Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практический материал для семинарского занятия




Практический материал для семинарского занятия

Задание №1. Выберите правильный вариант из предложенных ответов.

Автором культурно-исторической теории развития психики является:

1. С. Л. Рубинштейн

2. А. Н. Леонтьев

3. Л. С. Выготский

4. Д. Б. Эльконин

 

Задание №2. Сопоставьте имена ученых, которые были основоположниками становления отечественной психологии, с их научными достижениями

 

1. А. Ф. Лазурский

2. Н. Н. Ланге

3. Г. И. Челпанов

4. Л. С. Выготский

5. Б. М. Теплов

а) основатель первого в России Психологического института

б) заложил научные основы изучения темперамента

в) основатель экспериментальной психологии в России

г) им был предложен метод естественного эксперимента

д) создатель культурно-исторической теории развития психики человека

 

Задание №3. Выберите правильный вариант из предложенных ответов.

1. Какой принцип отечественной психологии соответствует данному утверждению: психика определяется образом жизни и изменяется с изменением внешних условий?

а) принцип детерминизма

б) принцип единства сознания и деятельности

в) принцип развития

г) принцип личностного подхода

 

2. Какой принцип отечественной психологии соответствует данному утверждению: сознание и деятельность находятся в неразрывном единстве, сознание образует внутренний план деятельности человека?

а)принцип единства сознания и деятельности

б) принцип детерминизма

в) принцип развития

г) принцип личностного подхода

 

3. Какой принцип отечественной психологии соответствует данному утверждению: психика может быть правильно понята, если рассматривается в непрерывном развитии, как процесс и результат деятельности?

а)принцип  личностного подхода

б) принцип детерминизма

в) принцип развития

г)единства сознания и деятельности

 

4. Какой принцип отечественной психологии соответствует данному утверждению: существует необходимость исследования всех индивидуально и социально-психологических особенностей человека?

а) принцип детерминизма

б) принцип развития

в) принцип личностного подхода

г) принцип единства сознания и деятельности

 

Задание №4. Проанализируйте приведенные фрагменты. Как вы считаете – является ли психика деятельностью?

 

1. Процесс мышления в виде мыслей… это подготовительный этап или сторона, момент деятельности… Но сам процесс мышления, взятый в динамике собственного протекания, безотносительно к эффекту, который он дает, к воздействию, которое он вызывает, – это не деятельность, а лишь активность (С. Л. Рубинштейн).

2. Психика – особая форма деятельности субъекта, его деятельность в плане образа (П. Я. Гальперин).

Темы для рефератов

1. Проблема развития человека в дореволюционной психологической науке.

2. Культурно-историческая концепция развития Л. С. Выготского.

3. Вопросы психологии развития человека в трудах С. Л. Рубинштейна.

4. Экспериментальная разработка проблем психического развития.

 

Литература

1. Асмолов, А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А. Г. Асмолов. – М., 1996.

2. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. – Т. 4. / Л. С. Выготский. – М., 1984.

3. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2т. – Т. 1. / А. В. Запорожец. – М., 1986.            

4. Изучение традиций и научных школ в истории советской психологии / Под ред. А. Н. Ждан. – М., 1988.

5. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. – Т. 1. / А. Н. Леонтьев. – М., 1998.

6. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. – Т. 1.  / С. Л. Рубинштейн. – М., 1989.

7. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. – М., 1989.            

 

 

Тема 20. Психическое развитие человека в трудах зарубежных психологов

План

1. Психодинамическая теория развития личности человека З. Фрейда.

2. Бихевиоризм как наука о поведении.

3. Гештальтпсихология как учение о целостности психических явлений человека.

4. Гуманистический подход в понимании сущности человека.

5. Эпигенетическая теория развития человека Э. Эриксона.

6. Человек познающий в когнитивной психологии.

 

Основные психологические понятия по теме

Вербальное кодирование – внутренний репрезентативный процесс, во время которого человек молча повторяет последовательность моделируемой деятельности, чтобы выполнить ее позже.

Вытеснение – защитный механизм, заключающийся в том, что нежелательные мысли или импульсы не допускаются до уровня сознания.

Замещение – защитный механизм, суть которого состоит в переадресовании чувств кому-то, для кого они не предназначались, по причине возможного возмездия со стороны истинного объекта.

Защитные механизмы – неосознанные реакции, защищающие человека от таких неприятных эмоций, как тревога и чувство вины.

Когнитивные процессы – мыслительные процессы, которые дают нам способность как для объяснения, так и для предвидения.

Метаценности – высшие аспекты жизни, достигаемые самоактуализирующими индивидами. Включают такие ценности, как добро, истина, красота, справедливость и совершенство.

Оперантное научение – форма научения, в которой правильная реакция или изменение поведения подкрепляется и становится более вероятной.

Отрицание – защитный механизм, проявляющийся в избавлении индивидуума от угрожающих переживаний, путем отгораживания от их существования.

Проекция –защитный механизм, состоящий в том, что человек приписывает другим свои неприемлемые желания.

Рационализация – защитный механизм, позволяющий человеку находить правдоподобные объяснения своих неудач.

Регрессия – защитный механизм, заключающийся в том, что индивидуум отступает на более раннюю стадию развития, более безопасную и приятную.

Респондентное поведение – специфическая реакция, которая запускается известным стимулом, последний всегда предшествует первой во времени.

Самоактуализация – процесс, постулированный Маслоу, включает в себя здоровое развитие способностей людей, чтобы они могли стать тем, кем могут стать, а значит – жить осмысленно и совершенно.

Становление – процесс развития, в котором индивид берет на себя ответственность за максимально полную реализацию своего потенциала.

Сублимация – защитный механизм, при котором импульсы ид направляются на социально приемлемую активность.

Феноменология – подход в персонологии, подчеркивающий важность понимания субъективных переживаний человека, его чувств и личных концепций, а также его личной точки зрения на мир и себя.

Экзистенцианальный образ жизни – образ жизни, характеризующийся существованием «здесь и сейчас» так, что каждый момент жизни нов и отличается от всего, что было ранее.

Я-идеальное – человек, каким, полагает индивид, он сможет или должен стать.

Я-концепция – всеобщий паттерн или конфигурация самовосприятия: концепция человека о том, каков он.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...