Социально-педагогический портрет воспитанника детского дома
Стр 1 из 6Следующая ⇒ СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. Теоретический анализ особенности социально-педагогической деятельности в условиях детского дома Социально-педагогический портрет воспитанника детского дома Характеристика социально - педагогической деятельности в условиях детского дома Диагностическая работа с воспитанниками детского дома Коррекционно-реабилитационная работа в условиях детского дома ГЛАВА 2. Социально-педагогическое исследование воспитанников детского дома Проведение комплексной диагностики. Констатирующий эксперимент Составление программы социально-педагогической реабилитации. Формирующий эксперимент Контрольный эксперимент ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Основными направлениями деятельности для государственных учреждений, в которых воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей, являются осуществление социальной защиты детей, находящихся в этих учреждениях; осуществление мероприятий реабилитационного, медицинского и социального характера; организация получения детьми общего образования. Потребность и необходимость в социально - педагогической деятельности в детском доме постоянна в силу наличия у воспитанников широкого спектра социальных, медицинских, психологических, педагогических проблем и отсутствия у детей должного социального опыта. Иначе говоря, основной целью социально - педагогической работы в детском доме является успешная социализация воспитанников [1]. Педагогический коллектив должен обеспечить необходимый морально-психологический климат для развития личности ребенка, его роста и сохранения здоровья.
Актуальность исследования выражена, созданием условий для максимальной самореализации каждого воспитанника детского дома с помощью использования инновационных коррекционных технологий в виде программ, позволяющих оптимально решать проблему компенсации дефекта развития личности. Цель работы: сопровождение естественного развития социально адаптированной личности воспитанника школы-интерната, способной к самопознанию, самосовершенствованию в самостоятельной жизни. Из поставленной цели вытекают следующие задачи: . Описание социально - психологических особенностей воспитанников детских домов; . Определение наиболее эффективных форм и методов работы специалистов в процессе социально-педагогического сопровождения развития детей-сирот; . Выявление проблем адаптации воспитанников в школе-интернате (проблем общения, сформированности учебной мотивации, нарушения норм и правил поведения в стенах школы-интерната) на примере одного воспитанника; . Разработка индивидуальной коррекционно - развивающей программы
ГЛАВА 1. Теоретический анализ особенности социально-педагогической деятельности в условиях детского дома
Социально-педагогический портрет воспитанника детского дома
Анализ проблемы сиротства привёл к пониманию того, что условия, в которых живут эти дети, тормозят их умственное развитие личности, Дети, попадающие в дома ребёнка, в детские дома и школы-интернаты, как правило, имеют непростые показатели в своём анамнезе. У них могут быть отклонения в физическом и психическом развитии, нередко выявляется задержка умственного развития, личности (от эмоциональной сферы до жизненной перспективы), нарушение половой идентификации и др. Зачастую у детей появляется склонность к наркотизации и криминогенности. Ребёнок, растущий в условиях детского дома, помимо прочих дефектов, не умеет общаться. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны - он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребёнок занимает по отношению к другим негативную позицию.
Современные воспитанники детских домов в большинстве своем являются жертвами социального сиротства, к чему ведет ослабление семейных уз и распад семьи. Среди них все меньше становится детей хронических алкоголиков, больных наследственными болезнями, и все больше тех, чьи родители вполне здоровы психически и физически, но являются социально-депривированными личностями. Воспитанники нового потока отличаются более широким кругозором, опытом потребления материальных благ, отсутствием интеллектуальных потребностей [2]. Проблемы детей, находящихся в детских домах, довольно подробно исследованы учеными М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, Е.О. Смирновой[3]. Для детей дошкольного возраста, как отмечается в исследованиях ученых, доминирующей и подчас неудовлетворенной выступает потребность во внимании и доброжелательности со стороны взрослых. Стремление к сотрудничеству и к совместной деятельности со взрослыми у них недостаточно развиты. Мотивы, побуждающие детей к общению, вызваны тем, что ребенка привлекает сам взрослый человек, дети охотно принимают обращения и предложения взрослых. Эти контакты, как правило, сводятся к поиску внимания и расположенности взрослых. Особенно заметные отличия в развитии общения у воспитанников детского дома и детей, живущих в семье, проявляются в личном общении, в основе которого лежит потребность во взаимопонимании и сопереживании. Это вызвано, главным образом, тем, что в детском доме по сравнению с семьей значительно меньше практика общения ребенка и взрослого: ребенок получает меньше личного внимания со стороны взрослых, воздействия которых в детском доме скорее адресованы группе детей, нежели отдельному ребенку. Для детского дома характерно наличие сменяющихся взрослых с разными типами поведения. Наконец, в детском доме значительно беднее эмоциональная насыщенность общения взрослого с ребенком. Следует также отметить и более регламентированный характер деятельности ребенка по сравнению с семьей.
Для воспитанников младшего школьного возраста характерны ярко выраженные мотивы, непосредственно связанные с их повседневной деятельностью в детском доме: выполнением режима проживания в детском доме, правил поведения в детском доме и в школе, тогда как у семейных детей этой возрастной группы мотивы их деятельности и общения значительно богаче и разнообразнее. Такая ограниченность и бедность мотивационной сферы связаны с условиями проживания детей в детском доме и их недостаточно полным общением со взрослыми. Особенно ярко это проявляется в различных конфликтных ситуациях: ситуациях запрета, столкновения интересов взрослого и ребенка, ребенка и коллектива воспитанников, обвинений со стороны сверстников, непонимания ребенка взрослыми и сверстниками и других. При этом поведении воспитанника может отличаться агрессивностью, неумением и нежеланием признать свою вину. То есть у ребенка в конфликтных ситуациях выступают защитные, далеко не конструктивные формы поведения. Таким образом, учёные обнаружили специфику развития интеллектуальной, потребностной и поведенческой сфер личности воспитанников детского дома. В подростковом возрасте эти причины вызывают определённые трудности в утверждении подростка в среде сверстников, в развитии его собственного "Я". К интеллектуальным, поведенческим, мотивационным характеристикам воспитанников детского дома прибавляются проблемы, связанные со здоровьем ребёнка. Фактически здоровых детей в детских домах почти нет, дети имеют хронические заболевания, часто встречаются среди них инвалиды. Кроме того, у многих детей наблюдается интеллектуальная недостаточность - задержка психического развития ребёнка, а также олигофрения. Для воспитанников детского дома характерны такие явления, как токсикомания, наркомания, расторможенность сексуальных влечений и другие [1].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|