ГЛАВА 2. Социально-педагогическое исследование воспитанников детского дома
Проведение комплексной диагностики. Констатирующий эксперимент
Целью констатирующего эксперимента является выявление психологического уровня развития ребёнка вновь прибывшего в детский дом и соответствие его возрастной норме, выявление проблемы для последующего составления программы социально - педагогической реабилитации. Основные задачи: . Определение социального статуса ребенка; . Собрать сведения о состоянии физического и психического здоровья ребёнка; . Оценить социальную адаптацию исследуемого ребёнка в окружающей его социальной среде; . Проверить текущую успеваемость ребёнка. Исследовательская работа была проведена в школе-интернат № 1 города Воронеж в период сентябрь-октябрь 2011 - 2012 учебного года. В эксперименте участвовал один ребёнок (девочка) дошкольного возраста 6 лет. Так же в эксперименте участвовали 2 работника этого учреждения (1 учитель и 1 воспитатель), с которыми отдельно проводилась беседа. Всего в эксперименте участвовало 3 респондента. Необходимо отметить, что данный педагогический эксперимент является естественным и проводился с ребёнком без нарушения учебно-воспитательного процесса в форме классных часов и развлечений. На первом этапе определялся социальный статус ребёнка. Для этого были изучены документы, выяснены его биография, проведена беседа с работниками школы-интерната, которые участвовали в его учебно-воспитательном процессе. У медицинского персонала выяснялся уровень её физического здоровья. Был изучен детский коллектив, в котором живёт девочка. Было выяснено, что девочку зовут Оля, и попала она в детский дом с рождения: родители её были лишены прав на ребёнка из-за пьянства. Уровень её физического развития и здоровья - удовлетворительный. Бытовые условия, в которых растёт ребёнок, удовлетворяют санитарным нормам. Успеваемость Оли, по сравнению с другими ребятами в группе, ниже, со слов педагогов, девочка не проявляет старания к учёбе.
Далее, определялся уровень психического развития ребёнка с помощью специальных методик, разработанных для детей психологическим центром "АДАЛИН" [7]. Первая методика предназначена для оценки устойчивости внимания. Ребёнок внимательно разглядывал рисунок, на котором изображены 7 переплетенных линий. Необходимо было проследить взглядом каждую дорожку от ее начала до конца и дать правильный ответ. Инструкция проводимой диагностики представлена в Приложении 1. Следующая методика предназначена для оценки цветовосприятия, в которой ребенку предложены рисунки с изображением различных фруктов и цветные карандаши. Необходимо было назвать и раскрасить эти фрукты в соответствующий им цвет. Инструкция проводимой диагностики представлена в Приложении 2. Для оценки словесно-логического мышления применялась методика, в которой девочке были показаны 2 группы предметов общих по смыслу (по 4 в каждой группе). Необходимо было найти лишний предмет, не подходящий по смыслу. Инструкция проводимой диагностики представлена в Приложении 3. Далее оценивалась зрительная память, где девочке показали шесть картинок, и в течение 30 секунд она их пыталась запомнить. Затем ей необходимо мыло назвать то, что она запомнила. Инструкция проводимой диагностики представлена в Приложении 4. Следующая методика направлена на оценку слуховой памяти, в которой ребёнку прочитали 10 слов, а затем попросили назвать то, что он запомнил. Инструкция проводимой диагностики представлена в Приложении 5. Затем проводился тест на оценку смысловой памяти, где ребёнку прочитали 4 фразы и попросили повторить те фразы, которые ему удалось запомнить. Инструкция проводимой диагностики представлена в Приложении 5.
Далее оценивалась "Культура общения" с помощью теста-наблюдения, в котором ребёнок наблюдался в течение недели и оценивалось насколько он спокойно общался со взрослыми и детьми разного возраста, негромко говорил в общественных местах, не привлекая излишнего внимания, с уважением относился к труду взрослых; охотно ли выполнял просьбы и поручения взрослых, соблюдал ли правила поведения в группе детей. На заключительном этапе диагностики проводился тест-наблюдение "Оценка эмоционально-волевой сферы", в котором ребёнок оценивался в процессе повседневной деятельности в течение недели. Инструкция проводимой диагностики представлена в Приложении 6. Результаты диагностики умственных способностей ребёнка представлены в таблице 1 Таблица 1 Результаты исследования умственных способностей
При оценке "Культуры общения" было выявлены трудности в общении со взрослыми: с одной стороны - обостренная потребность в общении, с другой стороны - в случае ее неудовлетворенности, - проявление агрессии. "Оценка эмоционально-волевой сферы" показала познавательную пассивность, слабую мотивация к обучению, педагогическую запущенность. А так же в процессе общения с девочкой был выявлен недостаточный уровень её духовно-нравственного воспитания, а так же не готовность к самостоятельной жизни. Она испытывает трудность в сознательном выборе своей судьбы после окончания учебного заведения. Таким образом, была выявлена проблема слабого умственного развития ребёнка, не соответствующего нормам данного возраста, а так же низкий уровень социальной адаптации в обществе. Поэтому необходимо разработать программу социально - педагогической реабилитации ребенка, включающую ряд профилактических мероприятий, направленных на повышение уровня психологического развития ребёнка и его социальную адаптацию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|