Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Третий этап - это этап совершенствования усвоенных навыков.




На этом этапе обучения при решении проблемной коммуникативной задачи использовались сюжетно-ролевые игры, неподготовленные диалоги с взрослыми и сверстниками. Сюжетно-ролевая игра отвечает потребности детей воплотить в жизнь собственные замыслы, выразить свои переживания. В процессе игры они переходят от реализации хорошо усвоенных сюжетов к самостоятельному построению новых. Кроме того, в совместной игре неизбежно сталкиваются индивидуальные замыслы, которые потом необходимо согласовывать для создания единого, общего плана. Наиболее эффективным способом согласования замыслов можно назвать попеременное пошаговое планирование. Причем дети обязательно должны осознать расхождение собственных замыслов с замыслами партнеров. В сюжетно-ролевых отношениях такой игры актуализируются ролевая и комментирующая речь, а в отношениях, возникающих по поводу ее организации, - оценивающая, корректирующая и планирующая функции речи (Н.А. Короткова). Такие особенности позволяют использовать сюжетно-ролевую игру как средство для закрепления навыков диалогического общения. Естественная речь порождается не необходимостью, а потребностью ребенка. Развитию навыков диалога способствует и организованный в отделении детский театр. При подготовке тематических представлений ребята в неформальной обстановке активно общаются и друг с другом, и с персоналом. При соблюдении взрослыми правил диалогического общения создаются условия для совершенствования коммуникативных умений и навыков детей.

Сюжетно-ролевой игре предшествовала лексическая работа, беседа на заданную тему: следовало описание места действия, персонажей, их профессиональных действий.

Мы закрепляли навыки диалогического общения с помощью следующих сюжетно-ролевых игр:

 


 

Таблица 3.1.

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Задачи: развивать интерес и уважение к благородной профессии врача. Помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре.

Роли Ролевые действия
Главный врач Принимает на работу медицинских работников. Организует работу, контролирует, беседует с больными.
Врач-специалист Принимает пациента, выслушивает, прослушивает, назначает лечение. Даёт советы. Выдаёт больничный лист.
Медсестра Выполняет назначения врача. Беседует с больными. Моет инструменты.
Санитарка Убирает медицинский кабинет (моет пол, протирает пыль)
Регистратор Записывает больных на приём. Выдаёт талон на приём и медицинскую карту.
Пациент Приходит на приём к врачу с талоном и мед. картой. Рассказывает, показывает что болит. Выполняет все советы, назначения врача.

 

Таблица 3.2

Построение ролевого диалога

  Главный врач Медсестра Пациент
Врач-специалист Организует работу. Контролирует. Снабжает медикаментами и оборудованием Выполняет указания, назначения врача. Помогает врачу. Приходит на приём с жалобами. Просит назначить лечение. Благодарит.
Санитарка Контролирует работу. Организует работу Принимает улов. Раскладывает улов в ящики, упаковывает. Контролирует работу рыбаков
Регистратор Организует работу. Контролирует Приносит мед. карты больных из регистратуры Записывается на приём к врачу.

 


 

Таблица 3.3.

Сюжетно-ролевая игра «Шофёры»

Задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей

Роли Ролевые действия
Шофёр Ведёт машину, рулит, подаёт сигнал, устраняет неполадки, делает остановки, объявляет их.
Пассажир Покупает билет, выходит на остановках, соблюдает правила поведения в общественном транспорте, сидит.
Бензозаправщик Заливает в машину бензин, берёт деньги, пробивает чек
Милиционер Регулирует движение, штрафует водителя за нарушение, делает замечания шофёру, пассажиру
Водитель др. машины Перевозит груз, рулит, ведёт машину.

 

Таблица 3.4

Построение ролевого диалога

  диспетчер Шофёр другой машины Пассажир
Шофёр Даёт указания об отправлении машины. Объявляет маршрут. Контролирует Оказывает взаимопомощь. Берёт на буксир. Спрашивает о том, на какой остановке выйти. Просит остановить машину
Пассажир Посылает контролёров Пересаживает на другую машину. Беседует о поездке. Уступают место. Общаются.
Бензозаправщик   Устанавливает очередь. Оказывает помощь в заправке.  
Милиционер   Выполняет указания работников милиции. Платит штраф Соблюдает правила дорожного движения, поведения. Подчиняется указаниям

 


 

Таблица 3.5.

Сюжетно-ролевая игра «Лётчики»

Задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей

Роли Ролевые действия
1 Пилот Командир экипажа управляет самолётом во время полёта, руководит действиями членов экипажа
2 пилот Дублирует действия 1 пилота
Пассажир Покупает билет, выходит на остановках, соблюдает правила поведения во время полёта, сидит.
Стюардесса Обслуживает пассажиров и экипаж (подаёт воду, чай, кофе). Следит за состоянием пассажиров

После проведения целого комплекса работ, в которые включали занятия, игры, индивидуальная работа, была проведена повторная итоговая диагностика. В качестве итогового обследования была использована сюжетно-ролевая игра «В магазине».

