Составление программы социально-педагогической реабилитации. Формирующий эксперимент
Цель программы: всестороннее развитие детей-сирот и адаптация их в социальном окружении. Коррекционно-реабилитационная работа с ребёнком согласно составленной программы проводилась по следующему плану, отражённом в таблице 1. Таблица 2 Содержание программы социально - педагогической реабилитации ребенка
Так как длительность активного внимания у детей младшего возраста (6-7 лет) ограничена в большинстве случаев 15-25 минутами (15-20), что требует переключения на другой вид деятельности [9]. Поэтому продолжительность каждого занятия в зависимости от уровня гигиенической рациональности была выбрана в промежутке 15-25 минут, кроме экскурсий и прогулок. В соответствии с планом была составлена сетка занятий, которая представлена в таблице 4 Приложения 7. Инструкции к проведению бесед и конспекты занятий представлены в Приложении 8.
Контрольный эксперимент
Целью контольного эксперимента является повторная диагностика психологического развития ребёнка и его социальной адаптации после проведенных занятий по программе социально - педагогической реабилитации. Результаты повторной диагностики умственных способностей ребёнка представлены в таблице 3 Таблица 3 Результаты исследования умственных способностей
Для наглядности результаты диагностики до и после формирующего эксперимента представлены в виде диаграммы на рисунке 1.
Рисунок 1 Диаграмма результатов умственных способностей до и после эксперимента
Среднее квадратическое отклонение полученных значений уровня умственных способностей составило 1,31. При оценке "Культуры общения" было выявлены положительные изменения в общении со взрослыми. Девочка более раскрепощена и доброжелательна при общении со взрослыми и детьми разного возраста. Посещение культурных учреждений повысило её эстетическое образование и этикет поведения. "Оценка эмоционально-волевой сферы" позволила выявить, что у рёбёнка появился интерес к учёбе и познаванию чего-то нового. У Оли появился интерес к животным, в частности, излюбленным занятием стало игра с кошкой. Обучение быту в личной и совместной деятельности помогло приучить девочку к ответственности и собранности. Девочка стала более адекватна на похвалу и замечания. Рёбёнок стал чаще радоваться и находиться в весёлом настроении. Таким образом, разработанная программа положительно повлияла на общее психическое состояние ребёнка и частично решила проблемы, выявленные на констатирующем этапе эксперимента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате выполненной работы, во введении была определена актуальность данного исследования, сформулированы цель и задачи работы. В первой главе описаны психологические особенности воспитанника детского дома. Далее, были раскрыты теоретические основы социально-педагогической работы в детских домах. Раскрыто содержание диагностической и коррекционно-реабилитационной работы социального педагога в детских домах. Во второй главе была проведена комплексная диагностика с воспитанником детского дома и выявлены проблемы психологического развития ребёнка. В соответствии с обозначенными проблемами была составлена программа социально - педагогической реабилитации ребенка. На этапе контрольного эксперимента была проверена эффективность разработанной программы. Проведение занятий по разработанной программе положительно отразилось на поведении ребёнка, его качествах и способностях и, что важно, на его социальной адаптации в обществе.
Таким образом, работа по социальному воспитанию дошкольников в детском доме должна иметь коррекционную направленность. Это обеспечивает преодоление дефицитарности социального, психического и личностного развития детей, находящихся в неблагоприятной ситуации развития. Изложенное выше свидетельствует о целесообразности использования разработанной коррекционно-педагогической программы социального воспитания не только в детских домах, но и дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего типа. социальный педагог реабилитация дошкольник детский дом
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Социальная педагогика [Текст]: Курс лекций. Под общ. Ред. М.А. Галагузовой. М.: ВЛАДОС, 2000.-416 с. . Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: учебник для вузов [Текст]. - М.: Академический проект, 2003, - 528 с.312. . Лишенные родительского попечительства: хрестоматия [Текст]: Учеб. пособие для студ. пед. Ун-тов и ин-тов. Ред и сост. В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1991.-23 с. . Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: Социально-эмоциональные проблемы [Текст]. Под науч. ред. Л.М. Щипиной, Е.И. Казаковой [Текст]. - СПб., 2000.-204 с. . Шептенко П.А. Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога [Текст]: учебн. пособие для студ. Высших пед. учебн. завед. Под ред. В.А. Сластенина. - М. Академия, 2002. - 208 с. . Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми группы риска в учреждении социальной помощи и поддержки [Текст]. -М., 1997. - 211 с. . Психическое развитие ребенка шестого года жизни [Электронный ресурс].http://familyandbaby.ucoz.ru/publ/razvitie/ot_5_do_7_let/psikhicheskoe_razvitie_rebenka_shestogo_goda_zhizni/28-1-0-226 - свободный. . Вальдорфская педагогика [Электронный ресурс]. http://waldorf-vrn.ru/pedagogy/principy/- свободный.
. Гигиенические требования к организации учебных занятий [Электронный ресурс]. http://detipc.narod.ru/st10.html - свободный. . Архангельский Н.В. Нравственное воспитание [Текст]. - М.: Просвещение, 1979. - 19 с. . Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст]. - М.: Просвещение, 1968. - 67 с. . Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей [Текст]. - М.: Просвещение, 1975. - 58 с. . Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников [Текст]. - М.: Педагогика, 1989. - 33 с. . Булатова З.А. Социально-педагогические условия нравственного воспитания школьников на традициях народной педагогики [Текст]: монография / З.А. Булатова.- Уфа: БИРО, 2009. - 132 с. . Булатова, З.А. Народная педагогика: Программа спецкурса [Текст] / З.А. Булатова, Р.М. Хайруллина. - Уфа: Вагант, 2004. - 15 с. . Волков Г.Н. Этнопедагогика [Текст]. - М.: Академия, 1999г. - 32 с.
Приложение 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|