Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обработка результатов. Темы для рефератов. Литература. Тема 18. Воля. Основные психологические понятия по теме. Принятие решение – выбор одного из вариантов решения задачи.




Обработка результатов

При обработке результатов учитывается число совпадений ответов испытуемого с «ключом», подсчитываются индексы различных форм агрессивности и враждебных реакций путем суммирования полученных ответов.

1. Физическая агрессия: ответы «да» в вопросах 1, 25, 33, 55, 62, 68; ответы «нет» в вопросах 9, 17, 41.

2. Косвенная агрессия: «да» – 2, 10, 18, 42, 34, 56, 63; « нет» – 26, 49.

3. Раздражение: «да» – 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72; «нет» – 11, 35, 69.

4. Негативизм: «да» – 4, 12, 20, 28; «нет» – 36.

5. Обида: «да» – 5, 13, 21, 29, 37, 51; «нет» – 44.

6. Подозрительность: «да» – 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59; «нет» – 65, 70.

7. Вербальная агрессия: «да» – 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73; «нет» – 39, 66, 74, 75.

8. Чувство вины: «да» – 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 67, 61.

Суммирование индексов 1, 2, 7 дает общий индекс агрессивности (ИА), 1, 2, 7 – показывает уровень агрессивной мотивации, а суммирование индексов 6 и 5 – индекс враждебности (ИВ). Можно также получить представление о конструктивной или деструктивной направленности агрессивности, сложив «ИА» и «ИВ».

1) Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.

2) Косвенная агрессия – понимаемая как агрессия, которая окольными путями направлена на другое лицо – злобные сплетни, шутки, так и агрессия, которая ни на кого не направлена – взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п. Эти взрывы характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью.

3) Склонность к раздражению – готовность при малейшем возбуждении к проявлению вспыльчивости, резкости, грубости.  

4) Негативизм – оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5) Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

6) Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

7) Вербальная агрессия –  выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань).

8) Чувство вины – выражение убеждения обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает злобно, наличие у него угрызений совести.

 

Темы для рефератов

1. Эмоции и человеческие взаимоотношения.

2. Теории эмоций.

3. Эмоции и современное художественное творчество.

4. Любовь как нравственное чувство.

 

Литература

1. Василюк, Ф. Е. Психология переживания / Ф. Е. Василюк. – М., 1984.

2. Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений / К. В. Вилюнас. – М., 1976.

3. Выготский, Л. С. Эмоции и их развитие в детском возрасте. Собрание соч.: В. 6 т. – Т. 2 / Л. С. Выготский. – М. Педагогика, 1982.

4. Годфруа, Ж. . Что такое психология / Ж. Годфруа. – М., 1992.

5. Изард,  К. Е. Эмоции человека / К. Е. Изард. – М., 1980.

6. Психология эмоций. Тексты. М., 1984.

7. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. – М., 1993.

 

 

Тема 18. Воля

План

1. Воля и волевые действия человека.

2. Физиологические механизмы волевого действия.

3. Психологическая структура волевого акта.

 

Основные психологические понятия по теме

Борьба мотивов – этап волевого действия, связанный с принятием решения.

Влечение – инстиктивное желание, побуждающее индивида действовать в направлении удовлетворения этого желания.

Волевое усилие – форма психического отражения, проявляющегося в способности к выбору действий, связанных с преодолением внешних или внутренних препятствий

Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Желание – осознанное влечение, отражающее потребность; переживание, перешедшее в действенную мысль о возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить.

Принятие решение – выбор одного из вариантов решения задачи.

Сила воли – степень необходимого волевого усилия для достижения цели. Силу воли характеризуют: решительность, настойчивость и др.

 

Вопросы для обсуждения

1. Дайте характеристику воли как процесса сознательного регулирования поведения.

2. Охарактеризуйте волевые действия.

3. В чем проявляется взаимосвязь воли и сознания?

4. Что является физиологической основой воли?

5. Раскройте содержание структурных компонентов волевых действий.

6. Какие волевые качества человека вы знаете? Охарактеризуйте их.

 

Практический материал для семинарского занятия

Задача №1. Определите, где в предложенных ситуациях мы имеем дело с побудительной, а где — с тормозной функцией воли.

 

1. Пятиклассник Вова упорно трудится над задачей по математике, потому что хочет побыстрее пойти к соседу Мише посмотреть по видику фильм с Клодом Ван Дамом, а мама сказала, что пойти можно только после того, как будут сделаны все уроки на завтра.

2. Абитуриент-ветеран Александр Неудачников уже в шестой раз недобирает баллы для поступления на факультет психологии, поэтому будет еще упорнее готовиться для поступления в седьмой раз.

3. Студент-медик Игорь целую ночь перед экзаменом учит анатомию. Латинские названия мышц, костей и нервов путаются и забываются, но Игорь воодушевляет себя мыслью, что он должен сдать этот последний экзамен, чтобы не потерять стипендию.

