Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Речью называется процесс практического применения языка в целях общения с другими людьми.




Речью называется процесс практического применения языка в целях общения с другими людьми.

Язык един для всех людей, пользующихся им, речь является индивидуально своеобразной. Речь без усвоения языка невозможна. Связующим звеном между языком и речью выступает значение слова.

 

Функции речи

Различают две главные функции речи, теснейшим образом связанные между собой. Первая – осуществления процесса общения между людьми (коммуникативная функция). Во второй функции речь выступает как средство выражения мыслей.

В коммуникативной функции речи выделяют три стороны:

1. Информационная сторона проявляется в передаче знаний. При общении человек указывает на какой-либо предмет и высказывает свои суждения по какому-либо вопросу.

2. Выразительная (экспрессивная) сторона помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения.

3. Побудительная сторона заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к действию.

Речь как средство мышления выполняет следующие две основные функции.

1. Сигнификативная функция – обозначение словом предметов и явлений. Взаимопонимание людей основано на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.

2. Функция обобщения, которая связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.

 

Свойства речи

Воздействие речи зависит от ряда факторов: широкого социального контекста (интереса слушателей к этой теме и т. п. ); авторитета личности выступающего и культуры речи. Культура речи личности является ее интегративной характеристикой, включающей параметры, как содержательной стороны, так и ее оформленности. Соответственно выделяют следующие свойства речи.

1. Содержательность речи характеризуется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности. Для содержательности речи важна логичность ее изложения и доказательность.

2.   Понятность речи достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в ответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения. Понятность речи зависит также от соотношения между ее сложностью с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей – с другой. Наиболее понятно то содержание речи, которое близко интересам и потребностям слушателей.

3. Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. Она предполагает учет обстановки выступления, ясность произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бедной.

4. Воздейственность речи заключается в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение. Обеспечивается учетом индивидуальных особенностей слушателей.

Учет всех указанных выше характеристик в сочетании с высокими знаниями предмета является залогом эффективности воздействия речи учителя на учащихся.

 

Виды речи

В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает речь устную (диалогическую и монологическую) и письменную.

Внешняя речь – общение между людьми при помощи разговора или различных технических устройств.

Устная речь – внешняя, произносимая и воспринимаемая на слух речь. Она протекает в меняющихся условиях. Отличается сокращенным количеством слов и простотой грамматических конструкций. Устная речь может быть диалогической и монологической.

Диалогическая – речь, при которой активны в равной степени все ее участники. Она возникает как ответ на вопрос, не требует специальной подготовки. Диалогическая речь обычно бывает не полностью развернутой, так как она ситуативна, многое в ней не высказывается, а подразумевается благодаря контексту, понятному разговаривающим. В диалогической речи большое значение имеют интонация, мимика и пантомимика говорящего. Эти выразительные средства делают речь понятной для окружающих и увеличивают силу ее воздействия на них.

Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Монологическая речь значительно более завернута и грамматически оформлена, чем диалогическая, и требует обычно предварительной подготовки. Существенная черта ее – логическая связанность высказываемых мыслей и систематичность изложения, подчиненные определенному плану.

Монологическая речь становится понятнее и убедительнее благодаря интонационным средствам, к которым относятся паузы, ударения, замедление или ускорение темпа и т. п.

Речь письменная – речь посредством письменных знаков. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это связано с тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Этим объясняется трудность для понимания и большая структурная сложность письменной речи по сравнению с устной. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

Исторически сформировалось множество способов графической фиксации различных единиц речи, которые можно свести к четырем основным типам.

1. Пиктографическое письмо. Передача содержания целого сообщения в знаке-рисунке.

2. Идеографическое письмо. Знаки (идеограммы) обозначают целые слова, понятия. Наиболее известные его системы: древнейшее египетское письмо, месопотамские системы клинописи, современная китайская иероглифика.

3. Слоговое письмо. Знаки его обозначают отдельные слоги (японский язык).

4. Буквенно-звуковое. Знаки алфавита (графемы) обозначают отдельные звуки или фонемы.

Восприятие письменной речи обязательно предполагает работу воображения, вживание читателя в текст.

Внутренняя речь – особый вид беззвучной речевой деятельности человека, характеризующийся предельной свернутостью грамматической структуры и содержания. Является основным инструментом мышления. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности или как фаза осуществления плана в некоторых, особенно сложных видах теоретической деятельности, например, если мы решаем трудную математическую задачу, то «рассуждаем» сами с собой. Естественно, что в подобной ситуации мы себя понимаем буквально с полуслова. Поэтому, для внутренней речи характерны фрагментарность, отрывистость. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации – поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической.

Внутреннюю речь можно исследовать, регистрируя движения артикуляционных органов (губ, языка и т. п. ).

У ребенка сначала формируется внешняя речь, и затем на ее основе внутренняя. Промежуточное положение между внешней и внутренней речью занимает эгоцентрическая речь. Это устная речь, направленная на самого себя.

Эгоцентричная речь особенно заметна у детей среднего и старшего дошкольного возраста, когда они играют и как бы разговаривают сами с собой в процессе игры. Эгоцентрическая речь выступает как внешняя по форме и внутренняя по своей психологической функции. Имея свои исходные корни во внешней диалогической речи, она в конечном итоге перерастает во внутреннюю. Элементы эгоцентрической речи можно встретить и у взрослого человека, который, решая сложную задачу, размышляет вслух.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...