Практический материал для семинарского занятия
Практический материал для семинарского занятия Задание №1. Выберите правильный вариант из предложенных ответов. Автором культурно-исторической теории развития психики является: 1. С. Л. Рубинштейн 2. А. Н. Леонтьев 3. Л. С. Выготский 4. Д. Б. Эльконин
Задание №2. Сопоставьте имена ученых, которые были основоположниками становления отечественной психологии, с их научными достижениями
1. А. Ф. Лазурский 2. Н. Н. Ланге 3. Г. И. Челпанов 4. Л. С. Выготский 5. Б. М. Теплов а) основатель первого в России Психологического института б) заложил научные основы изучения темперамента в) основатель экспериментальной психологии в России г) им был предложен метод естественного эксперимента д) создатель культурно-исторической теории развития психики человека
Задание №3. Выберите правильный вариант из предложенных ответов. 1. Какой принцип отечественной психологии соответствует данному утверждению: психика определяется образом жизни и изменяется с изменением внешних условий? а) принцип детерминизма б) принцип единства сознания и деятельности в) принцип развития г) принцип личностного подхода
2. Какой принцип отечественной психологии соответствует данному утверждению: сознание и деятельность находятся в неразрывном единстве, сознание образует внутренний план деятельности человека? а)принцип единства сознания и деятельности б) принцип детерминизма в) принцип развития г) принцип личностного подхода
3. Какой принцип отечественной психологии соответствует данному утверждению: психика может быть правильно понята, если рассматривается в непрерывном развитии, как процесс и результат деятельности?
а)принцип личностного подхода б) принцип детерминизма в) принцип развития г)единства сознания и деятельности
4. Какой принцип отечественной психологии соответствует данному утверждению: существует необходимость исследования всех индивидуально и социально-психологических особенностей человека? а) принцип детерминизма б) принцип развития в) принцип личностного подхода г) принцип единства сознания и деятельности
Задание №4. Проанализируйте приведенные фрагменты. Как вы считаете – является ли психика деятельностью?
1. Процесс мышления в виде мыслей… это подготовительный этап или сторона, момент деятельности… Но сам процесс мышления, взятый в динамике собственного протекания, безотносительно к эффекту, который он дает, к воздействию, которое он вызывает, – это не деятельность, а лишь активность (С. Л. Рубинштейн). 2. Психика – особая форма деятельности субъекта, его деятельность в плане образа (П. Я. Гальперин). Темы для рефератов 1. Проблема развития человека в дореволюционной психологической науке. 2. Культурно-историческая концепция развития Л. С. Выготского. 3. Вопросы психологии развития человека в трудах С. Л. Рубинштейна. 4. Экспериментальная разработка проблем психического развития.
Литература 1. Асмолов, А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А. Г. Асмолов. – М., 1996. 2. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. – Т. 4. / Л. С. Выготский. – М., 1984. 3. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2т. – Т. 1. / А. В. Запорожец. – М., 1986. 4. Изучение традиций и научных школ в истории советской психологии / Под ред. А. Н. Ждан. – М., 1988. 5. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. – Т. 1. / А. Н. Леонтьев. – М., 1998. 6. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. – Т. 1. / С. Л. Рубинштейн. – М., 1989.
7. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. – М., 1989.
Тема 20. Психическое развитие человека в трудах зарубежных психологов План 1. Психодинамическая теория развития личности человека З. Фрейда. 2. Бихевиоризм как наука о поведении. 3. Гештальтпсихология как учение о целостности психических явлений человека. 4. Гуманистический подход в понимании сущности человека. 5. Эпигенетическая теория развития человека Э. Эриксона. 6. Человек познающий в когнитивной психологии.
Основные психологические понятия по теме Вербальное кодирование – внутренний репрезентативный процесс, во время которого человек молча повторяет последовательность моделируемой деятельности, чтобы выполнить ее позже. Вытеснение – защитный механизм, заключающийся в том, что нежелательные мысли или импульсы не допускаются до уровня сознания. Замещение – защитный механизм, суть которого состоит в переадресовании чувств кому-то, для кого они не предназначались, по причине возможного возмездия со стороны истинного объекта. Защитные механизмы – неосознанные реакции, защищающие человека от таких неприятных эмоций, как тревога и чувство вины. Когнитивные процессы – мыслительные процессы, которые дают нам способность как для объяснения, так и для предвидения. Метаценности – высшие аспекты жизни, достигаемые самоактуализирующими индивидами. Включают такие ценности, как добро, истина, красота, справедливость и совершенство. Оперантное научение – форма научения, в которой правильная реакция или изменение поведения подкрепляется и становится более вероятной. Отрицание – защитный механизм, проявляющийся в избавлении индивидуума от угрожающих переживаний, путем отгораживания от их существования. Проекция –защитный механизм, состоящий в том, что человек приписывает другим свои неприемлемые желания. Рационализация – защитный механизм, позволяющий человеку находить правдоподобные объяснения своих неудач. Регрессия – защитный механизм, заключающийся в том, что индивидуум отступает на более раннюю стадию развития, более безопасную и приятную. Респондентное поведение – специфическая реакция, которая запускается известным стимулом, последний всегда предшествует первой во времени.
Самоактуализация – процесс, постулированный Маслоу, включает в себя здоровое развитие способностей людей, чтобы они могли стать тем, кем могут стать, а значит – жить осмысленно и совершенно. Становление – процесс развития, в котором индивид берет на себя ответственность за максимально полную реализацию своего потенциала. Сублимация – защитный механизм, при котором импульсы ид направляются на социально приемлемую активность. Феноменология – подход в персонологии, подчеркивающий важность понимания субъективных переживаний человека, его чувств и личных концепций, а также его личной точки зрения на мир и себя. Экзистенцианальный образ жизни – образ жизни, характеризующийся существованием «здесь и сейчас» так, что каждый момент жизни нов и отличается от всего, что было ранее. Я-идеальное – человек, каким, полагает индивид, он сможет или должен стать. Я-концепция – всеобщий паттерн или конфигурация самовосприятия: концепция человека о том, каков он.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|