 

Таблица 3.6

Сюжетно-ролевая игра «В магазине»

Задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей

Роли Ролевые действия
Зав. магазином Подбирает товары для магазина (продовольственные и промышленные); руководит разгрузкой и погрузкой товара, выдаёт товар в разные отделы продавцам.
Охранник Следит за общественным порядком, делает замечания, проверяет содержимое больших сумок.
Продавцы продтоваров и промтоваров Получает товар по своему профилю, раскладывает на витрине, обслуживает покупателя (берёт деньги, выдаёт сдачу, чек, товар)
Покупатели Покупают нужный им товар, оплачивают покупку, складывают покупки в сумку, соблюдают правила поведения в общественных местах.

Таблица 3.7

Построение ролевого диалога

  Покупатели Охранник Продавцы
Заведующий магазином   Приветствует. Оказывает помощь Распределяет товар по отделам, выдаёт зарплату.
Продавцы Советуют приобрести какой-либо товар (рекламируют), говорят о наличии- отсутствии товара, стоимости Обращается с просьбой охранять товар во время обеденного перерыва Общаются между собой о количестве проданных товаров, их качестве
Покупатели Занимают очередь, советуют друг другу какой-либо товар Следит за общественным порядком, делает замечания, проверяет содержимое больших сумок. Рассказывает о качестве предлагаемых товаров, рекламируют их, советуют что купить

 

Результаты данного обследования показали, что в экспериментальной группе улучшились показатели как речевой деятельности, так и речевого поведения (в диалоге). Тогда как в контрольной группе результаты изменились незначительно.

Так в речевой деятельности значительно улучшились тематичность, т.е. соответствие реплик определенной теме.

Характер диалога: ранее преобладал репродуктивный - это проявлялось как согласие во всем с лидером, то последнее обследование показало, что преобладает реконструктивный характер - есть встречные предложения. У некоторых детей можно даже отметить творческий.

Речевое поведение тоже значительно изменилось.

Дети из экспериментальной группы стали более активными участниками. Отношение к партнеру по диалогу у них так же изменилось: пропал страх, недоверие, преобладает положительное, спокойное отношение.

Особенности речевых высказываний также изменились в лучшую сторону: отсутствуют повторы, высказывания стали сложнее.

Обучающий эксперимент дал положительный результат и в плане использования речевого этикета: дети из экспериментальной группы стали лучше вступать в беседу, завершать ее.

Диалоги экспериментальной группы стали более интонированными, мимика и жесты использовались обеими группами почти на одном уровне.

Выводы по главе 3

 

1. Проанализировав полученные диалоги, можно сказать, что у детей из контрольной группы диалогическая речь более развита, чем у детей из экспериментальной группы. Что видно при рассмотрении как речевой деятельности, так и речевого поведения. Реплики детей из контрольной группы больше соответствуют главной теме диалогов. А в экспериментальной группе встречаются диалоги, в которых тематичность не соблюдается. Рассматривая реализацию и развитие главной мысли, можно отметить, что данные аспекты речевой деятельности более развиты у детей из контрольной группы. Анализируя характер диалогов, отмечается преобладание репродуктивного характера в экспериментальной группе, это согласие во всем с лидером (особенно в диалогах с логопедом). Особенности активности участника: дети из контрольной группы более активны, заинтересованы. Как следствие и диалоги у них получаются длиннее, более информативные, с использованием различных видов реплик.

2. Рассматривая реакцию на участников диалога, отношение к партнеру по диалогу можно отметить следующее: если партнер по диалогу - это сверстник, то можно отметить спокойное отношение. А в контрольной группе - положительные, доверительные отношения. Если же в качестве партнера по диалогу выступает взрослый, то можно отметить некоторый страх, робость, особенно это заметно в экспериментальной группе.

3. Экспериментальная группа не умеет развернуто отвечать на вопросы, хотя в диалоге зачастую используются короткие и лаконичные реплики, но у детей экспериментальной группы пропускались некоторые слова, от чего смысл сказанного искажался.

4. Исходя из результатов обследования, нами были разработаны приемы для развития диалогической речи. Группу с общим недоразвитием речи мы разделили на две равнозначные подгруппы: экспериментальную и контрольную, в каждой по пять человек.

.   Работу по формированию (развитию) диалогической речи мы разделили на 3 этапа:

- подготовительный этап. На данном этапе мы опирались на условно-речевые упражнения. Мы использовали следующие виды условно-речевых упражнений:

Имитативные упражнения.

Подстановочные упражнения.

Трансформационные упражнения.

Репродуктивные упражнения.

основной этап. На данном этапе мы занимались главным образом развитием диалогических умений и навыков используя уже речевые упражнения, направленные на формирование самостоятельного речевого произведения с учетом приобретенных речевых навыков и умений.

