Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практический материал для семинарского занятия




Практический материал для семинарского занятия

Задание №1. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

 

1. Воображение – это форма психического отражения:

а) устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами;

б) предметов и явлений в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств;

в) отдельных свойств предметов и явлений;

г) состоящая в создании образов на основе ранее сформированных представлений.

 

2. Воображение, предполагающее самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности, – это:

а) мечта;

б) грезы;

в) творческое воображение;

г) понятийное воображение.

 

3. Пассивным воображением является:

а) мечта;

б) воссоздающее воображение;

в) грезы;

г) творческое воображение.

 

4. Выделение существенного, повторяющегося в однородных образах это:

а) схематизация;

б) типизация;

в) заострение;

г) гиперболизация.

 

5. Образы минотавра, пегаса созданы на основе:

а) типизации;

б) агглютинации;

в) заострения;

г) гиперболизации.


6. Технические изобретения: троллейбус, аэросани, самолет-амфибия, созданы способом:

а) типизации;

б) гиперболизации;

в) схематизации;

г) агглютинации.

 

7. Образы мечты отличаются следующими особенностями (выберите правильные ответы):

а) эмоциональной насыщенностью, привлекательностью;

б) относятся к неосуществимому будущему;

в) ярким живым характером, со многими деталями;

г) относятся к возможному будущему;

д) неясность путей достижения.

 

8. Затрудненность в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях объективно требующих ее перестройки, – это:

а) рационализация;

б) рефлексия;

в) негативизм;

г) ригидность.

 

Задание №2. Установите соответствие между формой воображения и его определением.

 

1. Агглютинация.

2. Гиперболизация.

3. Заострение.

4. Схематизация.

5. Типизация.

 

а) увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей;

б) подчеркивание каких-либо признаков;

в) выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе;

г) сглаживание различий предметов и выявления черт сходства между ними;

д) соединение несоединимых в реальности качеств, свойств, частей, предметов.

 

Задание №3. Дополните высказывание.

 

1. Вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего, называется …

 

2. Воображение, которое развертывается на основе описания, рассказа, чертежа, схемы, символа или знака, является  …  воображением.

 

3. Воображение, предполагающее самостоятельное создание образа, вещи, не имеющих аналогов, новых, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности, называют  …  воображением.

 

 

Диагностический материал по теме 15. Воображение

15. 1. Методика исследования особенностей воображения и словесно-логического мышления «Выведение следствий»

Ход выполнения задания

При помощи данной методики можно исследовать особенности воображения, словесно-логического мышления, умения правильно формулировать посылки и выводить следствия.

Перед началом проведения методики ребенку дается инструкция: «Тебе нужно дать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы».

Список примерных вопросов:

1. Что произойдет, если дождь будет лить, не переставая?

2. Что произойдет, если все животные начнут говорить?

3. Что произойдет, если все горы вдруг превратятся в сахарные?

4. Что произойдет, если у тебя вырастут крылья?

5. Что произойдет, если солнце не зайдет за горизонт?

6. Что произойдет, если оживут все сказочные герои?

7. Что произойдет, если люди смогут читать мысли друг друга?

 

Обработка результатов

Чем более подробно и детально отвечает ребенок на вопрос, тем ярче у него развито воображение.

Для оценки уровня развития воображения можно использовать следующую шкалу:

· Оригинальный, подробный ответ с элементами юмора – 5 баллов.

· Необычный ответ с элементами фантазии – 4 балла.

· Банальный ответ («Ничего не будет» «Такого не бывает» и т. п. ) – 2 балла.

· Ответ не по существу или встречным вопросом – 1 балл.

Для оценки результатов используйте также фактор времени. Сколько времени потребовалось ребенку, чтобы сформулировать ответ на вопрос?

5 минут – 1 балл;              

4 минуты – 2 балла;         

3 минуты – 3 балла;

2 минуты – 4 балла;  

1 минута – 5 баллов.

Максимальное число баллов по каждому вопросу – 10 баллов. Чем меньше баллов наберет ребенок, тем больше он нуждается в занятиях по развитию воображения и творческого мышления.

 

Темы для рефератов

1. Воображение и индивидуальное творчество.

2. Воображение и проективные личностные тесты.

3. Воображение и художественное творчество.

4. Использование воображения в психотерапевтических целях.

Литература

1. Блонский, П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. – Т. 1 / П. П. Блонский. – М.: Педагогика, 1979.

2. Брушлинский, А. В. Воображение и творчество / А. В. Брушлинский // Научное творчество. – М.: Наука, 1969.

3. Выготский, Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте. Собрание соч.: В 6 т. – Т. 2 / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 1982.

4. Натадзе, Р. Г. Воображение как фактор поведения / Р. Г. Натадзе // Хрестоматия по психологии. – М.: Просвещение, 1987.

5. Никифоров, О. И. К вопросу о воображении / О. И. Никифоров // Вопросы психологии. – 1972. – №2.

6. Розетт, И. М. Психология фантазии / И. М. Розетт. – Минск: БГУ, 1977.

7. Якобсон, П. М. Психология художественного творчества / П. М. Якобсон. – М.: Знание, 1971.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...