. Формулировка вопроса при помощи картинки и с подсказкой. . Упражнения с опорой на образец: . Микробеседа. Это упражнение создает ситуацию естественного общения и, приближаясь к «скрытым» приемам, дает возможность запомнить аутентичную речь, а также помогает автоматизировать навыки грамматически правильной речи. Упражнения с эквивалентными заменами. Наша мысль может выражаться различными средствами языка. Умение выражать по-разному одну и ту же мысль очень важно при овладении речевой деятельностью. 1. Упражнения с опорой на наглядность: 2. Ответы на вопросы по картинкам. . Составление диалога, пользуясь картинкой или серией картин. С опорой на ситуацию: 1. С ограниченным языковым материалом. 2. Без ограничения материала
. Созданную при помощи изображения на фланелеграфе (или рисунка, эпифильма, диафильма). Хорошим переходом к подлинно речевым упражнениям будет управляемый воспитателем диалог. Подлинно речевые упражнения сводятся в основном к следующему: 1. диалог в парах, подготовленный в классе по ситуации, по плану; 2. драматизация прослушанного или прочитанного текста; . выполнение роли персонажа фильма при: выключенном звуке; . беседа по обсуждению прочитанного текста (групповая работа) с подготовкой и без нее; это упражнение подразумевает умения задавать вопросы, отвечать развернутыми репликами, выражать согласие или несогласие с мнением товарища. Все эти упражнения имеют целью развитие умения переносить в новую ситуацию выученные слова и речевые образцы, что связано с осознанным конструированием, но не лишает речевое общение его коммуникативного характера, так как осознанные действия протекают в свернутом виде. Следует широко использовать естественные ситуации общения, связанные с жизнью и интересами дошкольников. Вывод по 2- ой главе
Для формирования диалогической речи мы предлагаем использовать условно-речевые и речевые упражнения. Условно-речевые упражнения - упражнения, имитирующие условия общения и имеющие опоры порождения высказывания Условно-речевое упражнение предназначается для формирования речевых навыков, навыков общения. Поэтому оно имитируют общение. Один из собеседников (логопед-ребенок, ребенок-ребенок) высказывает какую-либо мысль, спрашивает о чем-либо, а другой - реагирует на нее своей репликой. Условно-речевые упражнения называются так потому, что по характеру они - речевые, что создает в процессе формирования навыков условия общения, не отрывает автоматизацию от общения и говорения, не формализует ее; по своей организации, однако, они условны, специализируемый материал периодически повторяется в каждой реплике, что в обычном процессе общения нет. Речевое упражнение - задание, направленное на формирование самостоятельного речевого произведения с учетом приобретенных речевых навыков и умений. Речевые упражнения проводятся для того, чтобы научить детей использовать подготовленные образцы в речевом синтезе, узнавать и понимать известные конструкции в разнообразном окружении.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|