Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диагностический материал по теме 14. Мышление




Диагностический материал по теме 14. Мышление

14. 1. Методика исследования обобщения «Четвертый лишний»

Ход выполнения задания

Данная методика адаптирована на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Ребенку зачитывается четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ребенку предлагается найти «лишнее» слово и объяснить, почему оно «лишнее».

книга, портфель, чемодан, кошелек;

– печка, керосинка, свеча, электроплитка;

трамвай, автобус, трактор, троллейбус;

– лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;

– река, мост, озеро, море;

бабочка, линейка, карандаш, ластик;

– добрый, ласковый, веселый, злой;;

дедушка, учитель, папа, мама;

– минута, секунда, час, вечер;

Василий, Федор, Иванов, Семен.

(«Лишние» слова выделены курсивом. )

 

Обработка результатов

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный – 0 баллов.

· 10-8 баллов – высокий уровень развития обобщения;

· 7-5 баллов – средний уровень развития обобщения, не всегда может выделить существенные признаки предметов;

· 4 и менее баллов – низкий уровень развития обобщения.

Результаты исследования заносятся в протокол.


Протокол

Ф. И. ребенка ______________________________ Дата________________

Возраст _______________Класс _____________ Школа №_____________

Кол-во набранных баллов ________________________________________

Заключение ___________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

14. 2. Методика выявления характера логических связей и отношений между понятиями «Простые аналогии»

Ход выполнения задания

Ученик изучает пару слов размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если учение не может понять, как это делается, одну пару можно разобрать вместе с ним.

 

1.

Бежать   Кричать
стоять   молчать, ползать, шуметь, звать, плакать
       

2.

Паровоз   Конь
вагоны   поезд, лошадь, овес, телега, конюшня
       

3.

Нога   Рука
сапог   калоши, кулак, перчатки, палец, кисть
       

4.

Птица   Человек
гнездо   люди, птенец, рабочий, зверь, дом
       

5.

Школа   Больница
обучение   доктор, ученик, учреждение, лечение, больной
       

6.

Железо   Дерево
кузнец   пень, пила, столяр, кора, ветка
       

7.

Театр   Библиотека
Зритель   актер, книги, читатель, библиотекарь, сторож
       

8.

Пароход   Поезд
пристань   рельсы, вокзал, земля, пассажир, шпалы
       

9.

Малина   Кастрюля
ягода   плита, суп, ложка, посуда, повар
       

10.

Нож   Стол
сталь   вилка, дерево, стул, пища, скатерть
       

11.

Дом   Лестница
этажи   жители, ступеньки, каменный, большой, подъем

Обработка результатов

О высоком уровне логики мышления свидетельствуют 8-10 правильных ответов, о хорошем – 6-7 ответов, о достаточном – 4-5, о низком – меньше чем 4.

Анализируется также характер установленных связей между понятиями – конкретные, логические, категориальные связи; фиксируется последовательность и устойчивость выбора существенных признаков для установления аналогий.

Темы для рефератов

1. Психология творческого мышления.

2. Диагностика умственного развития.

3. Развитие мышления.

4. Сравнительная характеристика теоретического и эмпирического мышления.

 

Литература

1. Брушлинский, А. В. Продуктивное мышление и проблемное обучение / А. Б. Брушлинский. – М., 1983.

2. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Собр. соч.: В 6 т. – Т. 2 / Л. С. Выготский. – М., 1982.

3. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М., 1995.

4. Зак, А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников / А. З. Зак. – М., 1984.

5. Лурия, А. Р. Язык и мышление / А. Р. Лурия. – М., 1979.

6. Петухов, В. В. Психология мышления / В. В. Петухов. – М., 1987.

7. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. – М., 1969.

8. Поддьяков, Н. Н. Мышление дошкольника / Н. Н. Поддьяков – М., 1977.

9. Тихомиров, О. К. Психология мышления / О. К. Тихомиров. – М., 1984.

10. Тихомирова, Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль, 1997.

 

 


Тема 15. Воображение

План

1. Понятие о воображении как специфически человеческом психическом процессе.

2. Виды воображения.

3. Формы воображения: агглютинация, схематизация, гиперболизация, заострение, типизация.

Основные психологические понятия по теме

Агглютинация – создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов и представлений.

Воображение – форма психического отражения, состоящего в создании образов на основе ранее сформированных представлений.

Воображение воссоздающее – активное воображение, развертывающееся на основе описания, чертежа, схемы, символа или знака.

Воображение пассивное – образы воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека (сны, грезы).

Воображение творческое – активное воображение, направленное на создание новых образов; составляет основу творчества.

Гиперболизация (или акцентирование) – увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей.

Заострение – форма воображения, для которой характерно подчеркивание каких-либо признаков.

Схематизация – сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними.

Творчество – деятельность человека или коллектива людей по созданию новых оригинальных общественно значимых ценностей.

 

Вопросы для обсуждения

1. Сравните воображение с другими познавательными психическими процессами. Можно ли говорить о наличии воображения у животных?

2. Определите, какие приемы создания образов воображения использованы изобретателями при конструировании ими дирижабля, танка, аэросаней, троллейбуса?

3. Какой вид воображения преобладает в деятельности художника, писателя?

4. Охарактеризуйте методические приемы, которые наиболее способствуют развитию воображения

5. Расскажите о роли мечтаний в жизни человека.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...