Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Составление программы социально-педагогической реабилитации. Формирующий эксперимент




 

Цель программы: всестороннее развитие детей-сирот и адаптация их в социальном окружении.

Коррекционно-реабилитационная работа с ребёнком согласно составленной программы проводилась по следующему плану, отражённом в таблице 1.


Таблица 2 Содержание программы социально - педагогической реабилитации ребенка

№, п/п Раздел, тема занятия Используемые средства или место проведения

Количество часов, минут

      учеб-ных практи-ческих

I Организация обучения

2 час 20 мин 1 час 20 мин
1 Обучение азбуке наглядно-дидактические средства (кубики, картинки, игрушки) и в процессе естественного соприкосновение с миром 40 мин  
2 Обучение счёту наглядно-дидактическиесредства (счётные палочки, классная доска) и в процессе естественного соприкосновение с миром 30 мин  
3 Обучение музыке музыкальный центр 40 мин  
4 Обучение слагать стихи школьные принадлежности 30 мин  
5 Обучение слушать природу использование парка отдыха   40 мин
6 Обучение быту в личной и совместной деятельности: - элементы личной гигиены (чистить зубы, мыть руки); - заправлять кровать; - уход за обувью; - правильно вести себя за столом. использование помещений детского дома   40 мин

II Воспитательная деятельность

3 часа 5 мин 9 часов 20 мин
1 Проведение беседы о нравственности учебный класс 15 мин  
2 Проведение беседы о духовном развитии учебный класс 20 мин  
3 Проведение тренинга "Общение" учебный класс 15 мин  
4 Подготовка к посещению и посещение церкви учебный класс, церковь 15 мин 2 часа
5 Подготовка к посещению и посещение театра-кукол учебный класс, театр-кукол 15 мин 3 часа
6 Познавательные экскурсии на природе лес, парк отдыха   1 час
7 Проведение беседы о природе на основе "Вальдорфской педагогики" [8] учебный класс, парк отдыха 15 мин  
8 Воспитание заботы друг о друге учебный класс 15 мин  
9 Воспитание уважение к старшим учебный класс 15 мин  
10 Экскурсия в зоопарк зоопарк   3 часа
11 Беседа "Кошка - наш друг" учебный класс, парк отдыха 15 мин  
12 Беседы и игры с домашними животными учебный класс 15 мин 20 мин
13 Беседа о растениях парк отдыха 15 мин  
14 Беседа о лесе лес 15 мин  

 

Так как длительность активного внимания у детей младшего возраста (6-7 лет) ограничена в большинстве случаев 15-25 минутами (15-20), что требует переключения на другой вид деятельности [9]. Поэтому продолжительность каждого занятия в зависимости от уровня гигиенической рациональности была выбрана в промежутке 15-25 минут, кроме экскурсий и прогулок.

В соответствии с планом была составлена сетка занятий, которая представлена в таблице 4 Приложения 7.

Инструкции к проведению бесед и конспекты занятий представлены в Приложении 8.

 

Контрольный эксперимент

 

Целью контольного эксперимента является повторная диагностика психологического развития ребёнка и его социальной адаптации после проведенных занятий по программе социально - педагогической реабилитации.

Результаты повторной диагностики умственных способностей ребёнка представлены в таблице 3

Таблица 3 Результаты исследования умственных способностей

№, п/п Название методики Норма Результаты исследования Вывод, уровень
1 Оценка устойчивости внимания должен выполнить выполнил средний
2 Оценка цветовосприятия должен выполнить выполнил средний
3 Оценка словесно-логического мышления должен выполнить, но со второго раза выполнил со 2 раза средний
4 Оценка зрительной памяти 3-4 предмета 4 предмета средний
5 Оценка слуховой памяти 4-5 слов 5 слов средний
6 Оценка смысловой памяти 3-4 фразы со второго раза 4 фразы со второго раза средний

 

Для наглядности результаты диагностики до и после формирующего эксперимента представлены в виде диаграммы на рисунке 1.

 

Рисунок 1 Диаграмма результатов умственных способностей до и после эксперимента

 

Среднее квадратическое отклонение полученных значений уровня умственных способностей составило 1,31.

При оценке "Культуры общения" было выявлены положительные изменения в общении со взрослыми. Девочка более раскрепощена и доброжелательна при общении со взрослыми и детьми разного возраста. Посещение культурных учреждений повысило её эстетическое образование и этикет поведения.