этап совершенствования усвоенных навыков. На данном этапе приобретенные ранее навыки и умения автоматизировались с помощью сюжетно-ролевых игр (таких как «Больница», «Шоферы», «Летчики»).

6. В результате нами было проведено итоговое обследование, которое показало, что в экспериментальной группе улучшились показатели как речевой деятельности, так и речевого поведения (в диалоге). Тогда как в контрольной группе результаты изменились незначительно.

7. Так в речевой деятельности значительно улучшились тематичность, т.е. соответствие реплик определенной теме. Характер диалога: ранее преобладал репродуктивный - это проявлялось как согласие во всем с лидером, то последнее обследование показало, что преобладает реконструктивный характер - есть встречные предложения. У некоторых детей можно даже отметить творческий.

.   Речевое поведение тоже значительно изменилось. Дети из экспериментальной группы стали более активными участниками. Отношение к партнеру по диалогу у них так же изменилось: пропал страх, недоверие, преобладает положительное, спокойное отношение. Особенности речевых высказываний также изменились в лучшую сторону: отсутствуют повторы, высказывания стали сложнее.

.   Обучающий эксперимент дал положительный результат и в плане использования речевого этикета: дети из экспериментальной группы стали лучше вступать в беседу, завершать ее. Диалоги экспериментальной группы стали более интонированными, мимика и жесты использовались обеими группами почти на одном уровне.

 


Заключение

 

В соответствии с задачами исследования, в дипломной работе был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, что позволило нам сделать следующие выводы:

В 1 главе мы попытались раскрыть понятие диалог и рассмотрели различные определения данного термина. В результате пришли к выводу, что однозначного понимания диалога не существует. Диалогическая речь активно изучается, поэтому появляются новые определения.

Рассмотрели различные подходы к изучению диалогической речи. Наибольший интерес для нас представляет лингвистический. Лингвистическое изучение диалога - новое исследовательское начинание, но его предпосылки можно найти в более ранних трудах.

Так, в отечественной традиции одна из наиболее цитируемых ранних работ - О диалогической речи Л.П.Якубинского (1923). Тем не менее, углубленное лингвистическое изучение диалога началось лишь в последние несколько десятилетий.

Взаимопонимание рождается в диалоге, в общении людей. Истоки этого взаимопонимания находятся в детстве, а значит и истоки диалога - в детстве.

Рассмотрели закономерности формирования диалогической речи в онтогенезе и при общем недоразвитии речи.

Нарушения диалогической речи чаще всего рассматриваются в рамках изучения связной речи. Поскольку основное внимание исследователей сосредоточено на изучении особенностей лексических, грамматических и фонетических средств языка, а многие вопросы, связанные с выявлением особенностей диалогической речи и причин, обуславливающих эти особенности, остаются нерешенными, что затрудняет построение методики формирования диалогической речи.

Во 2 главе мы провели собственное обследование диалогической речи дошкольников 5-6 лет, которое показало, что у детей из контрольной группы диалогическая речь более развита, чем у детей из экспериментальной группы. Что видно при рассмотрении как речевой деятельности, так и речевого поведения. Реплики детей из контрольной группы больше соответствуют главной теме диалогов. А в экспериментальной группе встречаются диалоги, в которых тематичность не соблюдается.

Рассматривая реализацию и развитие главной мысли, можно отметить, что данные аспекты речевой деятельности более развиты у детей из контрольной группы. Анализируя характер диалогов, отмечается преобладание репродуктивного характера в экспериментальной группе, это согласие во всем с лидером (особенно в диалогах с логопедом).

Особенности активности участника: дети из контрольной группы более активны, заинтересованы. Как следствие и диалоги у них получаются длиннее, более информативные, с использованием различных видов реплик. Рассматривая реакцию на участников диалога, отношение к партнеру по диалогу можно отметить следующее:

Если партнер по диалогу - это сверстник, то можно отметить спокойное отношение. А в контрольной группе - положительные, доверительные отношения.

Если же в качестве партнера по диалогу выступает взрослый, то можно отметить некоторый страх, робость, особенно это заметно в экспериментальной группе.

Экспериментальная группа не умеет развернуто отвечать на вопросы, хотя в диалоге зачастую используются короткие и лаконичные реплики, но у детей экспериментальной группы пропускались некоторые слова, от чего смысл сказанного искажался.

В результате проведенного обучения в 3 главе, мы получили следующие результаты: в экспериментальной группе улучшилась тематичность, изменился и характер диалога (преобладает реконструктивный), диалоги стали интонационно окрашенными, используемые речевые высказывания стали более сложными, стало меньше повторов и грамматических ошибок; детям стало проще вступать в беседу, вести ее и завершать; дети стали более активны в диалоге, заинтересованы. В контрольной группе тоже появились изменения: дети стали более активными, отношение к партнеру по диалогу стало спокойным, в остальном же значительных изменений нет.

Задачи дипломной работы выполнены, цель достигнута, гипотеза доказана.

 


Список литературы

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...