4. Официант ресторана «Модерн-на-Упе» Жорж Березкин был оскорблен словесно подвыпившим Пьером Афонькиным, облит им водкой «Жириновский», получил в лицо порцию салата а ля Цезарь, а о его смокинг Пьер вытер руки. Тем не менее официант Березкин стойко перенес содеянное в расчете на щедрые чаевые.

5. Бальзаковская женщина Фаина Константиновна, вес которой составляет 150 кг, третий день сидит на диете, чтобы к субботе вместиться в платье, надеть которое она собирается на свидание с Иннокентием Аркадьевичем.

6. Тринадцатилетний Боб у светофора на Варшавке моет стекла в проезжающих иномарках. Заработанные собственным трудом деньги он бережет от случайных соблазнов, чтобы к весне купить себе кожаную «косуху», как у его кумира Вилли.

 

Задача №2. Оцените приведенный список слов с точки зрения того, какие из них, будучи применяемыми к себе, в большей мере характеризуют людей с сильной и слабой волей.

 

Надо, хочу, сомневаюсь, рассчитываю, могу, необходимо, выполню, надеюсь, умею, должен, обязан, рискну, подумаю, страшусь, решу, буду, стану, желаю, требую, настаиваю, раздумываю, посоветуюсь, опасаюсь, колеблюсь, предполагаю, боюсь, мучаюсь, избегаю, непременно, попробую, справлюсь, обязательно, отложу, стремлюсь, добиваюсь, сдерживаюсь.

Задача №3. Проанализируйте приведенные тексты и ответьте на вопросы. Какие причины породили необходимость введения и сохранения понятия воли в психологии? Сохранились ли данные исторические реалии, породившие необходимость введения понятия «воля» в психологии, в настоящее время?

 

1. Одним из первых в европейской культуре, кто рассмотрел действия, лишенные стремления к цели, но принимаемые человеком как «обязательные к исполнению», был Аристотель. Он считал, что действия, осуществляемые по разумному решению, можно объяснить, только допустив наличие особой способности — воли, которая придает разумному решению стремление или возможность инициировать и доводить до цели намеренное действие.

2. Второй реальностью, оправдывающей введение понятия воли, явилась необходимость выбора действий при конфликте мотивов, целей, когда человек не находит разумных оснований выбора. В такой ситуации воля наделяется способностью совершать такой выбор по собственному критерию.

3. Обращение к понятию воли было обусловлено способностью человека управлять по своему сознательному решению психическими и физиологическими процессами и состояниями, различными параметрами двигательных актов (силой, скоростью, темпом, длительностью и т. д. ).

 

Задача №4. Определите, какие волевые качества (возбудимость волевого усилия, длительность волевого усилия, энергичность, подавление действия или способность к задержке) проявились в каждой из описанных ситуаций.

 

1. Согласно преданию, греческий воин, пробежав более 40 км из местечка Марафон в Афины и сообщив весть о победе греков над персами, упал мертвым на городской площади.

2. Конструктор А., учась в школе, плохо чертил и решил совершенствовать свои умения. Для начала он стал заниматься в чертежной группе. Поскольку занятия проводились по понедельникам, ему приходилось каждое воскресенье проводить за чертежами. Много раз ему хотелось бросить, но он чертил, переделывал каждую работу по 5-6 раз. Через два года занятий учитель черчения назвал его чертежи лучшими в школе.

3. Десятиклассник Б., возвращаясь из школы вдоль берега замерзшей реки, услышал слабые крики о помощи и увидел двух барахтающихся в обломках льда ребятишек. Юноша сбросил обувь, пальто и прыгнул в ледяную воду.

4. Шестиклассник В., чтобы развить свою волю, часто прибегал к такому приему: прерывал чтение интересной книги на самом захватывающем месте и не прикасался к ней 2-3 дня.

Задача №5. Проанализируйте следующие представления о внушаемости и покажите, какое значение для определения содержания волевого акта личности имеет внушение.

 

1. Внушаемость связана с общей личностной и интеллектуальной незрелостью, имеет определенную функциональную роль в онтогенезе – как фактор первичных, еще не интериоризованных, интерпсихических отношений между людьми. (В. Н. Куликов)

2. Внушаемость – черта истерической личности, для которой характерны подражательные формы истерического поведения. (А. Якубик)

3. Внушаемость – черта личности, связанная с интеллектуальной недостаточностью, отрицательным отношением субъекта к самому себе, неуверенностью в своих силах, низкой самооценкой — определяющими ориентацию в поведении на мнения и оценки других людей.

4. Внушаемость – относительная черта, проявляющаяся в значимой ситуации – личностно-значимое чаще принимается на веру. (С. В. Кравков, В. А. Бакеев).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...