"Оценка эмоционально-волевой сферы" позволила выявить, что у рёбёнка появился интерес к учёбе и познаванию чего-то нового. У Оли появился интерес к животным, в частности, излюбленным занятием стало игра с кошкой. Обучение быту в личной и совместной деятельности помогло приучить девочку к ответственности и собранности. Девочка стала более адекватна на похвалу и замечания. Рёбёнок стал чаще радоваться и находиться в весёлом настроении.

Таким образом, разработанная программа положительно повлияла на общее психическое состояние ребёнка и частично решила проблемы, выявленные на констатирующем этапе эксперимента.

 

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате выполненной работы, во введении была определена актуальность данного исследования, сформулированы цель и задачи работы.

В первой главе описаны психологические особенности воспитанника детского дома. Далее, были раскрыты теоретические основы социально-педагогической работы в детских домах. Раскрыто содержание диагностической и коррекционно-реабилитационной работы социального педагога в детских домах.

Во второй главе была проведена комплексная диагностика с воспитанником детского дома и выявлены проблемы психологического развития ребёнка. В соответствии с обозначенными проблемами была составлена программа социально - педагогической реабилитации ребенка. На этапе контрольного эксперимента была проверена эффективность разработанной программы. Проведение занятий по разработанной программе положительно отразилось на поведении ребёнка, его качествах и способностях и, что важно, на его социальной адаптации в обществе.

Таким образом, работа по социальному воспитанию дошкольников в детском доме должна иметь коррекционную направленность. Это обеспечивает преодоление дефицитарности социального, психического и личностного развития детей, находящихся в неблагоприятной ситуации развития.

Изложенное выше свидетельствует о целесообразности использования разработанной коррекционно-педагогической программы социального воспитания не только в детских домах, но и дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего типа.

социальный педагог реабилитация дошкольник детский дом


 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Социальная педагогика [Текст]: Курс лекций. Под общ. Ред. М.А. Галагузовой. М.: ВЛАДОС, 2000.-416 с.

.   Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: учебник для вузов [Текст]. - М.: Академический проект, 2003, - 528 с.312.

.   Лишенные родительского попечительства: хрестоматия [Текст]: Учеб. пособие для студ. пед. Ун-тов и ин-тов. Ред и сост. В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1991.-23 с.

.   Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: Социально-эмоциональные проблемы [Текст]. Под науч. ред. Л.М. Щипиной, Е.И. Казаковой [Текст]. - СПб., 2000.-204 с.

.   Шептенко П.А. Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога [Текст]: учебн. пособие для студ. Высших пед. учебн. завед. Под ред. В.А. Сластенина. - М. Академия, 2002. - 208 с.

.   Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми группы риска в учреждении социальной помощи и поддержки [Текст]. -М., 1997. - 211 с.

.   Психическое развитие ребенка шестого года жизни [Электронный ресурс].http://familyandbaby.ucoz.ru/publ/razvitie/ot_5_do_7_let/psikhicheskoe_razvitie_rebenka_shestogo_goda_zhizni/28-1-0-226 - свободный.

.   Вальдорфская педагогика [Электронный ресурс]. http://waldorf-vrn.ru/pedagogy/principy/- свободный.

.   Гигиенические требования к организации учебных занятий [Электронный ресурс]. http://detipc.narod.ru/st10.html - свободный.

.   Архангельский Н.В. Нравственное воспитание [Текст]. - М.: Просвещение, 1979. - 19 с.

.   Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст]. - М.: Просвещение, 1968. - 67 с.

.   Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей [Текст]. - М.: Просвещение, 1975. - 58 с.

.   Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников [Текст]. - М.: Педагогика, 1989. - 33 с.

.   Булатова З.А. Социально-педагогические условия нравственного воспитания школьников на традициях народной педагогики [Текст]: монография / З.А. Булатова.- Уфа: БИРО, 2009. - 132 с.

.   Булатова, З.А. Народная педагогика: Программа спецкурса [Текст] / З.А. Булатова, Р.М. Хайруллина. - Уфа: Вагант, 2004. - 15 с.

.   Волков Г.Н. Этнопедагогика [Текст]. - М.: Академия, 1999г. - 32 с.

 


 

Приложение 1

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...