Тема 16. Речь. Основные психологические понятия по теме. Вопросы для обсуждения. Практический материал для семинарского занятия
Тема 16. Речь План 1. Понятие о языке и речи. 2. Анатомо-физиологические основы речи. 3. Виды речи: а) внешняя речь: устная (монологическая и диалогическая); письменная; б) внутренняя речь; в) эгоцентрическая речь. 4. Функции речи. Свойства речи: содержательность, выразительность, понятность, действенность. 5. Восприятие речи. Основные психологические понятия по теме Афазия – нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры головного мозга. Внутренняя речь – особый вид беззвучной речевой деятельности человека, характеризующийся предельной свернутостью грамматической структуры и содержания. Диалогическая речь – вид речи, при которой в равной степени активны все её участники. Знаковая система –набор знаков, объединенных общими правилами их взаимосвязи и практического использования. Монологическая речь – высказывание, объединенное одной сложной мыслью. Семантика – значение единиц языка (слова, предложения, текста). Речь – процесс общения людей посредством языка. Эгоцентрическая речь – речевая деятельность, сопровождающая игру ребенка-дошкольника и обращенная к самому себе. Представляет собой промежуточное звено в переходе от внешней речи к внутренней. Язык – система словесных знаков, опосредствующих психическую деятельность, а также средство общения, реализуемое в речи. Вопросы для обсуждения 1. В чем конкретное различие речи человека и звуковой сигнализации животных? 2. Чем отличается письменная речь от устной? Как эти различия должны учитываться в практической деятельности учителя? 3. Что представляет собой язык как общественно-историческое явление?
4. Раскройте психологическое содержание восприятия устной речи. 5. Проанализируйте роль речи в овладении школьниками предметом по профилю вашей подготовки, а также возможности этого учебного предмета для развития речи школьников.
Практический материал для семинарского занятия Задание №1. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. 1. Вид беззвучной речевой деятельности человека, характеризующийся предельной свернутостью структуры и содержания и являющийся основным инструментом мышления: а) монологическая речь; б) внутренняя речь; в) письменная речь; г) эгоцентрическая речь. 2. Свойство речи, характеризующееся объемом выраженных в ней мыслей, обеспечивающееся подготовленностью говорящего, – это: а) выразительность; б) понятность; в) действенность; г) содержательность.
3. Эгоцентрическая речь – это: а) вид беззвучной речевой деятельности, являющийся основным инструментом мышления; б) вид речи, при которой в равной степени активны все ее участники; в) громкая речь ребенка, адресованная самому себе; г) произвольная, развернутая и организованная речь.
4. Характеристиками письменной речи являются (выберите правильные ответы): а) содержательность; б) устойчивость; в) развернутый характер; в) эмоциональность; г) невербальность.
5. Язык – это: а) психическое состояние; б) система знаков; в) психический процесс; г) взаимодействие двух и более людей.
6. Вид речи, при которой в равной степени активны все ее участники, называется: а) монологической; б) внутренней; в) устной; г) диалогической.
7. Внешняя речь, произносимая и воспринимаемая на слух, - это: а) письменная речь; б) внутренняя речь; в) эгоцентрическая речь; г) устная речь
Задание №2. Дополните высказывание.
1. Процесс общения людей с помощью языка называется …
2. Вид речи, при которой в равной степени активны все ее участники, называется … 3. Нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры левого полушария (у правшей), называется … Диагностический материал по теме 16. Речь 16. 1. Методика Эббингауза «Заполнение пропущенных в тексте слов» Ход выполнения задания Данная методика позволяет выявить уровень развития речи, продуктивность ассоциаций и процессов понимания. Испытуемому предлагается текст, с пропусками слов. Он должен вписать в каждый пропуск одно слово так, чтобы в целом получается связный рассказ. Адекватным считается применение методики для испытуемых старше 14 лет. Материал к методике Эббингауза: I Над городом низко повисли снеговые ___________ Вечером началась ___________ Снег повалил большими ___________ Холодный ветер выл как ____________ дикий __________ На конце пустынной и глухой ____________ вдруг показалась какая-то девочка. Она была худа и бедно ____________Она продвигалась медленно вперед, валенки сваливались с ног и ___________ ей идти. На ней было плохое ____________ с узкими рукавами, а на плечах ____________ Вдруг девочка _______________ и, наклонившись, начала что-то _____________ у себя под ногами. Наконец она стала на ___________ и своими посиневшими от ___________ ручонками стала _______________ по сугробу.
II Однажды Генрих IV, французский _________________, потерял на охоте из виду свою ____________________ и вынужден был один ___________________ в Париж. На большой _____________он увидал простого _______________, который _____________ также в столицу. Король остановил своего ______________ и_____________ к мужичку с вопросом: «Зачем ты _______________ в город? » «Я хочу ________________ своего сына, да сверх того, мне хотелось бы ________________ короля, который так любит своих _____________; говорят, что он очень _________________. Но как его _____________ в толпе? Не будете ли вы добры _________________ мне его? » – «Когда народ _________________ своего короля, – отвечал Генрих, – то каждый _________________ шляпу: знай: кто не ____________ шляпы, тот и король». – Увидавши своего _________________ в городе, все парижане сняли _______________, только король и мужик были в шляпах. «Кто же из нас обоих ______________? » – спросил мужичок с удивлением.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|