Диагностический материал по теме 14. Мышление
Диагностический материал по теме 14. Мышление 14. 1. Методика исследования обобщения «Четвертый лишний» Ход выполнения задания Данная методика адаптирована на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Ребенку зачитывается четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ребенку предлагается найти «лишнее» слово и объяснить, почему оно «лишнее». – книга, портфель, чемодан, кошелек; – печка, керосинка, свеча, электроплитка; – трамвай, автобус, трактор, троллейбус; – лодка, тачка, мотоцикл, велосипед; – река, мост, озеро, море; – бабочка, линейка, карандаш, ластик; – добрый, ласковый, веселый, злой;; – дедушка, учитель, папа, мама; – минута, секунда, час, вечер; – Василий, Федор, Иванов, Семен. («Лишние» слова выделены курсивом. )
Обработка результатов За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный – 0 баллов. · 10-8 баллов – высокий уровень развития обобщения; · 7-5 баллов – средний уровень развития обобщения, не всегда может выделить существенные признаки предметов; · 4 и менее баллов – низкий уровень развития обобщения. Результаты исследования заносятся в протокол. Протокол Ф. И. ребенка ______________________________ Дата________________ Возраст _______________Класс _____________ Школа №_____________ Кол-во набранных баллов ________________________________________ Заключение ___________________________________________________
14. 2. Методика выявления характера логических связей и отношений между понятиями «Простые аналогии» Ход выполнения задания Ученик изучает пару слов размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если учение не может понять, как это делается, одну пару можно разобрать вместе с ним.
Обработка результатов О высоком уровне логики мышления свидетельствуют 8-10 правильных ответов, о хорошем – 6-7 ответов, о достаточном – 4-5, о низком – меньше чем 4. Анализируется также характер установленных связей между понятиями – конкретные, логические, категориальные связи; фиксируется последовательность и устойчивость выбора существенных признаков для установления аналогий.
Темы для рефератов 1. Психология творческого мышления. 2. Диагностика умственного развития. 3. Развитие мышления. 4. Сравнительная характеристика теоретического и эмпирического мышления.
Литература 1. Брушлинский, А. В. Продуктивное мышление и проблемное обучение / А. Б. Брушлинский. – М., 1983. 2. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Собр. соч.: В 6 т. – Т. 2 / Л. С. Выготский. – М., 1982. 3. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М., 1995. 4. Зак, А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников / А. З. Зак. – М., 1984. 5. Лурия, А. Р. Язык и мышление / А. Р. Лурия. – М., 1979. 6. Петухов, В. В. Психология мышления / В. В. Петухов. – М., 1987. 7. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. – М., 1969. 8. Поддьяков, Н. Н. Мышление дошкольника / Н. Н. Поддьяков – М., 1977. 9. Тихомиров, О. К. Психология мышления / О. К. Тихомиров. – М., 1984. 10. Тихомирова, Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль, 1997.
Тема 15. Воображение План 1. Понятие о воображении как специфически человеческом психическом процессе. 2. Виды воображения. 3. Формы воображения: агглютинация, схематизация, гиперболизация, заострение, типизация. Основные психологические понятия по теме Агглютинация – создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов и представлений. Воображение – форма психического отражения, состоящего в создании образов на основе ранее сформированных представлений. Воображение воссоздающее – активное воображение, развертывающееся на основе описания, чертежа, схемы, символа или знака. Воображение пассивное – образы воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека (сны, грезы). Воображение творческое – активное воображение, направленное на создание новых образов; составляет основу творчества. Гиперболизация (или акцентирование) – увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей. Заострение – форма воображения, для которой характерно подчеркивание каких-либо признаков. Схематизация – сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними.
Творчество – деятельность человека или коллектива людей по созданию новых оригинальных общественно значимых ценностей.
Вопросы для обсуждения 1. Сравните воображение с другими познавательными психическими процессами. Можно ли говорить о наличии воображения у животных? 2. Определите, какие приемы создания образов воображения использованы изобретателями при конструировании ими дирижабля, танка, аэросаней, троллейбуса? 3. Какой вид воображения преобладает в деятельности художника, писателя? 4. Охарактеризуйте методические приемы, которые наиболее способствуют развитию воображения 5. Расскажите о роли мечтаний в жизни человека.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|