РАЗДЕЛ V. Психическое развитие человека в трудах отечественных и зарубежных психологов
РАЗДЕЛ V. Психическое развитие человека в трудах отечественных и зарубежных психологов Тема 19: Психическое развитие человека в трудах отечественных психологов План 1. Принцип единства сознания и деятельности в психологии. 2. Общепсихологическая теория деятельности А. Н. Леонтьева. 3. Антропологические исследования Б. Г. Ананьева. 4. Закономерности психического развития в онтогенезе по Л. С. Выготскому. 5. Психическое развитие человека в трудах В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина. 6. Психическое развитие человека в трудах психологов современности (Л. И. Божович, Б. С. Братусь, А. В. Запорожец, М. И. Лисина).
Основные психологические понятия по теме Ананьев Борис Герасимович (1907-1972) - отечественный психолог. Выступил с идеей создания единой концепции человекознания, синтезирующей достижения круга наук о человеке. Основатель психологического факультета ЛГУ им. А. А. Жданова. Божович Лидия Ильинична (1908-1981) – отечественный психолог, представитель культурно-исторической психологии. В основе научной концепции положен целостный подход к изучению личности. Изучала познавательные интересы школьников, осуществляла дифференцированный подход к исследованию мотивов учебной деятельности, исследовала анализ личностных конфликтов. Братусь Борис Сергеевич (р. 1945) – отечественный психолог. Разработана целостная концепция психического здоровья, основанная на разработке представлений о структуре и функциях мотивационно-смысловой сферы, выделении специфических уровней и параметров психического и личностного здоровья. Давыдов Василий Васильевич (1930-1998) – отечественный психолог, педагог. Создал логико-психологическую теорию о двух основных типах сознания и мышления человека – эмпирическом и теоретическом. Разработал теорию учебной деятельности и развивающего обучения.
Движущие силы развития – понятие, отвечающее на вопрос, как происходит (осуществляется) процесс развития; включает в себя определение его источников, противоречий и механизмов. Занков Леонид Владимирович (1901-1977) - советский психолог, дефектолог, педагог. Создатель одной из дидактических систем начального обучения, носящей его имя. Запорожец Александр Владимирович (1905-1981) – российский психолог, ученик Л. С. Выготского, создатель теории психического действия. Исследовал закономерности психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Специалист в области психологии развития и педагогической психологии. Зона ближайшего развития – масштаб и уровень трудности задач, решаемых ребенком в сотрудничестве со взрослым. Понятие введено Л. С. Выготским в рамках решения проблемы соотношения обучения и развития. Культурно-историческая концепция – теория психического развития человека, разработанная Л. С. Выготским; её основу составляет представление о культурной обусловленности развития психики человека, о превращении натуральных форм психического в культурные (высшие) психические функции. Основным механизмом формирования культурных форм психики человека является интериоризация. Кризис возрастной – относительно непродолжительный период онтогенеза, характеризующийся резкими психологическими изменениями в сложившемся ходе развития; представляет собой закономерный момент в общем психическом развитии человека. Леонтьев Алексей Николаевич (1903-1979) - отечественный психолог, теоретик психологии. Автор общепсихологической теории деятельности. Основатель психологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.
Лисина Мая Ивановна (1929-1983) – советский детский психолог. Создатель научной школы, исследующей психологические вопросы раннего онтогенеза в контексте общения взрослого с ребенком. Принцип единства сознания и деятельности – основополагающий принцип деятельностного подхода в психологии (сформулирован С. Л. Рубинштейном). Рубинштейн Сергей Леонидович (1889-1969) – отечественный психолог и философ. Разрабатывал философские и теоретические проблемы психологии, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Эльконин Даниил Борисович (1904-1984) – советский психолог. Выдвинул концепцию периодизации психического развития детей. С позиций культурно-исторической теории провел психологический анализ игры, выявив её роль в процессе развития ребенка.
Вопросы для обсуждения 1. Расскажите о развитии человека в трудах отечественных психологов. 2. Почему в настоящее время так актуальны взгляды Л. С. Выготского на процесс психического развития ребенка для практики образования? 3. Расскажите об основных структурных элементах подхода Б. Г. Ананьева к изучению человека. 4. Расскажите о вкладе в отечественную науку ученых: В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович, Б. С. Братуся, А. В. Запорожца, М. И. Лисиной). 5. Какие научные труды отечественных ученых вам известны?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|